муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрьевская средняя общеобразовательная школа
Разработка урока открытия новых знаний
в соответствии с ФГОС второго поколения
Технологическая карта урока.
Автор: Веденеева Лариса Николаевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория Урок открытия новых знаний по окружающему миру в 4 классе УМК «Планета знаний»
2016 г.
Тема: Лес – природное сообщество (растения леса)
Цель: ознакомление с особенностями растений леса, их различие и приспособление к совместной жизни ярусами.
Тип урока: урок решения частных задач с применением открытого способа (урок открытия новых знаний).
Оборудование: запись «Звуки леса» (соловей), картинки с растениями, маркеры, клеящие карандаши, ватманы.
Образовательная система: «Планета знаний».
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Лес – природное сообщество » [Электронный ресурс].
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор и экран, музыкальный центр.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word
Формирование УУД:
Регулятивные:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
словарей и справочников в открытом информационном пространстве.
Коммуникативные:
учитывание другого мнения и позиции, стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.
Методы:
по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового
материала)
наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе, этапе рефлексии как сопровождение)
практические (работа в группах это деятельностный подход (составление обучающимися группой схемы «Ярусы леса»; работа с
материалом из учебника, с толковыми словарями (это ИКТ технология – умение работать с информацией);
по виду учебной деятельности: самостоятельная работа (работа в группах с раздаточным материалом).
Методы и формы обучения: частичнопоисковый; фронтальная, групповая и индивидуальная.
Литература:
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Москва, 2002.
2. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Окружающий мир. Учебник 4 класс. Москва. АСТ, «Астрель». 2014
3. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. Обучение в 4 классе по учебникам "Окружающий мир". Москва. АСТ, «Астрель». 2014
Этап урока
Содержание учебного материала
Деятельность
Деятельность
Формируемые УУД
№
1. Самоопределение к
деятельности
(Организационный
момент)
Здравствуйте. Ребята, а вы когда–нибудь
были в научной лаборатории?
А что там учёные делают?
Правильно, изобретать, открывать новое.
Вот и мы сегодня будем делать открытие.
2. Актуализация
знаний. Определение
темы урока.
Постановка учебной
задачи
(целеполагание)
Согласование цели
и темы урока
Угадайте, где же мы будем делать это
открытие.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят,
Сашу земляникой,
Таню – костяникой,
Наташу – орешком,
Серёжу – сыроежкой,
Леночку – малиной,
Алёшу – хворостиной.
Что это за богатырь?
Что такое лес?
учителя
Приветствует
учащихся, проверяет
их готовность к уроку
Создаёт
эмоциональный
настрой и мотивирует
учащихся на работу.
Организует диалог с
учащимися.
Нацеливает учащихся
на выбор правильного
поведения в природе.
Побуждает к
высказыванию своего
мнения.
Организует
формулирование темы
урока.
учащихся
изобретают, делают
открытия
лес
это
природное
сообщество, территория,
покрытая
деревьями,
кустарниками, травами,
Личностные:
Выражать положительное
отношение к процессу
познания, желание узнать
новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную
деятельность
Коммуникативные:
Формировать умения
слушать и слышать
собеседника, вести диалог,
излагать свою точку зрения
и аргументировать её.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель,
учебную задачу, тему урока.
Познавательные:
Осуществлять логические
действия: анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогию. А как они живут?
То есть в сообществе. А точнее в
природном сообществе.
Поэтому, тема урока «Лес – природное
сообщество».
Сегодня мы с вами обратимся к растениям
леса.
Ребята, а всё ли вы знаете о растениях
леса? Покажите это цветом светофориков:
Зелёный – я знаю всё
Жёлтый – знаю, но недостаточно
Красный – знаю, но очень мало.
Вижу много разного цвета, отправимся в
лес
Закрыли глазки и послушаем звуки леса
Звучат звуки леса
А знаете ли вы, что существует несколько
типов лесов? Нет?
Тогда рассмотрите картинки на слайде,
сравните их и дайте названия данным лесам
Почему вы их так назвали?
Но в лесу кроме деревьев растут и другие
Просит закрыть глаза
и включает звучание
соловья.
Организует
психоэмоциональную
разгрузку учащихся.
Организует
практическую работу,
ставит проблемный
вопрос, побуждает
учащихся высказать
свои предположения –
гипотезы.
дом для животных
дружно, сообща
Показ
светофориков
цветов
Закрывают глаза
нет/да
хвойные, лиственные,
смешанные
в хвойных преобладают
хвойные деревья, в
лиственных –
лиственные, а в
смешанных – и те, и
Коммуникативные:
Проявлять активность в
коллективной деятельности.
Личностные:
Создать условия для
установки на здоровый
образ жизни.
Познавательные:
Осуществлять логические
действия: анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогию.
Личностные:
Оценивать усваиваемое
содержание с нравственно
этической точки зрения.
