План лекции
Источник появления методики.
Понятие «методика».
Основные элементы методики обучения.
Виды методик.
Методика как наука.
Понятие «технология».
Соотношение понятий «методика» и «технология».
Источник появления методики
методика обучения …….
наука 1 наука 2 наука 3
методологическая основа
ПРАКТИКА
(опыт конкретного педагога)
Понятие «методика»
теория воспитания
теория обучения
общая дидактика (общие вопросы; методы, формы, средства)
частные дидактики (предметные) = методики обучения (образовательные технологии)
Дидактика
CEO
Методика – совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо; раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов, воспитания кого-либо.
(Кузнецов С.А. Современный толковый
словарь русского языка, 2004 г.)
Традиционные
Относящиеся к отдельным типам обучения (методика дистанционного обучения)
Общие (для всего образования)
Частные (для отдельных учебных предметов)
Авторские
Относящиеся к специальным видам деятельности (методика проведения лабораторных работ)
Методики обучения
Методика ……….
как наука
как учебный предмет
изучает содержание обучения
изучает процессы усвоения материала, трудности
определяет эффективность рекомендуемых методов и приемов
изучает методы работы учителя, учащихся
определяет содержание обучения ……..
обеспечивает школу учебными программами,
учебниками и др.пособиями
разрабатывает методич. пособия для учителей и методические указания
для учащихся
исследует процессы усвоения материала
учащимися, на этой основе дает оценку методам и приемам
Предмет методики – процесс обучения ……….
отбор и «подача» материала учащимся, организация их учебного труда, развитие, выявление их знаний и умений
предметный материал
усвоение знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков
2. Цель и задачи методики.
Цель –
исследование основных компонентов системы обучения младших школьников по различным учебным предметам.
Фундаментальные
Задачи методики
Прикладные
Методы исследования
изучение методологических основ (например, связи развития пространственного мышления и освоения геометрических понятий) и смежных наук
изучение «истории вопроса», методики по избранному вопросу, зарубежного опыта, сопоставление прошлого опыта с современным положением дела
изучение вопросов современного науковедения, эвристики, логики, методов исследования в смежных науках, опыта исслед-кой работы крупных ученых
анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем - в результате наблюдений, изучения опыта учителей, эксперимента
Методы исследования
изучение опыта учителей
целенаправленные наблюдения над процессом обучения
эксперимент
Безличный, инструментальный характер системы действий
Воспроизведение системы действий в деятельности любого профессионала
(при условии его соответствующей подготовки и соблюдении рекомендуемых правил)
Система
Технология
Проанализировать различные определения понятия «технология»
выделить признаки технологии в педагогике
Технология (греч. «techne» — искусство, мастерство + «logos» — понятие, учение)
совокупность методов
обработки,
изготовления,
изменения
состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства
наука
о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства
Сущность понятия «технология»
Обучение должно стать «техническим», т. е. таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха.
Важнейшая идея технологий –
гарантированность результата.
Механизм обучения, т.е. учебный процесс – «дидактическая машина»:
цели
средства достижения этих целей
правила пользования этими средствами.
Я. А. Коменский, 400 лет назад
Технология:
процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий
педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приемов
проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике
цель - средство - правило - результат
Признаки технологии в педагогике
Концептуальность (философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование способов достижения образовательной цели)
Системность
Управляемость (возможность проектирования и корректирования)
Воспроизводимость
Действенность
Методика | Технология |
основана на | |
обобщении положительного инновационного практического опыта конкретного субъекта | прогностическом знании о механизмах получения желаемого результата |
факт | |
педагогического мастерства и творчества отдельных педагогов в решении определенного типа педагогических задач | педагогической культуры сообщества педагогов-профессионалов |
Педагогическое искусство | Педагогическое мастерство |
методика, индивидуальный опыт, | овладение и умелое применение эффективных методов и технологий |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.