Презентация по музыке. Тема урока: Музыкальное творчество И. С. Баха (5 класс). Познакомить с музыкальным творчеством композитора, подвести обучающихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества, раскрыть понятия « эпоха барокко», «полифония», «месса», «фуга», «токката», развивать эмоционально-образное мышление, обогащать музыкально-слуховой опыт, формировать коммуникативные компетенции.Презентация по музыке. Тема урока: Музыкальное творчество И. С. Баха (5 класс).
урокпрезентация по предмету
«Музыкальная литература»
для обучающихся
пятилетнего срока обучения
Задачи:
образовательные:
познакомить с музыкальным творчеством композитора;
подвести обучающихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества;
раскрыть понятия « эпоха барокко», «полифония», «месса», «фуга», «токката»
развивающие:
развивать эмоциональнообразное мышление;
обогащать музыкальнослуховой опыт;
формировать коммуникативные компетенции
воспитательные:
воспитывать музыкальноэстетический вкус;
воспитывать духовнонравственные качества личности, толерантность;
воспитание музыкальной культуры, как части общедуховной культуры личности
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – введение (изучение нового материала)
ТСО:
портрет И.С. Баха;
картины клавесина, органа;
аудио, видео материалы, музыкальный центр, TV, DVD
проигрыватель;
мультимедийная установка;
нотные пособия, раздаточный материал
Место проведения: кабинет музыкальнотеоретических дисциплин
Организация
начала урока
2 минуты
Подготовка к
основному этапу
занятия.
Беседа с
учащимися о
пройденном
материале.
Проверочный
тест
8 минут
Усвоение новых
знаний, умений.
Первичная
проверка
полученных знаний
Закрепление нового
материала,
проверочный тест
Рефлексия.
Подведение
итогов занятия.
Объяснение
домашнего
задания
20 минут
10 минут
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическое обеспечение:
образовательная программа по предмету «Музыкальная литература»
конструкт урока по теме «Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха
»
конспект урока «Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха»
учебные пособия по предмету «Музыкальная литература»
дидактический материал:
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для
ДМШ: второй год обучения предмету. М.: Музыка. 2002. 183с., нот., ил.
наглядные пособия:
мультимедийная презентация;
раздаточный материал;
словарь эстетических эмоций
диагностический материал:
A. тесты по зарубежной музыке
Произведения И.С. Баха:
Органная Токката и фуга ре минор;
Токката
Фуга
Французская сюита до минор:
Аллеманда;
Куранта;
Сарабанда;
Жига
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Музыка
(повторение
темы, тест)
до И. С. Баха
пройденной
Иоганн Себастьян Бах –
великий немецкий композитор
(1685 – 1750)
Основные периоды жизни:
Веймар – Кётен – Лейпциг;
Последние годы жизни
Тест по пройденному материалу
Подготовка к основному этапу занятия
I. Одноголосное служебное
песнопение в католической церкви
это:
II. Выдающиеся композиторы эпохи
Возрождения:
III. Укажите стрелками авторов данных
произведений:
•. цикл концертов «Времена
года»:
•.
знаменитая скрипичная соната
«Дьявольские трели»
IV. Переводите слова:
•
•
•
Рококо:
Барокко:
Классицизм:
а) Григорианский хорал;
б) Юбиляция;
в) Реквием
а) К. Глюк
б) О. Лассо
в) Дж. Палестрина
г) Ф. Гендель
а) Корелли
б) Тартини
в) Вивальди
а) образцовый, достойный подражания
б) причудливый, странный;
в) архаичный;
г) украшение в виде раковины
Усвоение новых знаний, умений
И. С. Бах родился 31 марта 1685 года в маленьком
местечке Тюрингии Эйзенахе, в семье музыкантов. Уже
с раннего детства он готовился, как и все его предки, к
профессии музыканта. Первым его учителем был папа —
скрипач, городской музыкант.
Самостоятельная жизнь у Себастьяна началась в 15 лет,
когда он решил поступить в школу певчих стипендиатов
при монастырской церкви.