3. Физкультминутка
для глаз
Создание условий
для
психоэмоциональной
разгрузки учащихся
4. Постановка
проблемного
вопроса.
Выдвижение гипотез. растения. Всем им необходимы свет, тепло,
вода и минеральные вещества.
Как же здесь могут вместе ужиться
столько разных растений?
Ваши предположения.
У кого другое мнение?
Одно из приспособлений растений леса к
совместной жизни заключается в
расположении их этажами – ярусами.
другие
высказывают свои
предположения
Организует
практическую работу
со словарями.
Организует диалог с
учащимися, включая
их в обсуждение
проблемного вопроса.
Побуждает к
высказыванию своего
мнения.
нет
желающим даются
словари
5. Поиск решения
проблемы. Работа с
толковыми
словарями.
Работа с
толковыми
словарями В.И.
Даля, С.И.
Ожегова.
Может ктото из вас знает, что такое ярус?
Нет. Давайте узнаем его толкование в
словаре.
У меня в руках толковые словари Сергея
Ивановича Ожегова, Владимира Ивановича
Даля.
Кто хочет найти толкование слова «ярус» в
данных словарях и всем прочитать?
Ярус (по Ожегову) ряд горизонтально
расположенных предметов.
Ярус (по Далю) порядок в длину,
где каждый из рядов лежит один над
другим
Предположите, как же тогда уживаются
растения в этих ярусах, и какие
приспособления к совместной жизни они
имеют?
Иными словами, учёные располагают
растения в ярусах в порядке уменьшения: от
самого большого до самого маленького.
Регулятивные:
Планировать решение
учебной задачи:
выстраивать алгоритм
действий, выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей.
Коммуникативные:
Формулируют и
аргументируют своё мнение.
учитывают разные мнения.
Коммуникативные:
Проявлять активность,
строить грамотно речевые
высказывания, соблюдать
правила общения,
осуществлять взаимный
контроль.
Познавательные:
Предложение способа
решения задачи.
Регулятивные:
Планировать решение
учебной задачи:
выстраивать алгоритм
действий, выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей.
Личностные:
Выражать положительное
отношение к процессу познания, проявлять
желание узнать новое.
6. Проверка
информации.
Самостоятельная
работа в группах с
проверкой и
оценивание по
эталону.
Тренировка
способности к
самоконтролю и
самооценке.
Предлагаю поработать в группах и
выяснить,
какие растения и как
расположились на ярусах в хвойных,
лиственных и смешанных лесах.
Каждой группе дано задание и план
работы.
Что же вы должны сделать, согласно плану
работы? Прочитайте по группам пункты:
1я группа:
1. Изучите информацию о представителях
леса.
Организует работу в
группах.
Организует и
контролирует оценку
работы в группе.
5 групп, каждая по
пункту:
1я команда
Регулятивные:
Выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
оценивать уровень владения
тем или иным учебным
действием, уметь вносить
необходимые
корректировки в действие
после завершения на основе
оценки и учёта характера 2я команда
3я команда
4я команда
5я команда
работа ведётся
3 минуты
схемы вывешивают
на доску
они одинаковые
оценивают работу
группы по критериям
самооценки
сделанных ошибок,
оценивать результаты
работы группы.
Познавательные:
Преобразовывать модели в
соответствии с
содержанием учебного
материала и поставленной
учебной целью.
Коммуникативные:
Осуществлять взаимный
контроль, планировать
способы взаимодействия.
Личностные:
Использовать жизненный
опыт, распределять роли в
группах.
2. Внимательно рассмотрите растения леса.
3. Сравните и выявите их отличительные
признаки.
4. Распределите растения по ярусам.
5. Представьте в виде схемы.
На работу в группах вам отводится 3
минуты. Это время будут фиксировать
песочные часы.
Проверяем работу.
Сравните составленные группами схемы.
Что заметили?
Почему вы так расположили растения?
Оцените работу групп по алгоритму
«самооценки работы в группе».
Поставьте знак «+» возле пункта, который
подходит к оценке работы вашей группы:
Утверждение
Ваш комментарий
(выбери знаком «+»)
Наша группа работала
как единая команда
Мы обсуждали решения
и принимали решения
вместе
В нашей группе
уважается мнение
каждого
Проверяем. Какой пункт выбрала ваша
команда?
У кого другое утверждение?
Видно, что вы работали как единая
дружная команда. 7. Физкультминутка
8. Постановка новой
проблемы.
Закрепление
изученного.
А сейчас немного отдохнём
Встали.
Раз, 2, 3, 4, 5,
В лес идём мы погулять.
За малиной,
За калиной.
За черникой,
За брусникой,
Землянику мы найдём,
Маме с папой отнесём.
Садитесь.
Работа для закрепления:
1. К какому ярусу относятся малина и
калина?
Черника, брусника и земляника?
Наш урок мы начали с загадки.
Предлагаю и закончить его загадкой:
«В честь этого весеннего цветка во Франции
ещё в начале ХХ века устраивали праздник,
а П.И. Чайковский посвятил ему
стихотворение. Послушайте отрывок из
него:
О (название цветка)!
