Понятие «методика»
теория воспитания
теория обучения
общая дидактика (общие вопросы; методы, формы, средства)
частные дидактики (предметные) = методики обучения (образовательные технологии)
Дидактика
CEO
Методика – совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо; раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов, воспитания кого-либо.
(Кузнецов С.А. Современный толковый
словарь русского языка, 2004 г.)
Традиционные
Относящиеся к отдельным типам обучения (методика дистанционного обучения)
Общие (для всего образования)
Частные (для отдельных учебных предметов)
Авторские
Относящиеся к специальным видам деятельности (методика проведения лабораторных работ)
Методики обучения
Методика ……….
как наука
как учебный предмет
изучает содержание обучения
изучает процессы усвоения материала, трудности
определяет эффективность рекомендуемых методов и приемов
изучает методы работы учителя, учащихся
определяет содержание обучения ……..
обеспечивает школу учебными программами,
учебниками и др.пособиями
разрабатывает методич. пособия для учителей и методические указания
для учащихся
исследует процессы усвоения материала
учащимися, на этой основе дает оценку методам и приемам
Фундаментальные
исследование процессов овладения учащимися ……., системой …………. понятий;
изучение закономерностей обучения, типичных ошибок, допускаемых учащимися;
определение принципов и методов обучения …………., целей и задач обучения, принципов отбора материала для изучения
Задачи методики
Прикладные
«зачем изучать»;
«чему учить»;
«как учить»;
«как контролировать усвоенное»
Методы исследования
изучение методологических основ (например, связи развития пространственного мышления и освоения геометрических понятий) и смежных наук
изучение «истории вопроса», методики по избранному вопросу, зарубежного опыта, сопоставление прошлого опыта с современным положением дела
изучение вопросов современного науковедения, эвристики, логики, методов исследования в смежных науках, опыта исслед-кой работы крупных ученых
анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем - в результате наблюдений, изучения опыта учителей, эксперимента
Технология (греч. «techne» — искусство, мастерство + «logos» — понятие, учение)
совокупность методов
обработки,
изготовления,
изменения
состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства
наука
о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства
Сущность понятия «технология»
Обучение должно стать «техническим», т. е. таким, что все, чему учат, не могло не иметь успеха.
Важнейшая идея технологий –
гарантированность результата.
Механизм обучения, т.е. учебный процесс – «дидактическая машина»:
цели
средства достижения этих целей
правила пользования этими средствами.
Я. А. Коменский, 400 лет назад
Технология:
процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий
педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приемов
проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике
цель - средство - правило - результат
Признаки технологии в педагогике
Концептуальность (философское, психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование способов достижения образовательной цели)
Системность
Управляемость (возможность проектирования и корректирования)
Воспроизводимость
Действенность
Методика | Технология |
основана на | |
обобщении положительного инновационного практического опыта конкретного субъекта | прогностическом знании о механизмах получения желаемого результата |
факт | |
педагогического мастерства и творчества отдельных педагогов в решении определенного типа педагогических задач | педагогической культуры сообщества педагогов-профессионалов |
Педагогическое искусство | Педагогическое мастерство |
методика, индивидуальный опыт, | овладение и умелое применение эффективных методов и технологий |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.