Примечание: обучающиеся перечисляют биографические данные композитора.
проблемной ситуации).
(Метод создания
Он никогда не расставался со своей любимой цитрой, на
которой играл очень искусно.
Усвоение новых знаний, умений
Цитра
Усвоение новых знаний, умений
Цитра — струнный щипковый инструмент, известный еще
в древности. Особую популярность она завоевала в
середине XIX века. Но в наши дни цитра почти не
используется.
«Музыка И. С. Баха понятна всем, как музыкантам, так и
людям, от музыки далеким», — писал известный
швейцарский пианист Эдвин Фишер. Творчество Баха —
это тот «фокус», в котором сошлись, чтобы в дальнейшем
разойтись, музыкальные пути всего человечества.
Усвоение новых знаний, умений
И. С. Бах был не только прекрасным композитором, но и
лучшим среди своих современников, исполнителем на
органе и клавесине. И если как композитор Бах при
жизни не получил признания, то в импровизациях за
органом его мастерство было непревзойденным. Это
вынуждены были признать даже его соперники.
Усвоение новых знаний, умений
С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. В этот период
композитор создал свои лучшие органные сочинения.
Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор.
Токката – это (итал. «toccata») «прикосновение»,
клавишных
пьеса для
виртуозная
«удар»
инструментов.
–
Примечание: прослушивание Токкаты Баха
Какие настроения передаёт эта музыка?
Примечание: работа с графическим аналогом «Словаря эмоциональных состояний» (по В.Ражникову)
Какой инструмент исполняет это произведение?
(Орган)
Усвоение новых знаний, умений
Орган отливал серебром,
Немой, как в руках ювелира,
А издали слышался гром,
Катившийся изза полмира.
Покоилась люстр тишина
И в зареве их бездыханном
Играл не орган, а стена,
Украшенная органом.
Ворочая балки, как слон,
И, освобождаясь от брёвен,
Хорал выходил, как Самсон,
Из кладки, где был замурован.
Борис Пастернак
1. К какой группе инструментов
относится орган?
_______________________________
2. Назовите предшественников
(прародителей органа).
_______________________________
3. С каких времён известен орган?
Назовите эпоху.
_______________________________
4. Какие виды клавиатур
существуют у органа?
_______________________________
5. С какого времени орган был
введён в церковь?
_______________________________
Примечание:
рассказ обучающегося по слайду.
Усвоение новых знаний, умений
для
клавира
клавесина.
И.С. Бах создавал не только органные произведения, но
пьесы
Например,
и
Французская сюита до минор.
Сюита состоит из четырёх частей:
Аллеманда;
Куранта;
Сарабанда;
Жига
Примечание: прослушивание фрагментов сюиты. работа с раздаточным материалом:
«Таблицаанализ восприятия музыкального произведения».
Какой из танцев сюиты
изображён на картине?
Таблицаанализ восприятия музыкального произведения
№
п/п
1.
Название
Темп
Лад
Ритм
Регистр
Динамика
Тип
Жанр
Год
произведения
мелодии
написания
Усвоение новых знаний, умений
Клавесин XVII век
Трёхмануальный клавесин
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Усвоение новых знаний, умений
Название
Средства
произведения
музыкальной
Жанр,
стиль
Свои ассоциации:
эмоции, чувства,
выразительности
размышления о музыке
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Примечание: самостоятельная работа на уроке. Обучающиеся заполняют данную таблицу после
прослушивания музыкального произведения.
Усвоение новых знаний, умений
В 1717 году Бах с семьей переехал в Кётен.
В Кётене Бах пишет, главным образом, клавирную и
оркестровую музыку. Здесь были написаны двухголосные
и трёхголосные инвенции (синфонии), полифонический
цикл из 24 прелюдий и фуг.
Основная работа Баха – руководитель школы певчих –
приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства,
отпускавшиеся церковью на школу, были настолько
ничтожны, что певчие мальчики голодали, были плохо
одеты. Невысок
был и уровень их певческих
способностей.