Отчего ты радуешь так взоры!
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но нет в них прелести таинственной твоей!
Маленькая подсказка: Это растение растёт
у нас в ВерхнеВолжском заказнике».
Кто догадался, что это за цветок?
Не догадались? Не страшно. Подумайте
дома. И тот, кто догадается, нам на
Проводит
физкультминутку,
показывает движения. шагают
шагают
наклоны вправо
наклоны влево
приседание
приседание
прыжки
шагают
Познавательные:
Классифицировать объекты.
Коммуникативные:
Проявлять активность в
коллективной деятельности.
Личностные:
Создать условия для
установки на здоровый
образ жизни.
Организует диалог с
учащимися, включая
их в обсуждение
проблемного вопроса.
Побуждает к
высказыванию своего
мнения.
Познавательные:
Осуществлять логические
действия: анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогию.
Коммуникативные:
Проявлять активность,
строить грамотно речевые
высказывания, соблюдать
правила общения,
осуществлять взаимный
контроль.
Регулятивные:
Планировать решение
учебной задачи:
выстраивать алгоритм следующем уроке о нём расскажет.
А эта загадка на следующих уроках
поможет нам сделать очередное открытие.
9.
Рефлексия учебной
деятельности. Итог
урока. Домашнее
задание.
Фиксирование
нового содержания
урока.
Оценивание
результатов
учебной
деятельности.
Согласование
домашнего задания.
Наш урок подходит к концу.
Ребята, в начале урока вы светофориками
показали, на
каком уровне знаний о
растениях вы находитесь.
Изменился ли цвет ваших светофориков в
конце урока? Покажите, каким цветом вы
теперь оцениваете свои знания.
У кого изменился цвет светофорика.
Почему?
Ребята, а сейчас я открою ещё одну тайну
природы. Оказывается, данные цвета есть и у
неё. И вот что каждый из них означает:
Зелёный показывает, что этих растений в
природе ещё достаточно.
Жёлтый что растений с каждым годом
становится всё меньше, и просит нас об этом
задуматься.
А Красный сигнализирует, что эти растения
находятся на грани исчезновения и их нужно
спасать.
Организует беседу,
связывая результаты с
его задачами.
Организует
фиксирование
содержания.
Организует
рефлексию.
Отмечает степень
вовлечённости
учащихся на работу на
уроке.
Организует
самооценку учебной
деятельности.
Оценивают работу
светофориками
действий, выбирать
действия в соответствии с
поставленной задачей.
Личностные:
Использовать жизненный
опыт.
Личностные:
Способность к самооценке
на основе критерия
успешности учебной
деятельности (оценивать
свои достижения, степень
самостоятельности,
инициативности, причины
неудачи).
Выражать
доброжелательность и
эмоциональнонравственную
отзывчивость.
Познавательные:
Уметь представлять
подготовленную
информацию в наглядном и
вербальном виде.
Регулятивные:
Осуществлять
итоговый Даёт комментарий к
домашнему заданию.
записывают
домашнее задание
О таких растениях, о том, что для этого
нужно делать, мы будем говорить на
следующих уроках.
А сегодня цвету светофорика будет
соответствовать задание на дом.
Зелёный – Составить кроссворд на тему
«Растения нашего леса».
Жёлтый – Найти необычную, интересную
информацию о любом лесном растении в
нашей местности и представить в виде
сообщения.
Красный прочитать параграф учебника
стр. 6568, ответить на вопросы, выполнить
задания в рабочей тетради.
Я надеюсь, что для многих урок
действительно стал уроком открытий,
уроком удивлений.
Спасибо всем за хорошую работу.
Урок окончен.
контроль,
оценивать
результаты деятельности,
оценивать уровень владения
учебным
действием,
формировать адекватную
самооценку.
Коммуникативные:
Проявлять активность в
деятельности, уметь
оформлять мысли в устной
форме.
Презентация по окружающему миру на тему "Лес – природное сообщество (растения леса)" (4 класс)
Презентация по окружающему миру на тему "Лес – природное сообщество (растения леса)" (4 класс)
Презентация по окружающему миру на тему "Лес – природное сообщество (растения леса)" (4 класс)
Презентация по окружающему миру на тему "Лес – природное сообщество (растения леса)" (4 класс)
Презентация по окружающему миру на тему "Лес – природное сообщество (растения леса)" (4 класс)
Презентация по окружающему миру на тему "Лес – природное сообщество (растения леса)" (4 класс)
Презентация по окружающему миру на тему "Лес – природное сообщество (растения леса)" (4 класс)
Презентация по окружающему миру на тему "Лес – природное сообщество (растения леса)" (4 класс)
Презентация по окружающему миру на тему "Лес – природное сообщество (растения леса)" (4 класс)
Презентация по окружающему миру на тему "Лес – природное сообщество (растения леса)" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.