Презентация к уроку "Художественная культура рококо" по учебнику "Мировая художественная культура". Емохонова Л.Г.
Тема: Художественная культура XVIII
– первой половины XIXв.
Тема урока: Художественная
культура рококо.
МХК 11 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1
г.Вилючинск
Цель урока:
познакомить учащихся со стилем рококо,
особенности,
выявить
проследить проявление стиля рококо в разных
видах искусства
отличительные
его
План урока:
1. Общая характеристика стиля рококо.
2. Истоки рококо в живописи:
2.1. Характерные черты рококо в живописи,
отличие от живописи классицизма
2.2. Живопись Антуана Ватто и Франсуа Буше
3. Музыка рококо (Франсуа Куперен).
1.Общая характеристика стиля
История возникновения:
Во истории художественной культуры начало XVIII в.
отсчитывается с 1715 г., со дня смерти Людовика XIV.
рококо.
Регентом при малолетнем Людовике XV стал герцог Филипп
Орлеанский, брат Людовика XIV. Начало регентства
ознаменовано
этикета
легкомыслия,
совершенно противоположной атмосферой
жажды наслаждений, развлечений, роскоши.
придворного
сменой
строгого
Но в этом бурном веселье,
желании успеть насладиться
всем была и доля тревоги,
предчувствия
краткости
мгновения,
надвигающихся
грозных бедствий.
искусства,
Изменения в искусстве:
король перестал быть единственным заказчиком
произведений
единственным
коллекционером
появляются частные коллекции и салоны
центр
долгие
художественной
Европы,
законодательница всех художественных нововведений,
глава всей духовной жизни Европы.
десятилетия Франция
Западной
а
двор
на
жизни
Людовик XV в тронном
зале.
Худ. Чезаре Детти.
Интерьеры в стиле
рококо.
Новый стиль получил название рококо. Недолгий век
рококо отражение противоречивой эпохи начала XVIIIв.
Лозунг искусства «искусство как наслаждение», цель
которого возбуждать легкие, приятные эмоции, развле
кать, ласкать глаз причудливым узором линий, изыскан
ными сочетаниями светлых нарядных красок.
раковины)
стилевое
Рококо(«причудливый», «капризный», от rocaille осколки
направление,
камней,
господствовавшее в европейском искусстве в течение
первых трёх четвертей XVIII в. Некоторые искусствоведы
считают, что рококо не столько самостоятельное
художественное явление, сколько фаза, определённый
этап общеевропейского стиля барокко.
Термин «рококо» возник в эпоху расцвета классицизма,
как презрительная кличка для всего манерного и вычур
ного искусства XVIII в: изогнутая линия, напоминающая
очертания раковины, его главный признак.
Искусство рококо мир вымысла и интимных пережи
ваний, декоративной театральности, изысканности, изощ
рённой утончённости, героизм
и пафос сменяется игрой
в любовь, фантазией,
прелестными безделушками.
Тяжелой и патетической
торжественности барокко
приходит на смену камерная
хрупкая декоративность.
Сравнительная характеристика.
Барокко
Рококо
патетичность, грандиоз
ность, внушительность
мощное движение тяже
лых масс
мистерии,
оды
бытовые жанры считают
ся низшими
торжественные
высокопарные
облегченность, воздуш
ность, несерьезность
исчезает ощущение весо
мости
беззаботные празднест
ва, шутка
частое обращение к
бытовым жанрам в их
несерьезной трактовке
Центр формирования рококо
салон частного дома, где тон
задавали женщины.
Женственность
критерий красоты.
Сюжеты – любовные, с эроти
ческим подтекстом
главный
2.1. Характерные черты рококо в живописи,
2. Истоки рококо в живописи:
отличие от живописи классицизма.
Характерные черты рококо:
грациозность и легкость, затейливость, декоративная
утонченность и импровизация, пасторальность (пасту
шеская идиллия), тяга к экзотике.
орнамент в виде стилизованных раковин и завитков,
арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. п.
Версаль.
Большой дворец.
сочетание пастельных светлых и нежных тонов с
большим количеством белых деталей и золота.
Культ прекрасной наготы, восходящей к
античной традиции, изощренная чувственность,
эротичность.
культ малых форм, камерность, миниатюрность
(особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к
мелочам и безделушкам ("прелестным безделицам"),
наполняющим быт галантного человека "галантного
века"
и
намеков,
нюансов
эстетика
интригующая
двойственность образов, переданная с помощью легких
жестов, полуоборотов, чуть
заметных мимических
движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или
влажного блеска в глазах
2.2. Живопись Антуана Ватто и Франсуа
Буше
является
Первым из значительных
мастеров живописи в стиле
рококо
Антуан
Ватто.
Он
создатель нового
направления в живописи –
«галантные празднества»
это бессюжетные лирические
сценки, на которых мужчины
галантны,
женщины
наивно
прелестны,
распутны.
а
но
Особенности стиля Ватто:
•эффект намёка
•рисунок изящен
•мерцающие краски серого, голубого, розового, лимонно
жёлтого, жемчужноперламутровый
•новый стиль орнамента – сюжетная сцена в центре со
сплошным кружевом вокруг
Праздник любви.
Худ. А.Ватто.
Прелести жизни.
Худ. А.Ватто
Франсуа Буше –
художник
придворный
Людовика XV.
изображал пастухов и
(пастораль),
пастушек
мифологических персона
жей
(Венера, Марс,
Вулкан, Амур), развлека
ющееся общество.
Вулкан,
вручающий
Венере оружие
для Энея.
Худ. Франсуа
Буше.
Купание
Дианы.
Худ. Ф.Буше
3. Музыка рококо (Франсуа Куперен).
мелизмами
Французский
композитор
Франсуа Куперен (1667 –
1773) украсил каждую ноту
пьесы
изысканными мелодическими
фигурами,
и
отрывистый звук клавесина
зазвучал
и
роскошно, как бы отливая
серебром.
переливчато
и
сухой
Домашнее задание:
§ 15
Презентация*
Стиль рококо в творчестве
Ж.О. Фрагонара.