3. ВЛИЯНИЕ БОЛЬШИНСТВА В ГРУППЕ
3.1. Что такое конформизм
Все мы являемся членами разных социальных групп. Мы связаны с другими людьми и в определенной мере зависим от их мнения. Как правило, нам небезразлично, что подумают о нас другие люди, как к нам отнесутся, окажемся ли мы правы, если выскажем свою точку зрения. Поэтому, когда наше мнение расходится с мнением окружающих, мы иногда меняем свою позицию и соглашаемся с большинством.
Вот пример. На уроке русского языка в тексте диктанта встретилось трудное слово. Сережа точно знал, как оно пишется, и потому написал его без ошибок. После урока, обменявшись впечатлениями с одноклассниками, Сережа узнал, что все остальные ребята написали это слово по-другому. Придя домой, мальчик спросил у своей старшей сестры, как же следовало написать, и получил подтверждение своей правоты. На следующий день во время работы над ошибками учительница вызвала Сережу к доске и продиктовала ему предложение, в котором было то самое слово. Как поступить? Сережа был уверен, что вчера одноклассники ошибались. Но вдруг все-таки они правы и его вызвали сейчас к доске именно потому, что из всего класса только он один допустил ошибку? И тогда Сережа написал злополучное слово... неправильно, так же, как и все остальные ученики его класса.
Вопреки своему первоначальному мнению, Сережа изменил собственную точку зрения в пользу неверного мнения одноклассников. Такая податливость человека влиянию группы, зависимость от ее мнения, называется конформизмом (от лат. соп- formis — подобный, сообразный).
Конформизм — это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы (или другого человека ).
Сутью конформизма является внешняя, демонстративная уступчивость мнению группы при сохранении собственного мнения в глубине души. Это значит, что под давлением группы человек соглашается с большинством и меняет свои высказывания и действия, но на самом деле в душе остается при своем мнении, т. е. при внешнем согласии с большинством сохраняет личное несогласие.
Так, проявив уступчивость, сохранил себе жизнь и возможность продолжать занятия наукой Галилео Галилей, выдающийся итальянский ученый эпохи Возрождения. Под давлением и угрозами инквизиции он вынужден был публично отречься от гелиоцентрических взглядов на устройство мира, согласно которым Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Богословы же настаивали на геоцентрической теории, в соответствии с которой центром мироздания является неподвижная Земля, а Солнце обращается вокруг нее. Однако отречение Галилея было лишь внешним. В действительности он не изменил своим научным взглядам и даже в ссылке продолжал развивать прогрессивное учение. Согласно легенде, произнеся слова отречения и признав, что он не верит в движение Земли, Галилео поднялся с колен и воскликнул: «А все-таки она вертится!»
Примером проявления конформизма в школьной жизни может служить ситуация, когда класс в полном составе сбегает с урока. Как правило, далеко не все одноклассники единодушны в оценке такого поступка и обязательно найдутся те, кто считает такое поведение неправильным. Однако, не соглашаясь в душе с большинством (а, может быть, даже высказывая соседу по парте свое отношение к происходящему), эти ребята все-таки действуют «как все».
Прекрасной иллюстрацией проявления конформизма является сказка X. К. Андерсена «Новое платье короля».
Помните, обманщики, выдававшие себя за ткачей, предложили королю соткать такую чудесную ткань, которая, помимо необыкновенного рисунка, должна отличаться одним удивительным свойством — она будет невидимой для всякого человека, который сидит не на своем месте или непроходимо глуп.
Для начала посмотреть на ткань король послал своего верного министра...
«Пошлю-ка я к ним своего честного старого министра, — подумал король. — Уж он-то рассмотрит ткань: он умен и как никто другой подходит к своей должности».
И вот старик министр вошел в залу, где за пустыми станками сидели обманщики.
«Господи помилуй! — подумал министр, тараща глаза. — Да ведь я ничего не вижу!»
Только он не сказал этого вслух.
