Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Оценка 4.6
Работа в классе
pptx
математика +1
6 кл
12.08.2018
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс). Расширить свои познания о взаимосвязи музыки и математики. Найти и узнать новые исследования Пифагора в музыке. Рассмотреть применение математики в музыке. Гипотеза: «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая… »Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Математика в музыке (6 класс)..pptx
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Математика в музыке
pptcloud.ru
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ
Цель проекта: 1) Расширить свои познания о взаимосвязи
музыки и
музыке
вычисляет,
математики
2) Найти и узнать новые исследования Пифагора в
3) Рассмотреть применение математики в музыке
Гипотеза: «Музыка есть таинственная арифметика души; она
сама того не сознавая… »
Краткое содержание работы: 1) Открытия Пифагора в музыке
2) Монохорд
3) Логарифмы и музыка
4) Звуковые соотношения
5) Терминология
6) Рациональность и аффект
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
ОТКРЫТИЯ ПИФАГОРА В МУЗЫКЕ
Согласно легенде, бог
Гермес сконструировал
первую лиру, натянув
струны на панцирь
черепахи. Если
древние китайцы,
индусы, персы,
египтяне, израильтяне
и греки использовали
вокальную и
инструментальную
музыку в своих
религиозных
церемониях как
дополнение к поэзии и
драме, то Пифагор
поднял искусство до
истинно достойного
состояния,
продемонстрировав его
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Хотя сам он не был
музыкантом, именно
Пифагору
приписывают
открытие
диатонической
шкалы. Получив
основные сведения
о священной теории
музыки от жрецов
различных
мистерий, Пифагор
провел несколько
лет в размышлениях
над законами,
управляющими
созвучием и
диссонансом
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Однажды, Пифагор проходил мимо мастерской
медника, который склонился над наковальней с
куском металла. Заметив различие в тонах между
звуками, издаваемыми различными молоточками и
другими инструментами при ударе о металл, и
тщательно оценив гармонии и дисгармонии,
Пифагор получил первый ключ к понятию
музыкального интервала в диатонической шкале
Как он в действительности
нашел решение, нам не
известно, но было
следующее объяснение:
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Он вошел в
мастерскую и
после
тщательного
осмотра
инструментов и
оценки в уме их
веca вернулся в
собственный дом,
сконструировал
балку, и приделал
к ней через
равные интервалы
четыре струны, во
всем одинаковые
К первой из них прикрепил
вес в двенадцать фунтов,
ко второй — в девять, к
третьей — в восемь и к
четвертой — в шесть
фунтов. Эти различные веса
соответствовали весу
молотков медника
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Пифагор
разработал свою
теорию гармонии,
работая с
монохордом,
однострунным
инструментом
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
МОНОХОР
Д
Изобретение этого прибора
приписывается Пифагору.
Он состоит из деревянного
ящика, на верхней стороне
которого натянуты две
струны. Одна из струн
служит только для
сравнения тонов, и
напряженность ее
регулируется посредством
колка. Вторая же струна
только одним своим концом
неподвижно прикреплена к
монохорду, другой же
перекидывается через блок
и натягивается гирею
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
МОНОХОРД
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
ЛОГАРИФМЫ И
МУЗЫКА
Раздумывая об
искусстве и науке, об
их взаимных связях и
противоречиях, я
пришел к выводу, что
математика и музыка
находятся на крайних
полюсах
человеческого духа,
что этими двумя
антиподами
ограничивается и
определяется вся
творческая духовная
деятельность
человека, и что между
ними размещается
все, что человечество
создало в области
науки и искусства
Г. Нейгауз.
