Презентация по психологии "Большая кратковременная социальная группа" (7 класс)
Оценка 5
Презентации учебные
docx
психологическая работа +1
7 кл
16.02.2017
Тематическое групповое занятие для семиклассников нацелено на углубление представлений о большой социальной группе; усвоение различий между устойчивой и кратковременной большой группой; ознакомление подростков с основными психологическими терминами и понятиями: толпа, паника; выработка и запоминание основных важных правил поведения в толпе
Кратковременная группа.docx
2. БОЛЬШАЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
В к р а т к о в р е м е н н ы е б о л ь ш и е с о ц и а л ь н ы е г р у п п ы люди чаще
всего попадают в силу какихто общих интересов (футбольный матч, новый фильм,
тема лекции, происшествие).
Ты уже знаешь, что присутствие других людей влияет на переживания и поведение
человека. Вот почему фильм в кинотеатре нередко производит большее впечатление,
чем тот же фильм, показанный по телевизору.
Нахождение в большой массе людей многократно увеличивает как положительные,
так и отрицательные чувства окружающих. Поэтому доброжелательно настроенные
люди порождают вокруг себя атмосферу спокойствия и дружелюбия, а нервные,
взвинченные — дух неприятия и возбуждения.
Этот эффект в старые времена использовался в театрах, на публичных
выступлениях. Нанимались особые группы зрителей — клакеров — для того, чтобы
они аплодировали артистам, ораторам (или освистывали их), заражая таким способом
зал.
В основе влияния большой группы на поведение и переживания человека лежат уже
хорошо тебе известные п с и х о л о г и ч е с к и е с п о с о б ы в о з д е й с т в и я :
убеждение, внушение, подражание, психическое заражение.
Эмоциональные переживания могут одновременно захватить большие массы людей.
Это могут быть радостные переживания, переживания горя, страдания, гнева, страха.
Люди как бы заражаются настроениями других, подпитываются этими настроениями.
Например, на концерте эстрадного певца люди сначала заражаются его азартом,
увлеченностью, музыкальностью, потом постепенно становятся соучастниками
коллективного действа с подпеванием, подтанцовыванием, проявлением бурных эмо
ций. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную психологическую
атмосферу.
А в современной истории футбола имеется множество случаев, когда болельщики,
находясь на стадионе или выйдя оттуда, превращаются в озверевшую, агрессивную
толпу, сметающую и крушащую все на своем пути.
Множество страшных, кровавых исторических событий связаны с поведением
т о л п ы — б о л ь ш о г о с к о п л е н и я н е о р г а н и з о в а н н ы х л ю д е й .
В толпе люди, как правило, находятся в состоянии сильного эмоционального
возбуждения. Многие из них становятся способны на поступки, которые никогда бы не
совершили в одиночку. Когда человек находится в толпе, он нередко теряет способ
ность к разумному поведению. Кроме того, в толпе легко нарушить общепринятые
правила поведения.
Во многом это связано с безымянностью человека в толпе. Его как бы нет. Он —
часть общей силы.
132
Толпа неуправляема, ее поведение нелогично. Конечно, толпы бывают разные — от
достаточно спокойной, мирной, «заряженной» положительными эмоциями до
агрессивной, мятежной, разрушающей.
Однако превращение «спокойной» толпы в ту, которая все больше и больше
подчиняется отрицательным эмоциям, впадает в панику, может происходить очень
быстро и незаметно для находящихся в ней людей. Достаточно небольшого скандала, проявления недовольства, даже просто изменения погоды.
Наиболее опасна толпа, испытывающая панику
Глубоко отрицательным коллективным переживанием большой силы является
п а н и к а . Само слово « п а н и к а » происходит от имени греческого божества стад,
лесов и полей — Пана, способного наводить на людей очень сильный, беспричинный —
панический — страх. П а н и к а — это один из видов поведения неорганизованной
массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью
быстро нарастает в процессе взаимного заражения. Паника возникает легче в тех
случаях, когда людям не ясен общий смысл происходящего. Паника усиливается в
обстановке психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания
тяжелых событий (землетрясение, наводнение, государственный переворот и пр.).
Однажды во время молодежного праздника, в котором участвовали более 2
ООО человек, произошла страшная катастрофа. Внезапно началась гроза, хлынул
ливень, пошел град. Все побежали к метро, началась давка, которая была особенно
сильной в подземном переходе. Дежурившие около перехода наряды милиции были
буквально снесены, люди поскальзывались на мокрой лестнице и падали, но толпа
не могла остановиться и шла буквально по головам упавших. Пострадали около 200
человек, преимущественно школьников, многие погибли.