Обманщики почтительно попросили его подойти поближе и сказать, как нравятся ему узор и краски. При этом они указывали на пустые станки, а бедный министр — как ни пялил глаза, все-таки ничего не видел. Да и видеть было нечего.
«Ах ты, господи! — подумал он. — Неужели я глуп? Вот уж чего никак не думал! Упаси господь, кто-нибудь узнает!.. А может, я не гожусь для своей должности?.. Нет, нет, никак нельзя признаваться, что я не вижу ткани!»
— Что ж вы ничего не скажете нам? — спросил один из ткачей.
— О, это премило! — ответил старик министр, глядя сквозь очки. — Какой узор, какие краски! Да, да, я доложу королю, что мне чрезвычайно понравилась ваша работа!»
А затем король и сам пришел посмотреть на необыкновенную ткань...
«С целой свитой избранных придворных и сановников, в числе которых находились и первые два, уже видевшие ткань, явился король к хитрым обманщикам, ткавшим, не покладая рук, на пустых станках.
— Magnifique![1] Не правда ли? — вскричали уже побывавшие здесь сановники. — Не угодно ли полюбоваться? Какой рисунок... а краски!
И они тыкали пальцами в пространство, воображая, что все остальные видят ткань.
«Что за ерунда! — подумал король. — Я ничего не вижу! Ведь это ужасно! Глуп я, что ли? Или не гожусь в короли? Это было бы хуже всего!»
— О да, очень, очень мило! — сказал в конце концов король. — Вполне заслуживает моего одобрения!
— И он с довольным видом кивал головой, рассматривая пустые станки, он не хотел признаться, что ничего не видит. Свита короля глядела во все глаза, но видела не больше, чем он сам; и тем не менее все в один голос повторяли: «Очень, очень мило!» — и советовали королю сделать себе из этой ткани наряд для предстоящей торжественной процессии...
— ...И вот король шествовал по улице под роскошным балдахином, а люди, толпившиеся, чтобы на него посмотреть, говорили:
— Ах, какое красивое это новое платье короля! Как чудно сидит! Какая роскошная мантия!
— Ни единый человек не сказал, что ничего не видит, никто не хотел признаться, что он глуп или сидит не на своем месте. И только ребенок воскликнул: «А король-то голый!»
Распознать проявления конформизма только по поведению человека в реальной жизни бывает довольно трудно. Когда толпа болельщиков на стадионе вскакивает и кричит во время гола своей команды — конформизм это или нет? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все дело в том, сохранится ли мнение и поведение человека в том случае, когда он останется один, вне группы. Будет ли одинокий болельщик вскакивать и кричать в момент гола? Будет ли хозяйка по-прежнему покупать выбранное ею моющее средство, когда сменится реклама.
Конформизм состоит в том, что человек поддается влиянию группового мнения или действия и ведет себя не так, как вел бы себя в одиночку.
В жизни люди довольно часто думают и ведут себя в соответствии с мнением большинства. Например, следуют моде, чтобы быть не хуже других.
Но конформизм как некритичную податливость влиянию большинства и действие вопреки собственному мнению следует отличать от обычного культурного поведения и необходимости соблюдать правила и нормы, принятые в данном обществе или стране. Так, согласно правилам пешеходы переходят улицу на зеленый сигнал светофора; водители во время движения придерживаются правой стороны. Правостороннее движение установлено в большинстве стран, в Великобритании же принято движение левостороннее. И было бы неразумно и даже опасно для жизни перемещаться по английским дорогам справа только потому, что так движется транспорт в большинстве других стран.
3.2. Как изучают конформизм
Экспериментальное изучение конформизма относится к классическим исследованиям в области социальной психологии и связано с именем американского психолога С. Аша.
Чтобы было легче понять происходящее во время этого эксперимента, представьте себя его добровольным участником. Ты сидишь шестым в ряду из семи человек. Экспериментатор разъясняет, что все вы участвуете в опыте по исследованию зрительного восприятия. Он показывает всем участникам карточку с отрезком прямой (эталонный отрезок) и спрашивает, какой из трех отрезков на другой карточке соответствует эталонному (см. рисунок).