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Естественно, что на
ЗВУКОВЫЕ СООТНОШЕНИЯ
протяжении многих веков
люди не знали таких
слов, как интервал,
гамма, музыкальный
строй. В таком случае
возникает вопрос: кто же
стоял у истоков
построения мажора и
минора, аккордов и
интервалов? А у истоков
стоял не кто иной, как
великий математик
Пифагор. Его открытие в
области теории музыки
послужило базой для
развития математических
пропорций в музыке
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Для воплощения
своего открытия
Пифагор использовал
монохорд –
полуинструмент,
полуприбор. Под
струной на верхней
крышке ученый
начертил шкалу, с
помощью которой
можно было делить
струну на части. Было
проделано много
опытов, в результате
которых Пифагор
описал математически
звучание натянутой
струны
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Основой музыкальной шкалы –
гаммы пифагорейцев был
интервал октава. Для построения
музыкальной гаммы пифагорейцам
требовалось разделить октаву на
красиво звучащие части. Так как
они верили в совершенные
пропорции, то связали устройство
гаммы со средними величинами:
арифметическим, геометрическим,
гармоническим
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Оказывается, гамму можно
построить, пользуясь лишь
совершенными консонансами –
квинтой и октавой. Суть этого
метода состоит в том, что от
исходящего звука, например
«до» (3/2)0=1, мы движемся по
квинтам вверх и вниз и
полученные звуки собираем в
одну октаву. И тогда получаем:
(3/2)1 =3/2 – соль,
(3/2)2 /2 =9/8 – ре,
(3/2)3 /2 =27/16 – ля,
(3/2)4 /4 =81/64 – ми,
(3/2)5 /4 =243/128 – си,
(3/2)–1 /2 =4/3 – фа.
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
В гармонии звуков пифагорейцами
была воплощена гармония
космоса.Идея совершенства
окружающего мира владела умами
ученых и в последующие эпохи.В
первой половине девятнадцатого
века И. Кеплер установил 7 основных
гармонических интервалов:
2/1 – октаву,
5/3 – большую сексту,
8/5 – малую сексту,
3/2 – чистую квинту,
4/3 – чистую кварту,
5/4 – большую терцию,
6/5 – малую терцию
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
С помощью этих интервалов он выводит весь звукоряд
как мажорного, так и минорного наклонения. После долгих
поисков гармоничных отношений на «небе», проделав
огромную вычислительную работу, Кеплер установил, что
отношения экстремальных углов скоростей для некоторых
планет близки к гармоническим:
3/2 – Марс,
6/5 – Юпитер,
5/4 – Сатурн.
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
XVIII век открыл новые страницы в истории
музыки. Около 1700 года немецкий органист А.
Веркмайстер осуществил
гениальное решение:
отказался от совершенных и несовершенных
консонансов пифагорейской
гаммы… Сохранив
октаву, он разделил ее на 12 равных частей.
в
(от
музыке
лат.
-
С
введением
восторжествовала
соразмерность)
этого
темперация
строя
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Для построения гаммы необходимо
было разделить ее на красиво
звучащие части. Для её построения,
оказывается, гораздо удобнее
пользоваться логарифмами
соответствующих частот: log2w0,
log2w1… log2wm. Октава при этом
перейдет в промежуток от log2w0 до
log2 2w0 = log2w0 1, т. е. в промежуток
длиной 1
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Чтобы разделить октаву на равные части,
потребовался анализ многих традиционных примеров
народной музыки, который показал, что в ней чаще
всего встречаются интервалы, выражаемые с
помощью отношений частот:
2/1 – октава,
3/2 – квинта,
5/4 – терция,
4/3 – кварта,
5/3 – секста,
9/8 – секунда,
15/8 – септима.
Эти и другие выводы показали, что музыкальная
шкала должна быть разделена на 12 частей
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
История создания равномерной темперации еще
раз свидетельствует о том, как тесно
переплетаются судьбы музыки и математики.
Рождение нового музыкального строя не могло
произойти без изобретения логарифмов и развития
алгебры иррациональных величин. Без знания
логарифмов провести расчеты равномерно-
темперированного строя было бы невозможно.
Логарифмы стали своеобразной «алгеброй
гармонии», на которой выросла темперация
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Последовательность
В математике с понятием
последовательность мы встречаемся
крайне часто. Обычно цель при
встрече с ними – отгадать следующее
число или символ (поскольку
последовательность в математике –
упорядоченный ряд символов). Суть –
найти закон, которому подчиняется
данная последовательность.