Анализ причин этой трагедии показал, что она была связана с тем, что устроители
праздника не позаботились о том, чтобы зрители могли уходить с праздника разными
путями, рассредоточиться, переждать дождь.
Для того чтобы исключить возможность такой трагедии, органы правопорядка
обычно тщательно рассчитывают, сколько человек будет на том или ином мероприятии
(концерте, празднике, матче, детской елке), на каком пространстве они будут на
ходиться. Особое внимание обращается на то, не будет ли там тесно, не может ли
скопление народа быть чрезмерным. Рассчитывается, как будут расходиться зрители, в
какую сторону будут двигаться, какие препятствия могут возникнуть на их пути. Все
это делается для того, чтобы предотвратить превращение отдыхающих, гуляющих
людей в неуправляемую толпу, предотвратить возможность трагедии.
Раньше такие расчеты делались вручную. Теперь для этих целей разрабатываются
специальные компьютерные программы. Но даже лучшие программы не могут учесть
всего. Всегда остается опасность оказаться в толпе. В этом случае очень важно
сохранять спокойствие, не поддаваться панике. Однако не «потерять голову» в толпе
очень трудно.
Но, даже если это удастся, все равно сопротивляться толпе очень нелегко.
Некоторые из тех, кто был в описанной выше толпе, потом говорили, что хотели
остановиться, помочь, но не могли — толпа «несла» их, навязывала свою волю.
133 Поэтому важно знать и соблюдать правила поведения в толпе:
• При большом скоплении народа старайтесь находиться ближе к краю.
• Как только заметите, что толпа становится все теснее, сбивается «в кучу»,
старайтесь выбраться из толпы.
• При первых признаках недовольства, возникновения общих отрицательных эмоций
попытайтесь выйти из толпы и по возможности уйти.
• Пытаясь выйти из потока людей, не делайте резких движений, не идите поперек или
против движения.
• Если не можете выйти из толпы, не пугайтесь и не паникуйте. Постарайтесь быть
спокойными и передать свое спокойствие окружающим.
• Внимательно слушайте и выполняйте требования работников милиции,
дружинников — эти требования направлены на сохранение вашего здоровья и
жизни.
• Держитесь подальше от стеклянных витрин, люков, ям, края перрона.
• По возможности помогайте тем, кто упал.
• При падении закройте голову руками, не старайтесь спасти сумку или сохранить
одежду.
• Вставайте, стараясь держаться по ходу движения, помогайте себе руками.
На массовые мероприятия, проводимые на свежем воздухе (рокконцерты, гуляния
и т. п.), девушкам не стоит надевать длинные юбки и туфли на высоких каблуках.
Опасным может стать даже длинный шарф. Одеваться лучше просто и удобно.
Полезно научиться правильно падать и вставать. Это умение пригодится не только в
толпе.
Вопросы и задания
1. Прочтите, что пишет о публике известная актриса Алла Демидова: «Зрительный зал — это
партнер, причем основной партнер. Он может быть требовательным, нетребовательным, по
нимающим, непонимающим»1. О каких больших группах идет здесь речь? С какими особенностями
этих групп связаны те качества зрительного зала, которые отмечает актриса?
2. В кинотеатре или театре понаблюдай за публикой. Можешь ли уловить момент, когда пришедшие
люди становятся кратковременной большой группой? По каким признакам это определил?
3. В русском языке есть такое слово — «ходынка». Оно означает «давка в толпе» и связано с
трагической историей в жизни нашей страны. В 1896 г. на Ходынском поле в Москве погибли множе
ство людей, пришедших на коронацию Николая II.
Объясните с психологической точки зрения, что произошло.
134
4. В настоящее время архитекторы и дизайнеры перестраивают стадионы, на которых проходят
футбольные матчи. Изменяется расположение мест на трибунах. Теперь они делятся на сектора,
каждый из которых имеет свой выход и свой путь к ближайшим остановкам транспорта.
С какой целью это делается? Что еще должны предусмотреть архитекторы для достижения этой
цели?
1 5. Проанализируйте следующую ситуацию. В школе в одну смену учится около 1 200 человек.
Буфет в школе один, в нем 250 мест. Существует ли опасность возникновения толпы или получения
травм около буфета? Если да, как не допустить этого? Что надо сделать, чтобы избежать
столпотворения в буфете и чтобы все ученики сумели поесть не позднее четвертой перемены?
135
Презентация по психологии "Большая кратковременная социальная группа" (7 класс)
Презентация по психологии "Большая кратковременная социальная группа" (7 класс)
Презентация по психологии "Большая кратковременная социальная группа" (7 класс)
Презентация по психологии "Большая кратковременная социальная группа" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.