Не правда ли, легкое задание? Для тебя совершенно очевидно, что это отрезок № 2. Когда наступит твоя очередь, ты, без сомнения, скажешь именно это. Но не забывай, ты сидишь шестым в ряду испытуемых и сейчас — не твоя очередь. Первый испытуемый внимательно смотрит на рисунки и выбирает отрезок № 1. Ты смотришь на него с легким удивлением и недоумеваешь про себя: «Неужели он не видит, что правильный ответ — это отрезок № 2? И как ему могло прийти в голову что-то другое?» Тем временем, второй участник эксперимента тоже выбирает первый отрезок. Ты начинаешь заметно волноваться, тебе становится явно не по себе: «Что происходит? Неужели они оба ослепли?» ...Третий согласен с первыми двумя. Ты в полном недоумении: «Кто из нас сошел с ума? Они или я?» Задав себе этот вопрос, тебе не остается ничего другого, как еще пристальней вглядеться в карточки. Четвертый и пятый согласны со всеми предыдущими. Теперь настает твой черед отвечать. И тут ты переживаешь настоящий кошмар: «Что же все-таки правильно? То, что говорят другие, или то, что я вижу своими глазами? Конечно, это отрезок №1», — уверенно заявляешь ты.
А может быть, в действительности ты ответил бы иначе?
Нетрудно догадаться, что все участники эксперимента, кроме, разумеется, тебя, имели предварительную договоренность с экспериментатором и специально давали неверные ответы. Цель же эксперимента состояла в том, чтобы выяснить, насколько люди подвержены групповому давлению.
Результаты этого исследования оказались ошеломляющими. Начиная его, С. Аш предполагал, что если и обнаружатся уступки групповому давлению, то они будут очень незначительны. Ведь различия в длине отрезков были очевидны и абсолютное большинство испытуемых, выполняя аналогичное задание один на один с экспериментатором, всегда давали верные ответы! В ситуации же давления группы в 37 % (это более 1/3 случаев!) отвечавшие проявили конформизм и согласились, вопреки очевидному, не поверить глазам своим.
Эта цифра выглядит поразительно большой. И это тем более обескуражило исследователя, что никто и ничто не мешало участникам эксперимента открыто высказать свою точку зрения. Ведь не было ни явного принуждения, ни угрозы наказания за несогласие с группой. Однако в дальнейших исследованиях эти результаты подтвердились.
Опыты С. Аша повторить довольно легко. Нужно всего лишь найти так называемого «наивного испытуемого» и организовать «подставную группу» (т. е. заранее подготовленных помощников экспериментатора).
Но подумайте сами, кто бы из нас добровольно согласился оказаться «в д у р а к а х» на глазах у других людей?
В любых психологических экспериментах обязательно присутствует этический момент. Это значит, что участники исследования ни при каких обстоятельствах не должны понести моральный ущерб (не говоря уже об ущербе физическом!), какие бы благородные цели не ставили перед собой ученые, задумывая свои эксперименты. Поэтому организаторы опытов по конформизму привлекают для совместной работы только добровольных испытуемых и обязательно разъясняют происходящее после окончания эксперимента. А сделать это, не обидев человека и не потеряв его доверия, — очень непросто. Вот что говорит об этом психолог Д. Майерс: «Профессиональная этика обычно требует по окончании эксперимента разъяснить его суть. Представьте себя экспериментатором, который только что закончил сеанс с конформным испытуемым. Сможете ли вы раскрыть свой обман, не вызвав у испытуемого ощущения, что он оказался легковерным идиотом? »
Поэтому оставим такие опыты профессиональным исследователям, работающим в лабораториях. Тем более что примеров проявления конформизма достаточно и в повседневной жизни. И никто из нас (ни один человек!) не застрахован от конформного поведения в той или иной ситуации.
3.3. Когда проявляется конформизм
Экспериментальные исследования позволили установить условия, которые усиливают или, напротив, ослабляют склонность человека поддаваться давлению группы.
