Презентация по психологии " Что может меньшинство" (7 класс)
Оценка 4.7

Презентация по психологии " Что может меньшинство" (7 класс)

Оценка 4.7
Презентации учебные
docx
психологическая работа +1
7 кл
29.01.2017
Презентация по психологии  " Что может меньшинство" (7 класс)
Публикация является частью публикации:
п.4 Что может меньшинство.docx
4. ЧТО МОЖЕТ МЕНЬШИНСТВО Меньшинство  —   это   меньшая   по   количественному   составу   часть   группы.   Но меньшая часть — это не значит худшая. Меньшинство может иметь для группы очень большое значение и оказывать влияние не менее существенное, чем влияние сильного и могущественного большинства. Исследования   феномена   группового   давления   (см.   предыдущей   параграф) показывают,   что   существуют   две   возможные   реакции   на   воздействие   большинства. Первая   из   них   —   это  к о н ф о р м и з м ,   когда   меньшинство   поддается   влиянию большей   части   группы   и   меняет   свою   позицию   в   соответствии   с   ее  требованиями. Вторая —  н е з а в и с и м о с т ь ,   когда меньшинство не поддается и сохраняет свою позицию, большинство же — сохраняет свою. Оказывается, между большинством и меньшинством в группе может сложиться еще один тип отношений: когда  меньшинство начинает активно отстаивать свою позицию и влиять на большинство. Эта возможность меньшинства была показана в исследовании, получившем название «сине­зеленый» эксперимент. В этом случае помощники экспериментатора составляли   не   большинство   группы   (как   это   было   в   исследовании   С.   Аша),   а меньшинство:   два   человека   из   шести.   Задание   было   такое:   определять   цвет предъявлявшихся на экран диапозитивов. Все изображения были окрашены в синий цвет. Но два «подставных лица», выполнявших роль меньшинства, должны были в течение всего   опыта   называть   этот   цвет   зеленым.   Что   же   обнаружилось?   Некоторые испытуемые   из   числа   большинства,   вопреки   очевидному,   тоже   начинали   время   от времени называть синий цвет — зеленым. Чтобы быть влиятельным и убедить других в своей правоте, меньшинство должно вести себя определенным  образом: оно должно быть п о с л е д о в а т е л ь н ы м  (т. е. не отступать от своих взглядов) и    у в е р е н н ы м   в   с е б е . 116 Если меньшинство придерживается такой позиции, в группе начинают совершаться очень интересные  процессы,  в  результате  которых меньшинство  способно завоевать положение большинства. Вот как это может происходить. Настойчивость   меньшинства   заставляет   других   членов   группы   задуматься   над правильностью своего мнения:  «Если они так упорствуют, может быть, здесь действительно   что­то   не   так?»  Под   влиянием   упрямого   меньшинства   группа перестает   быть   единой,   внутри   нее   возникают   разногласия.   Споры   и   обсуждения приводят к тому, что участники группы начинают обдумывать ситуацию с новой точки зрения. У них появляется возможность проявить творческое мышление и в результате прийти к более удачному решению проблемы. Таким образом, меньшинство создает условия для развития творчества и движения вперед. Последовательность   и   упорство   меньшинства   нарушает   единомыслие   в   группе. Поэтому сторонники большинства, которые по каким­либо причинам сомневались в его правоте, уже не боятся высказаться и могут даже перейти на позицию меньшинства. В итоге меньшинство со временем может превратиться в большинство. Активность меньшинства имеет большое значение не только для отдельной группы, но и для всего общества. Меньшинство выступает в роли «возмутителя спокойствия» и нередко   заставляет   человечество   развиваться   и   двигаться   вперед.   И   мсти» меньшинство   совершает   революционные'   перепори   ты,   стоит   у   истоков   всех социальных движений (например, движение пацифистов, движение за права женщин, хиппи и  др.)»  которые делают общество свободнее и разнообразнее. Прогрессивные ученые  (Коперник,   Галилей,   Эйнштейн  и   др.),   первооткрыватели  (Колумб, Афанасий Никитин и др.), изобретатели — все они первоначально оставались в мень­ шинстве.   Но   благодаря   силе   своего   ума,  таланту,  мужеству   и   непреклонности   они смогли отстоять свои прогрессивные идеи, которые впоследствии завоевали весь мир и открыли перед человечеством новые пути познания и созидания. Таким   образом,   влияние   меньшинства   и   влияние   большинства   —   это разнонаправленные, но взаимно дополняющие влияния. И то, и другое необходимо как для   отдельной   социальной   группы,   так   и   для   общества   в   целом.   Воздействие большинства   обеспечивает   устойчивость   и   стабильность   группы,   ее   единство   и сплоченность.   Активность   же   и   настойчивость   меньшинства   является   источником изменений и преобразований в группе, способствует проявлению творчества, рождению новых идей. Вопросы и задания I. Профессор   А.   Н.   Чумаков   так   представил   роль   меньшинства   в   развитии общества: «Как известно, в обществе доминируют два основных типа поведения людей. Одни  подстраиваются под о б с т о я т е л ь с т в а   ж и з н и ,  другие п о д с т р а и в а ю т   и х   п о д   с е б я .  При этом давно и справедливо замечено, что весь общественный прогресс зависит от вторых, составляющих меньшинство человечества. Это они — не такие как  все, «не от мира сего», достигая своих целей, вставляют удивляться и даже  благоговейно трепетать уже при одном упоминании их имен. Это им мир обязан  великими открытиями и изобретениями, шедеврами искусства и архитектуры. Взлеты и падения, расцветы и крушения целых народов и цивилизаций — также имеют своих  героев. Ломая каноны и преодолевая сопротивление, люди такого склада идут  наперекор и низвергают авторитеты. Их не останавливают трудности и препятствия,  насмешки и унижения, немыслимые страдания или жестокие испытания, способные  остановить, парализовать и даже убить нормального человека... побуждают их к новым, еще более активным действиям...» 117 Приведите примеры из истории общества, науки и культуры, подтверждающие роль и значение меньшинства в прогрессивном развитии человечества. 2. Можете ли вы назвать случаи, когда меньшинство становилось источником зла? 3. Припомните   случаи   из   жизни   своего   класса,   когда   мнение   меньшинства оказывалось убедительным. 4. Вспомните   случаи   из   жизни   или   из   книг,   фильмов,   истории,   в   которых   бы меньшинство   противостояло   большинству.   Проанализируйте,   что   в   этих   случаях способствовало или препятствовало победе меньшинства. 118

Презентация по психологии " Что может меньшинство" (7 класс)

Презентация по психологии  " Что может меньшинство" (7 класс)

Презентация по психологии " Что может меньшинство" (7 класс)

Презентация по психологии  " Что может меньшинство" (7 класс)

Презентация по психологии " Что может меньшинство" (7 класс)

Презентация по психологии  " Что может меньшинство" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017