Презентация по музыке. Тема урока: Звать через прошлое к настоящему (7 класс). Яркая и красочная презентация, содержатся картины, рисунки, иллюстрации, картинки, текст, музыка, песни, подвели итог, сделали заключение и вывод, задано домашнее задание. Материал удобен и полезен учителям музыки, учащимся средних классов и родителям.Презентация по музыке. Тема урока: Звать через прошлое к настоящему (7 класс).
Звать через прошлое
к настоящему.
В тяжкие времена – каждый воин.
Никто не избежит выбора.
Каждый несет в себе знамя своего Народа.
(Русский свободный стих, Михаил Орлов
(1978))
Образ защитника
Отечества
нашел
отражение и в крупных
симфонических
произведениях известных
композиторов. Именно с
героями этих произведений
нам
предстоит
познакомиться
сегодня.
Известный вам по многим
произведениям композитор
С. Прокофьев – автор
кантаты
«Александр
Невский».
и
(с
7,
Для начала поясним
новое слово «кантата».
итал.
Кантата
«петь») относится к
жанру
вокальной
музыке – произведение
для хора с оркестром,
состоит из нескольких
частей.
В кантате
«Александр Невский»
их
мы
познакомимся только с
4ой.
Послушайте
внимательно
этот
фрагмент, что в музыке
– характер, настроение,
события?
но
Вставайте, люди
русские, на
славный бой, на
смертный бой,
Вставайте, люди
вольные, за нашу
землю честную!
Живым бойцам
почет и честь, а
мертвым слава
вечная.
За отчий дом, за
русский край,
вставайте люди
русские
… На Руси родной,
на Руси большой не
бывать врагу.
Поднимайся,
встань, мать родная
Русь.
… Врагам на Русь
Как вы думаете, это
народная музыка или ее
придумал композитор?
Эта музыка написана «в
народном стиле» и
первоначально она была
написана к к/ф
известного режиссера
Сергея Эйзенштейна о
великом князе и
полководце земли
русской Александре
Невском (имя в переводе
с греч. - «великий»).
Знаком ли вам этот
герой? В апреле 1242
года на льду Чудского
озера произошло
Ледовое побоище.
Дружина Александра
А и было дело на Неве-
реке, на Неве-реке, на
большой воде.
Там рубили мы злое
воинство, злое
воинство - войско
шведское.
Ух, как бились мы, как
рубились мы! Ух,
рубили корабли по
досточкам.
Нашу кровь-руду не
жалели мы за великую
землю русскую.
Где прошел топор,
была улица, где летело
копье - переулочек.
Положили мы шведов,
немчинов, как ковыль
траву на сухой земле.
Не уступим мы землю
русскую - кто придет
на Русь, будет
Фильм был создан в
1938 году - время,
когда угроза
фашистского
нашествия нависла над
всем миром. Позднее в
1939 г. С. Прокофьев
объединил
музыкальные
фрагменты из
кинофильма в одно
сочинение - так
появилась кантата
«Александр Невский»,
которая прозвучали как
решительное
предостережение, как
грозное напоминание о
Еще один
исторический
сюжет в музыке
мне бы хотелось
рассмотреть
сегодня – оперу
М.И. Глинки «Иван
Сусанин» (или
«Жизнь за царя»).
Действие происходит в 1612 году.
Нижегородский крестьянин Минин собирает
ополчение, чтобы освободить захваченную
поляками Москву. Стан русских воинов
располагается в Костромском уезде села
Домнина. В этом селе живет со своей семьей
обычный крестьянин Сусанин, дочь которого
готовиться к свадьбе. Внезапно к ним в избу
врываются поляки. Угрожая Сусанину смертью,
они требуют провести их к стану Минина и в
Москву. Вначале Сусанин отказывается: "Страха
не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую
Русь", - гордо говорит он. Но затем у него
созревает дерзкий план - притворно
соблазнившись деньгами, Сусанин соглашается
быть их проводником. Заведенные в
непроходимый бурелом, окруженный топкими
болтами, поляки начинают подозревать
русского крестьянина:
"Туда завёл я вас... где вам от
лютой вьюги погибать! Где
вам голодной смертью
помирать!" - с достоинством
отвечает Сусанин. Даже под
жестокими пытками мысли
его обращаются к отчизне: "Я
шёл на смерть за Русь!" Убив
Сусанина, поляки и свой
отряд обрекают на смерть. В
это время русские ополченцы
под предводительством
Минина и Пожарского
освобождают Москву. В 1838
г. в Костроме, по повелению
императора Николая I,
воздвигнут Сусанину
памятник, "во свидетельство,
что благородные потомки
видели в бессмертном
подвиге Сусанина через
пожертвование своей жизни
Сегодня мы вспомнили народные
исторические солдатские песни,
познакомились с крупными
классическими историческими
произведениями. Есть ли что-
нибудь общего в этих
произведениях разного жанра и
периода создания?
Вывод: и народ и композитор с
любовью относятся к родной
земле, воспевают подвиги своих
героев. И народ и композитор
создают музыку, способную
поднять народ для защиты
Родины, усилить веру в победу.