Конформизм возрастает, если человек сталкивается с действительно сложным заданием. Чем меньше наша уверенность в своих способностях, тем легче мы поддаемся влиянию окружающих.
Степень конформизма во многом определяется и характером той группы, на которую ориентируется человек: ее размером, составом, единодушием.
Например, чтобы оказывать максимальное давление, группа не обязательно должна быть многочисленной. Наибольший эффект имеет группа из 5—8 человек. Увеличение размера группы не приводит к росту конформизма, и наличие 15—20 человек оказывает не большее давление, чем наличие 5 человек. В присутствии же 1—2 человек конформизм заметно снижается. И действительно, спорить с кем-то одним всегда легче, чем с целой группой.
Конформизм выше в группе, состоящей из людей, которым человек симпатизирует и мнение которых важно для него, т. е. в референтной группе.
Давление группы возрастает и в том случае, когда она состоит из людей, имеющих более высокий статус (представьте, что вы участвуете в эксперименте по конформизму в группе, состоящей it;i директоров школ). Точно так же и суждение специалистов, экспертов в какой-либо области имеет для нас более высокую значимость.
|
Единодушное мнение группы повышает ее влияние. Однако если хотя бы один человек с ней не согласен, то другому высказать собственное мнение оказывается уже значительно легче. Существование поддержки всегда помогает выражать и отстаивать свою точку зрения.
Если вы помните, в сказке X. К. Андерсена о новом платье короля народ осмелился, наконец, сказать о том, что все видели на самом деле, лишь после того, как какой-то маленький мальчик закричал: «Да ведь король-то голый!»
Собственный статус (положение) в группе также влияет на степень конформизма, поэтому лидеры чаще высказывают независимые суждения, чем другие члены группы.
Большое значение для проявления конформизма имеет и публичность ситуации, т. е. необходимость высказывать свое мнение в присутствии других людей. Если в эксперименте испытуемые отвечали письменно (а не вслух) и об ответах знал только экспериментатор, то они значительно чаще называли правильные решения и не поддавались влиянию группы.
Вы, наверное, знаете, что во время процедуры выборов обязательны кабинки для голосования. Они предназначены для того, чтобы избежать публичности выражения мнений и сохранить тайну голосования. В кабинке избиратели могут выразить свои личные взгляды, не испытывая какого-либо давления со стороны окружающих.
Конформизм — удивительный психологический феномен. Даже знание о нем и умение распознать его в различных ситуациях не избавляют от конформных действий. От подверженности групповому давлению никто не застрахован. И все-таки люди в разной степени поддаются его влиянию.
Конформизм зависит от возраста. Наибольшему влиянию группы человек поддается в 12—13 лет. Взрослея, люди становятся способны противостоять влиянию большинства и отстаивать собственную точку зрения.
Склонность к конформизму может быть связана и с некоторыми личными особенностями. Уже говорилось о том, что неуверенность в себе, сомнения в своих способностях делают человека более зависимым от мнения группы. Напротив, вера в себя помогает сопротивляться групповому давлению.
Ум и творческие способности также важны для отстаивания собственного мнения и образа действий. Известно, что многие выдающиеся ученые были, как говорят, «не от мира сего». Они не боялись быть непохожими на других людей. Например, выдающийся древнегреческий философ Диоген жил в бочке. Основоположник современной космонавтики К. Э. Циолковский выглядел для многих нелепым и чудаковатым человеком, который в ветреную погоду обдувает на крыше свои странные модели, или, забыв обо всем на свете, рассматривает в подзорную трубу звезды. Но он был убежден в своей правоте, мыслил и мечтал широко и свободно... и не боялся выглядеть смешным.
Почему люди хотят быть похожими на других? Делать что-то «как все»? Это может быть связано с двумя основными причинами.
Человек может подчиняться давлению группы и поступать наперекор своему личному мнению, когда хочет быть принят ею, хочет заслужить признание и одобрение группы, сохранить хорошие отношения с другими людьми.
