Урок 3. Зарождение классической музыкальной школы в России.pptx
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
Тема: Художественная культура XVIII
– первой половины XIXв.
Тема урока: Зарождение классической
музыкальной школы в России.
МХК 11 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1
г.Вилючинск
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
Цель урока:
рассмотреть процесс зарождения классической
музыкальной школы в России
дать характеристику творчества М.И.Глинки
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
План урока:
1. Общая характеристика национальной музыкальной
школы России XIX в.
2. Творчество М.И.Глинки.
2.1.Новаторство композитора.
2.2.Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
2.3.Опера «Руслан и Людмила»
2.4.Романсы.
3. Значение творчества М.И.Глинки.
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
1. Общая характеристика
национальной музыкальной школы
России XIX в.
XIX в
музыкальной школы России
вокальной и симфонической музыки
складываются
эпоха формирования национальной
традиции оперной,
камерно
Факторы
формирования
Западноевропей
ская культура
Русский фольклор
Факторы формирования Западноевропейская культураРусский фольклор
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
расширение контактов с Европой
результаты приобщения к европейской культуре:
повышение интеллектуального и профессиональ
ного уровня русских композиторов и исполнителей
более глубокое понимания традиции национальной
музыки, своего творчества
А.А.Алябьев – один из
представителей
классической музыки XIX в.
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
XIX в. – утверждение в России европейских норм
концертной жизни
деятельность Русского музыкального общества (1859
г.)
просветительский характер
регулярные тематические концерты
конкурсы на лучшее музыкальное произведение
система музыкального образования европейского
типа
в Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.) открылись
консерватории
Петербургская
консерватория
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
2. Творчество М.И.Глинки.
2.1. новаторство композитора
родился 20 мая 1804г., детство
прошло в селе Новоспасском
яркие впечатления детства
сказки и песни няни Авдотьи
Усадьба М.И.Глинки
в Новоспасском.
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
М.И.Глинка создал русский стиль в музыкальном
искусстве:
первый композитор в России, кто соединил с
песенным складом
(русским народным) музыкальную
технику (мелодия, гармония, ритмика и контрапункт):
народная музыкальная драма "Жизнь за царя", эпическая
опера "Руслан и Людмила«
русский симфонический стиль "Камаринская", "Князь Хол
мский", увертюры и антракты к обеим операм
романсы высокохудожественные образцы лирически и
драматически выраженной песни
М.И.Глинка.
Худ. И.Репин
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
2. 2. Опера «Иван Сусанин» (Жизнь за
царя»).
Ярче всего композиторское мастер
ство Глинки проявилось в операх
"Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") и
"Руслан и Людмила".
«Иван Сусанин» народная музы
кальная драма. В ней переплетается
несколько жанров:
это героикоэпическая опера
(в
основе сюжета исторические события
1612 года)
сочетание черт эпической оперы,
лирикопсихологической и народной
музыкальной драмы.
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
важнейшая тема творчества Глинки жертвенный
подвиг во имя Святой Руси, царя, веры, семьи
в опере «Иван Сусанин» эта героическая тема
персонифицируется в конкретноисторическом образе
крестьянина Сусанина
новизна сочинения было оценена самыми передовыми
умами того времени
Жуковский написал:
Пой в восторге, русский
хор,
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш
Глинка –
Уж
не
фарфор.
глинка,
а
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
(его
сменил
распевный
«Иван Сусанин» первая русская опера без разговор
ного диалога
речитатив).
Отдельные арии, ансамбли, хоры в «Жизни за царя»
следуют друг за другом сплошным потоком, без пауз.
Вся музыкальная ткань пронизана симфоническим
развитием. От первого мужского хора «Родина моя» к
последнему «Славься» развертывается единый процесс,
напоминающий крестьянскую протяжную песню.
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
В партии главного героя, Ивана Сусанина, главным
интонационным источником его музыкальной речи
является мелос молитв. Он претворен во всем
разнообразии возможных настроений – сурового
смирения, скорби, горячей мольбы, надежды. В
самом ярком, совершенном своем проявлении
молитвенный мелос в партии Сусанина выступает в
арии «Чуют правду», с ее длительным вариантным
развертыванием.
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
Опера завершается величественным эпилогом с хором
«Славься». Именно к нему устремлены все линии
драматургического и музыкального развития.
Александр Серов писал об этом хоре как об одном из
высших бессмертных созданий Глинки и одном из
полнейших выражений русской народности в музыке: «В
этом очень простом сочетании звуков вся Москва, вся
Русь времен Минина и Пожарского!».
Таким образом, линия образного развития в «Жизни
за царя» идет от настроений скорбного величия к
народному ликованию
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
2. 3. Опера «Руслан и Людмила»
первой
Премьера оперы состоялась
ровно через 6 лет после
постановки
оперы
Глинки «Жизнь за царя» (27
ноября).
народноисторической
После
трагедии композитор обратился
к сказке, поэтично пересказан
ной в юношеской поэме А.С.
Пушкина (1820).
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
Не меняя канвы пушкинского текста, композитор внес в
него некоторые изменения:
у Пушкина легкая юношеская ирония по отношению к
своим героям
Глинка наделил положительных героев глубокими
характерами, придал им большую этическую значимость.
Обращение к Пушкину подчеркнуло светлое,
гармоничное начало, присущее творчеству Глинки.
«Руслан и Людмила» – едва ли не самое «мажорное»
произведение во всей оперной классике, посвященное
идее торжества любви, победы богатырской силы над
темными силами зла.
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
2. 4. Романсы М.И.Глинки.
Камерновокальная музыка – излюбленная сфера в
творчестве Глинки. Она включает более 70 песен и
романсов (в том числе цикл «Прощание с Петербургом»
на слова Н.В. Кукольника). В основном это лирические
сочинения, не утратившие связи со сложившимися
традициями.
Источники
вокальной музыки
романс,
бытовой
русский
городская песня
мелодика русской народной
песни
итальянский стиль bel canto
Источники вокальной музыки
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
Расцвет камерновокальной музыки Глинки приходится
на к. 30х – 40е гг, которые можно назвать «пушкинской
порой» в его творчестве.
Общепризнанным шедевром русской музыки стал
романс «Я помню чудное мгновенье», посвященный Е.Е.
Керн (1840). Главные эмоциональносмысловые моменты
сюжета (встреча, разлука, новая встреча) получили
отражение в сложной трехчастной форме, довольно
редкой в вокальной музыке.
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
3. Значение творчества М.И.Глинки.
Благодаря творчеству М.И.Глинки
русская музыкальная школа достигла
признания в Европе.
Как и поэзия Пушкина, музыка Глинки
– явление глубоко национальное:
питалось истоками русского народ
ного творчества
усваивало традиции древнерусской
хоровой культуры
новаторски претворяло важнейшие
достижения национальной композитор
ской школы предшествующего периода.
Презентация по МХК на тему "Зарождение музыкальной классической школы в России" (11 класс, МХК)
Домашнее задание:
§ 20
Подготовить минипроекты
1.Ф.Шуберт. Вокальный цикл «Зимний
путь»
2. Р.Вагнер. Опера «Тангейзер
3. Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония»
4. И.Брамс. «Венгерский танец №1»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.