Усвоение новых знаний, умений
Из Кетена в 1723 году Бах переезжает в Лепциг, где
остаётся до конца своей жизни.
Здесь он занимает должность руководителя хора
певческой школы. Однако, как и прежде, его
творческие возможности ограничены: Бах должен
сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не
была бы слишком продолжительной, а также…
опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях
благоговение». В Лейпциге Бах создал свои лучшие
вокально – инструментальные композиции: большую
часть кантат, «Страсти по Матфею», «Итальянский
концерт».
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Семья И. С. Баха
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНЯ ШКОЛА»
Иоганн
Единственной отрадой на протяжении всей жизни
были творчество и семья.
Подросшие сыновья – Вильгельм Фридеман, Филипп
Эммануэль,
оказались
талантливыми музыкантами. Ещё при жизни отца
они стали известными композиторами.
отличалась
Большой
Магдалена Бах – вторая жена композитора.
Хорошо пела старшая дочь Баха. Поэтому в его доме
часто звучала музыка.
Для своей семьи Бах сочинял вокальные и
инструментальные ансамбли.
музыкальностью
Кристиан
–
Анна
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Последние
годы жизни композитора были омрачены
серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах
ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои
произведения для записи.
Смерть Баха прошла мало замеченной. О нем скоро забыли.
Его могила при перепланировке церковного двора исчезла
под мостовой.
Печально сложились судьбы жены и младшей дочери Баха.
Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения
для бедных.
Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В
последние годы её тяжелой жизни ей помог Бетховен.
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
И. С. Бах годы жизни 1685 1750
великий немецкий композитор;
представитель эпохи барокко;
непревзойденный органист;
великий мастер полифонии.
Основные периоды жизни:
Веймар – Кётен – Лейпциг
Музыкальный словарь:
Гомофония – вид многоголосной фактуры, в которой один голос
(мелодия) главенствует, а остальные голоса аккомпанируют.
Полифония – вид многоголосной фактуры, основанной на одновременном
сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Фуга – «бег» полифоническое многоголосие, основанное на развитии
одной темы.
Месса – «обедня» жанр церковной католической службы.
Подведение итогов
Заключительный
этап
Где и когда жил И.С. Бах (страна, годы жизни)?
На каких музыкальных инструментах умел играть И.С. Бах?
Каким было детство Баха?
Перечислите города, в которых жил и работал Бах.
Какие произведения написал композитор в Веймаре
Кётене?
Какой была жизнь Баха в Лейпциге?
Назовите произведения, написанные композитором в
последние годы жизни?
Для
большинство произведений Баха?
Какое
полифонии.
произведение
инструментов
музыкальных
является
вершиной
развития
каких
написано
1. Творчество И. С. Баха относится к стилю:
а) рококо; б) барокко в) классицизм
2. Родина Баха – немецкий город
а) Лейпциг; б) Бонн в) Эйзенах
3. В переводе на русский язык BACH означает:
а) море б) океан в) ручей
4. В творчестве Баха преобладал…
а) полифонический склад музыки
б) гомофонногармонический склад музыки
в) монодический склад музыки
5. При жизни Бах был более известен как исполнитель импровизатор и
педагог, чем как композитор?
а) да б) нет
Рефлексия
Бах служит городским органистом в церкви.
Кётен (1717 – 1723)
Основные периоды творчества И.С. Баха
Инструментальный период творчества:
писал клавирную и оркестровую музыку.
Бах служил капельмейстером при дворе.
Лейпциг (1723 – 1750)
Органный период творчества:
писал произведения для органа.
Кантатноораториальный период творчества:
писал вокальноинструментальные произведения:
кантаты, оратории.
Веймар (1708 – 1717)
Примечание: практическая работа с раздаточным материалом . Пронумеровать материал в верной последовательности,
опираясь на сообщение учащегося и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке.
Рассказ учащегося об основных периодах творчества И.С. Баха по представленной таблице.
певческой школы при церкви.