Если нам не хочется ссориться с приятным для нас человеком, мы, скорее, согласимся с его мнением, пусть даже и не совсем правильным, чем будем отстаивать свои взгляды и обострять отношения.
Новички в классе, как правило, сначала стараются приглядеться к тому, как ведут себя остальные ребята, и поступают так же.
Человек поддается влиянию большинства и тогда, когда старается избежать отвержения или осмеяния со стороны группы.
Существует и еще одна важная причина, по которой мы готовы действовать, оглядываясь на других. Если мы оказались в незнакомой или неопределенной ситуации, то поведение других людей может стать для нас ценным источником информации о том, как надо и как правильно (или как не надо и как неправильно) вести себя.
Представьте, что вас пригласили на торжественный ужин, но правила этикета знакомы вам лишь в общих чертах. Вы усаживаетесь за прекрасно сервированный стол и видите перед собой целый ряд вилок, ножей, тарелок, бокалов... С чего начать? В каком порядке пользоваться всем этим разнообразием? Что и какому блюду или напитку соответствует?
Чтобы не остаться голодным и не испытывать на себе недоуменные взгляды окружающих, нужно внимательно наблюдать за своими соседями. Их уверенные действия могут служить вам хорошей подсказкой в этой непростой ситуации.
3.4. Конформизм — это хорошо или плохо?
Конформизм нельзя оценить однозначно. Он может быть как полезным, так и вредным, и даже опасным явлением.
Положительная сторона конформизма состоит в том, что он помогает человеку соблюдать общественные нормы и правила; благодаря конформизму человек сохраняет единство со своей группой, получает одобрение и признание окружающих. Конформизм помогает группе быть более сплоченной, единой, а значит, более сильной.
В то же время подчинение большинству или чьему-либо авторитетному влиянию может привести к тому, что человек перестает чувствовать ответственность за свои действия. Сбежавшие с урока школьники объясняют свое поведение примерно так: «Все ушли, и я тоже. Как все, так и я».
Подчиняясь влиянию группы, человек может причинить зло не только другим людям, но и самому себе. Все вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики) начинаются с того, что кому-то хочется быть «не хуже других», не выделяться, не выглядеть «белой вороной» среди своих знакомых. Идти наперекор большинству, когда оно давит и подчиняет себе, очень трудно. Как говорит героиня повести В. Железникова «Чучело»: «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Но нужно учиться говорить «Нет!», если ты с чем-то действительно не согласен.
Если конформизм — это зависимость от мнения большинства, то какое поведение будет являться противоположным ему, т. е. неконформным? Наверное, такое, когда человек не соглашается с тем, что навязывает ему группа. Ведь большинство людей стремятся не только соответствовать нормам и требованиям своей группы, но и быть самим собой.
Отстаивать свою индивидуальность можно по-разному. Можно, например, во всем поступать наперекор большинству: все говорят «Да», а я — «Нет»; все идут направо, а я — налево; все носят нормальные прически, а я — бреюсь наголо или же совсем не стригусь и т. д. Главное — сделать что-то вопреки ожиданиям и требованиям окружающих, причем сделать это, несмотря ни на какие обстоятельства.
Такое «поведение наоборот» получило название нонконформизм (приставка поп— (лат.) означает не, нет). Нонконформизм не является самостоятельным поведением. Стремясь во что бы то ни стало поступить наперекор большинству, человек оказывается в такой же зависимости от группы, как и конформисты. Он не думает самостоятельно, а ориентируется на мнение и позицию группы, только поступает... наоборот.
Другой вариант проявления своей самостоятельности и индивидуальности — это выражение личного мнения независимо от того, что думает по этому поводу большинство. Причем это мнение не обязательно должно противоречить мнению других, личная позиция может и совпадать с чужой точкой зрения. Главное, что в этом случае человек свободно и разумно выражает свою позицию, самостоятельно принимает решение.