Например:
991, 19, 10, 1, 1, 1…
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Особенными
последовательностями
математики
–
арифметическая и геометрическая (впрочем, с
понятием прогрессия нередко можно встретиться
и в жизни)
являются
прогрессии
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
В связи с этим нельзя не обратиться
к музыкальному понятию квинтовый
круг
Квинтовый
круг
представляет собой логику
создания любой тональности.
(Для того, чтобы записать
музыку
в
какой-либо
тональности,
необходимо
знать ее тонику и знаки при
ключе.
круг
реализует данные условия)
Квинтовый
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Описанная прогрессия применена в музыке И. С.
Баха, В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена, что позволяет
увидеть новую грань гениальности композиторов.
Тот факт, что такая же прогрессия встречается и в
современной русской и зарубежной музыке
(практически во всех стилях), не наталкивает на
мысль о гениальности, поскольку, проанализировав
более 25 самых популярных на сегодняшний день
мелодий, можно обнаружить не только прогрессии с
разностью в квинту, но и в малую секунду, большую
секунду, малую терцию, большую терцию и даже
просто списанные друг с друга последовательности
аккордов
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Ритмы
Слово «ритм» изначально принадлежало
музыке, хотя сегодня неудивительно, что
оно может быть известно человеку
совершенно из других источников.
Музыкальный ритм дается как пример, а не
как определение. Таким образом, «ритм»
можно назвать «интернациональным» в
области науки и искусства
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Математика также
заимствовала данное
слово. Исследуя
математические
закономерности и
числовые
последовательности,
часто можно
обнаружить
ритмичность. В
частности,
«простейшими»
примерами
математических
ритмов являются
периодические дроби
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Следует заметить, что без
ритма музыка не смогла бы
существовать. Она бы просто
рассыпалась, так и не закончив
ни одной музыкальной фразы
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И АФФЕКТ
Изучая попытки ученых связать математику
говорить об
и музыку воедино, можно
эволюции
музыка.
Абстрактным было понимание музыки в духе
поскольку
Пифагора
оно
подразумевало
математическое
описание
и Платона,
именно
понимания
термина
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Большие сомнения в простом тождестве
аффекта и пропорции возникали достаточно
давно. Встречаются они и в средние века. По
Декарту способность органов чувств
испытывать удовольствие относится к
предпосылкам, которые теория музыки должна
взять за основу. Она должна учитывать, что
форма может быть трудной и разнообразной в
той мере, в какой это отвечает естественным
желаниям органов чувств
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Математик из колумбийского университета
Дж. Шиллингер в 1940
году опубликовал
разработанную им математическую
систему
музыкальной композиции в виде отдельной
книжечки
«Калейдофон».
Считают, что Дж. Гершвин, работая над оперой
«Порги и Бесс», пользовался той же системой. В
1940
году Эйгор Вилли Лобос, используя
описанный способ, превратил силуэт Нью-Йорка в
пьесу для фортепиано
названием
под
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ученые всего мира изучают поистине
интереснейшую проблему взаимосвязи
математики и музыки. Таким образом,
математики и музыканты могли осуществлять
связь миров: опосредованного, материального
и духовного, чувственного.
О взаимосвязях математики и музыки
можно говорить бесконечно долго, открывая
все новые и новые, неожиданные и часто
странные, одинаковые определения, понятия и
смыслы. Безусловно, в данной работе была
освещена лишь небольшая часть того
неизведанного огромного мира связи музыки и
математики, но мы будем разрабатывать и
дополнять наш проект
Презентация по музыке. Тема урока: Математика в музыке (6 класс).
Результаты
1) Расширили свои познания о
взаимосвязи музыки и математики
2) Познакомились с открытием
диатонической шкалы Пифагором
3) Узнали о гениальном решении
А.Веркмайстера
4) Рассмотрели связь логарифмов и
музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.