Бах служил кантором (руководителем хора)
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных
стран: учебник для ДМШ: второй год обучения предмету.
М.: Музыка. 2002. 183с., нот., ил., стр. 1925;
ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 25;
ответить на вопросы теста по творчеству И. С. Баха в
рабочей тетради по музыкальной литературе;
выразить свои впечатления в «Дневник активного
слушателя» по пьесам Французской сюиты
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Предмет «Музыкальная литература» является обязательной дисциплиной учебного плана
детской музыкальной школы, определяющей своеобразие и универсальность отечественной системы
музыкального образования.
Цель предмета «Музыкальная литература» формирование у детей основ музыкальной
культуры как части общей духовной культуры личности.
Содержание предмета складывается из следующих элементов:
• опыт эмоциональноценностного отношения учащихся к музыкальным произведениям как
памятникам духовной культуры;
• непосредственное знание музыки и знания, относящиеся к области музыкального искусства;
• умения и навыки, необходимые для осуществления слушательской деятельности;
• опыт учебнотворческой деятельности в процессе слушания и осмысления музыкального
произведения.
Для работы по предмету разработана рабочая образовательная программа «Музыкальная
литература» для обучающихся IIV классов пятилетнего срока обучения Лангепасского городского
муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Музыкальная школа». Программа составлена на основе утверждённых научнометодическим
центром по художественному образованию Министерства культуры РФ:
•Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и
музыкальных отделений ДШИ, Москва, 2002;
•Примерная вариативная программа «Музыкальная литература», Москва, 2008.
Тема урока «Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха». Данный урок проводится в I
четверти и является четвертым по календарнотематическому плану образовательной программы
по дисциплине «Музыкальная литература». Цель и задачи урока соответствуют
цели
образовательной программы и направлены на практическое решение задачи воспитания
музыкальной культуры как части общедуховной культуры человека через изучение музыкального
творчества И. С. Баха.
Урок проектировался с учётом тех знаний, умений и навыков, которыми обладают
обучающиеся второго года обучения по предмету: восприятие музыкального произведения,
умение его анализировать, выразить своё отношение к музыке, определить жанр и т. д.
Исходя из опыта работы, отметим, что первые минуты начала урока обучающимся свойственна
неустойчивость внимания, нежелательная при восприятии нового материала. В связи с этим,
организующим началом явилось обращение к пройденному материалу с целью активизации
внимания и интереса детей к продолжению урока, акцентировались те вопросы, которые прежде
всего связаны с изучением нового материала. Таким «связующим звеном» стал термин «эпоха
Барокко». Это дало возможность плавно перейти к теме урока.
Перед учениками были поставлены следующие учебные задачи:
определить характерные черты эпохи Барокко;
показать свои знания о творчестве композитора;
после прослушивания произведения определить название инструмента;
выразить своё отношение к музыке Баха.
Содержание: факты биографии композитора, компьютерная презентация, фрагменты
музыкальных произведений.
Формы работы: слушание и анализ музыкальных произведений; проверочный тест по
пройденному материалу. Практическая деятельность заключается в работе с дидактическим
материалом: «Дневник активного слушателя»; таблицаанализ восприятия музыкального
произведения; графический аналог «Словаря эмоциональных состояний» (по В. Ражникову);
новые понятия были записаны в музыкальный словарь.
Методы: погружения, забегания вперёд, создание проблемной ситуации, активизация
музыкального мышления.
На заключительном этапе урока были использованы методы: создания ситуации успеха,
«живого» исполнения музыки (Носова Полина (домра) исполнила Арию ре минор, Шахбазян
Гарик (гитара) исполнил Менуэт до минор); рефлексии.
Урок прошёл в форме диалога учителя и учеников на хорошем эмоциональном уровне в
атмосфере доброжелательности. Для оценивания деятельности обучающихся применялись
методы словесного поощрения.
Цель урока достигнута, обучающиеся
познакомились с музыкальным творчеством
композитора, освоили новые понятия, смогли выразить собственное отношение к музыке
композитора, обогатили музыкальнослуховой опыт.