Экспрессионизм - одно из наиболее ярких явлений европейского искусства начала XX века фактически не представлен в российских художественных музеях и, в силу известных причин, был обойден вниманием советского искусствознания.
Рациональные поиски, художественные эксперименты – понятия, чуждые художникам-экспрессионистам, их ориентиром и важнейшей ценностью выступали собственное мироощущение и субъективные переживания.
Картины экспрессионистов прекрасны, потому что каждый из этих мастеров творил вопреки эпохе с ее глобальными катастрофами. Каждый, насколько мог, замыкался в себе и переводил ощущение кризиса цивилизации в музыку волшебных красок или в "реальность" воображаемого фантастического мира…
Их имена стали достоянием истории - религиозных мистиков Жоржа Руо и Эмиля Нольде, трагического визионера Макса Бэкмана, знаменитых экспонентов "Моста" и "Синего всадника" Э.Л. Кирхнера, К. Шмидт-Ротлуфа, Ф. Марка, Э. Шиле, П. Клее.
В этом блестящем ряду значатся и наши соотечественники: великий реформатор Василий Кандинский и родившиеся, но не работавшие в России Алексей Явленский, Марианна Верёвкина, Хаим Сутин. Сегодня их полотна - раритеты, они хранятся в музеях Парижа, Мюнхена, Лондона, о них мечтает каждый коллекционер…
ЭКСПРЕССИОНИЗМ:
ПРЕДЧУВСТВИЕ
КАТАСТРОФЫ
МОЯ ГАЛЕРЕЯ
Эрнст Людвиг
Кирхнер. Дом
на острове
Ферман, 1913
художественное направление, свежее трагическое миропонимание и в
Экспрессионизм — авангардное
есь свод многозначительных мотивов, знаков и легенд.
Экспрессионизм явился революционной реакцией и
на классическое академическое искусство, и на идиллическое
импрессионистское отображение мира.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Дом на острове Ферман, 1913
Официальный год рождения экспрессионизма - 1905-ый,
- год создания художественного объединения «Мост».
Первая экспрессионистская группа - четыре студента-
архитектора: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл
Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. В различное время к ним
присоединялись Эмиль Нольде, Макс Пехштейн и другие
живописцы.
РОЖДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА
Программа группы прямо призывала к революции в
искусстве: «Мы, молодые, - залог будущего, хотим
добиться свободы в жизни и в сопротивлении отжившим
установкам стариков. К нам принадлежит каждый, кто
непосредственно и искренне выражает то, что
понуждает нас творить».
Э.Л. Кирхнер.
Ноллендорфплац в
Берлине, 1912
Э.Л. Кирхнер. Улица
Фридрихштрассе в Берлине,
1914
Э.Л. Кирхнер. Ноллендорфплац в Берлине, 1912Э.Л. Кирхнер. Улица Фридрихштрассе в Берлине, 1914
Э.Л. Кирхнер. Портрет женщины
возле деревянной скульптуры, 1912
Эмиль Нольде. Смерть в
пустыне, 1912
Э.Л. Кирхнер. Портрет женщины возле деревянной скульптуры, 1912Эмиль Нольде. Смерть в пустыне, 1912
Каждое авангардное движение, противопоставлявшее себя классической
живописи, находило свою дорогу. Экспрессионисты ушли
в архаику, экзотику и мистику.
«Видимый мир виден каждому, - считали они, - нет смысла его
изображать. Важно лишь эмоциональное состояние автора, и его
способность при помощи формы, цвета, штриха передать это состояние
зрителю».
Из готического искусства они со смаком забирают вытянутые отвесно
формы и повторяют древнюю иконографию в построении лиц и фигур.
Им очень близки гротесковые видения Босха и Гойи, им по душе
мистичные, непонятные ожидания и поклонение эмоциям
эпохи романтизма, они любят барокко за мрачную патетику
и напряженность линий.
