Презентация по музыке. Тема урока: Шехеразада (7 класс).

  • Работа в классе
  • pptx
  • 14.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по музыке. Тема урока: Шехеразада (7 класс). Яркая и красочная презентация, содержатся картины, рисунки, иллюстрации, картинки, текст, музыка, песни, подвели итог, сделали заключение и вывод, задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Шехеразада (7 класс).
Иконка файла материала Шехеразада (7 класс)..pptx
Шехеразада.  pptcloud.ru
Первая часть.   Первоначально называлась “Море и Синдбадов корабль”. Во вступлении звучат две контрастные темы: царя Шахриара – грозного и жесткого владыки – и прекрасной, юной Шехеразады. Первая тема исполняется струнным и медными духовыми инструментами в низком регистре.
  Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у скрипки соло. По своему мелодическому рисунку она напоминает затейливый восточный орнамент, как бы “вьется”. Композитор придал ей своеобразный ладовой колорит, применив дорийский минор (с большой секстой).
  Главная партия последующего сонатного аллегро – образ волнующегося моря. Мелодия главной партии основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой отважного путешественника Синбада, сохраняя суровый характер. С ней контрастирует светлая побочная – тема Синбадова коробля.
  Мерное и тихое чередование мягких аккордов у деревянных духовых инструментов с неповторимо своеобразным звучанием бесполутонового лада в мелодии передаёт плавное покачивание корабля на волнах океана. И снова море волнуется и бушует (заключительная партия). Вслед за видоизмененной репризой следует заключение – кода. Тема Шахриара здесь светлеет, как будто деспотический владыка под влиянием прекрасных сказок смягчается и дарует ещё один
 Вторая часть.  Первоначальное название ее было такое: “Фантастический рассказ Календера-царевича”. Вновь звучит голос Шехеразады. Она начинает новую сказку. Но поскольку сказка выдаётся “от первого лица”, на первый план выступает новый рассказчик – Календер. Вот почему солирующую скрипку сменяет другой инструмент – солирующий фагот. Основная тема второй части построена на интонациях восточных
 Далее следуют несколько ярких симфонических вариаций. Переходя от инструмента к инструменту, меняя гармоническое сопровождение, тема получает новый облик.  Середина части ярко контрастна. Слышатся тревожные фанфарные призывы (тромбоны). К концу музыка переходит в марш.   С наступлением репризы повествовательная тему звучит уже не так и спокойно. В конце появляется грозная тема Шахриара.
Третья часть.  “Царевич и царевна”-  носит лирический характер. Музыка полна света, жаркого солнца, сладостного томления. Первая тема (Царевич) – широкая, напевная – напоминает восточную мелодию.
 В середине части появляется тема Шехеразады, рассказавшей ещё одну сказку. Задумчиво звучит голос скрипка.   Для музыки всей части характерен восточный колорит. Он проявляется и в мелодических оборотах, и в орнаментальных наигрышах, напоминающих звучание восточных инструментов.
Четвёртая часть.   “Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником”. Слышится гневный голос Шахриара – ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начинает свою последнюю сказку. Доносится шум праздника в восточном городе. Основная тема четвёртой части – в характере восточного танца, в ритме лезгинки.
  Постепенно музыка становится все более драматичной. И вот уже все заполняет грозная и могучая тема моря. Разбушевалась морская стихия. Наступает кульминация. Затем все стихает, успокаивается волны, и нет уже корабля Синдбада. Он разбился о скалы во время бури. Звучит тихая грустная тема Шехеразады и укрощённая, покорённая ею тема Шахриара. Он даровал ей ещё один день жизни.