Экспрессионисты возрождают гравюру, нарочито дерзко режут на дереве
фигуры, оставляя видимыми зазубрины, шероховатости. За пределами
европейской цивилизации - в колониях, в Африке - они восторгаются
простыми, но невероятно выразительными формами масок, ритуальных
статуй, цветовой простотой гравюр.
РОЖДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА
Участники «Моста»
пишут обнаженных
женщин, - скорее,
варварок и диких
животных, чем
цивилизованных
немок, пишут друг друга
и не питают иллюзий,
передавая на
собственных полотнах
звериное, голодное, поро
Э.Л. Кирхнер. Спящая
Милли, 1911
чное, воинственное.
Рождение экспрессионизма
Э.Л. Кирхнер. Спящая Милли, 1911
Первая выставка
художественного
объединения «Мост»
прошла в выставочном зале
электролампового завода.
Афишу
выставки
придумал
Фриц Блейль.
Немецкая
полиция
запрещала
ее как
неприличную
и направленн
о
уничтожала.
Рождение экспрессионизма
Постепенно участники «Моста»
расстаются с прежними
сюжетами и надеждами
на спасение в дикой природе и
начинают создавать значимые
и эмоционально острые работы.
Но уже каждый сам по себе.
Изначально постулированный
экспрессионистами
художественный вызов «писать
эмоции художника, а не внешний
мир», «искать собственную
душу» привел к творческому
одиночеству и непохожести всех
на всех.
Экспрессионизм
не предусматривает единство.
Оскар Кокошка. Странствующий
рыцарь (Автопортрет), 1915
Рождение экспрессионизма
Оскар Кокошка. Странствующий рыцарь (Автопортрет), 1915
Академизму противостояли и
австрийские живописцы Оскар
Кокошка и Эгон Шиле.
Эротизм и мистицизм
экспрессионизма — это пугающие и
раздражающие не по-человечески
заломленные руки
и ноги, мир, разобранный
на простейшие кусочки, насыщенные
до ядовитости или же до грязноты
краски, ощущение обреченности.
Эгон Шиле писал вызывающие
ню, обнажая уже не тело, а душу
модели. Кокошка — гротескные, будто
недолепленные фигуры в нелепых
театральных позах.
Оскар Кокошка. Орфей и
Эвридика, 1917
Австрийские одиночки
Оскар Кокошка. Орфей и Эвридика, 1917
Эгон Шиле. Автопортрет,
1914
Эгон Шиле. Мужчина и
женщина, 1913
Австрийские одиночки
Эгон Шиле. Автопортрет, 1914Эгон Шиле. Мужчина и женщина, 1913
Экспрессионисты теоретизируют
свое искусство —
и теоретизируют довольно
внушительно. Особенно там, где
к истории движения
подключаются русские.
Василий Кандинский. Гора,
1909
Русский экспрессионизм в Мюнхене
Василий Кандинский. Гора, 1909
В декабре 1911 г. в Мюнхене русским художником и
теоретиком изобразительного искусства Василием
Кандинским и ярким представителем немецкого
экспрессионизма Францем Марком было основано
творческое объединение «Синий всадник» - одно
из самых звездных и стремительных, дерзких
и недолговечных в XX веке. Оно существовало всего
3 года.
«Название Синий всадник мы придумали за
кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба
любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И
название пришло само». (В. Кандинский)
Помимо них в группе также были Август
Маке, Марианна Веревкина, Алексей
Явленский и Пауль Клее.
Франц Марк. Башня синих
коней, 1913 г.
Русский экспрессионизм в Мюнхене
Франц Марк. Башня синих коней, 1913 г.
Художественный мир Франца
Марка — это философский
анимализм: он смотрит
на окружающую действительность
глазами животных.
С одной стороны — получает
от такого взгляда свежие
художественные
формы, откровения, с другой — под
грязью и мишурой наружного
пытается разглядеть «мечту»,
«внутреннюю истину».
Франц Марк. Лисицы, 1913
Духовность искусства
«Синего всадника»
Франц Марк. Лисицы, 1913
Та катастрофа, которую в своих работах предсказывали
художники-экспрессионисты, взорвалась
войной, эпидемиями, бедностью. И каждый
из экспрессионистов очутился в эпицентре этой бури.
Август Маке и Франц Марк были убиты в Первой мировой
совсем молодыми. Эгон Шиле вместе с беременной супругой
скончался от испанского гриппа, когда ему было 28. Оскар
Кокошка возвратился с войны, получив несколько ранений и
потеряв память, Людвиг Кирхнер вернулся с войны
с тяжелым психическим расстройством. Василию
Кандинскому пришлось возвратиться в Россию.
И каждый экспрессионист, доживший до второй немецкой
катастрофы, смог увидеть собственные картины
на выставке «Дегенеративное искусство».
Предчувствия их не обманули…
Джеймс Энсор. Автопортрет
с масками, 1899
Эвард Мунк. Красный
плющ, 1900
Предчувствия их не обманули…
Джеймс Энсор. Автопортрет с масками, 1899Эвард Мунк. Красный плющ, 1900
Э.Л. Кирхнер. Уличная
сцена в Берлине, 1914
Эвард Мунк. У смертного
одра, 1895
Предчувствия их не обманули…
Э.Л. Кирхнер. Уличная сцена в Берлине, 1914Эвард Мунк. У смертного одра, 1895
Франц Марк
Август Маке
Габриэль Мюнтер
Макс Пехштейн
Эдвард Мунк
Джеймс Энсор
Эмиль Нольде
Эрнст Людвиг
Кирхнер
Оскар Кокошка
Эгон Шиле
Алексей Явленский
Марианна Веревкина
Василий Кандинский
Отто Дикс
Эрих Хеккель
Карл Шмидт-
Ротлуф
Фриц Блейль
Ловис Коринт
Художники, работавшие в
экспрессионистском стиле
«Крик» Эдварда Мунка -
возможная отметка начала
экспрессионистского движения:
первобытный, инстинктивный
страх, мистическое
предчувствие
неотвратимого, природа как
стихия, природа, которая
больше не приносит успокоения
и душевного отдыха.
Эдвард Мунк. Крик, 1893
ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ
Эдвард Мунк. Крик, 1893
Картина «Семья» написана
Шиле незадолго до смерти -
это автопортрет с женой Эдит
и с их ребенком, который так
и не успеет родиться.
Странный и страшный
семейный портрет: печаль,
обреченное
смирение, предчувствие
и принятие грядущего.
Нагота у Шиле выражает
незащищенность.
Эгон Шиле. Семья, 1918
ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ
Эгон Шиле. Семья, 1918
Кирхнер ушел на войну
добровольцем и вернулся уже год
спустя.
Кровавая культя, напоминающая
срез окорока в мясном
магазине, — это символ бессилия.
Безрукий художник — это
не только физиология (у Кирхнера
парализовало руки от нервного
срыва), это еще и невозможность
высказаться.
Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет
в солдатской форме, 1915
ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ
Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет в солдатской форме, 1915
Любовь в системе ценностей
экспрессионизма
не приносит счастья — лишь
только недолговременные
призрачные надежды.
Влюбленные на картине О.
Кокошки не борются
с бурей, не побеждают
ее силой любви, а замирают
в объятиях среди
непредотвратимой
стихии, надвигающегося
хаоса.
Оскар Кокошка. Невеста
ветра, 1914
ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ
Оскар Кокошка. Невеста ветра, 1914
Христианские мотивы
у экспрессионистов — способ
говорить о страдании и боли
раздраженно, максимально
громко, способ приблизиться
к архаическому,
средневековому
переживанию мирозданья и
возможность использовать
примитивную живопись.
«Распятие Христа» Э.
Нольде напоминает
алтарную картину
из крестьянской церкви.
Эмиль Нольде. Распятие
Христа, 1912
ЗНАКОВЫЕ КАРТИНЫ
Эмиль Нольде. Распятие Христа, 1912