В повседневной жизни стремление соответствовать своей группе, а значит, не очень выделяться на фоне других, и в то же время желание выразить себя тесно переплетены. Очень ярко это проявляется, например, в одежде. Приглядитесь к тому, что носят ваши одноклассники. Скорее всего одежда выдержана в определенном общем стиле, который имеет свои варианты для девочек и мальчиков. Однако совершенно одинаково одетых учеников в вашем классе скорее всего не будет. Костюм каждого из вас в деталях чем-то отличается от того, что носят другие. Именно детали одежды, оригинальные аксессуары (т. е. предметы, дополняющие костюм) позволяют подчеркнуть вашу индивидуальность и неповторимость.
Итак, без сомнения можно сказать, что конформизм — это сложное психологическое явление, связанное с поведением человека в группе.
Но зададим себе вопрос: в какой группе?
Обратите внимание: основные закономерности проявления конформизма были получены учеными в экспериментальных условиях, когда испытуемый подвергался давлению со стороны случайной для него группы, среди незнакомых людей. Более того, его просили высказать свое мнение по не слишком существенному вопросу: сравнить длину отрезков, определить цвет геометрической фигуры и т. д. В таких условиях внушаемость человека повышается и он становится более податливым групповому давлению.
В жизни же люди принадлежат к реальным группам и чаще всего взаимодействуют с хорошо знакомыми людьми, с которыми у них сложились определенные отношения. И поэтому в обычной жизни действуют несколько иные закономерности проявления конформизма.
В реальных группах, особенно в группах высокого уровня развития — коллективах, человек значительно меньше подвержен конформизму. Казалось бы, должно быть наоборот: в сплоченной группе, коллективе, где один за всех и все за одного, человек должен больше ориентироваться на общее мнение группы. Действительно, общие ценности и цели совместной, значимой для всех деятельности объединяют и сплачивают членов коллектива. Однако если у человека есть собственное мнение по какому-либо вопросу, то в коллективе его легче высказывать и отстаивать. Получается, что сам коллектив делает личность более устойчивой и самостоятельной и позволяет человеку уверенно отстаивать свои убеждения.
Вопросы и задания
1. Приведи свои примеры проявления конформизма в повседневной жизни. Случалось ли тебе проявлять конформизм и изменять свою первоначальную точку зрения под влиянием мнения большинства?
2. В жизни известного натуралиста (этолога) К. Лоренца случалось множество забавных ситуаций, связанных с его питомцами. Вот одна из них:
«В третий раз я находился под угрозой попасть в психиатрическую клинику по вине моего большого желтохохлого какаду по имени Кока.
Я приобрел эту прекрасную птицу за внушительную сумму. Прошло несколько недель, прежде чем бедное существо смогло оправиться от психического расстройства, вызванного долгим заточением у предыдущих хозяев. Первое время попугай просто не мог осознать, что нет больше оков и можно двигаться свободно. Было жалко смотреть на эту гордую птицу, которая, сидя на ветке, то и дело готовилась взлететь и не решалась, ибо не верила, что она уже не на цепочке. Когда же она, наконец, преодолела эту внутреннюю скованность, то стала чрезвычайно живым и энергичным существом и очень привязалась ко мне. Утром, как только попугаю разрешалось покинуть комнату, он сразу же летел разыскивать меня, проявляя при этом удивительную сообразительность. В чрезвычайно короткое время птица уяснила себе, где можно вернее всего найти меня. Первым делом попугай влетал в окно моей спальни и, не найдя меня там, вел свою разведку все шире и шире. В результате несколько раз он терял обратную дорогу. Поэтому мои помощники получили строгую инструкцию — не выпускать попугая в то время, пока я нахожусь в отлучке.
В одну июньскую субботу я сошел с венского поезда в Альтенберге, окруженный толпой туристов, приехавших, как обычно бывает летом в конце недели, на купание в нашу деревню. Я сделал всего несколько шагов по улице среди толпы, не успевшей еще поредеть, когда высоко в воздухе увидел какую-то странную птицу. Она медленно, размеренно взмахивала крыльями и время от времени подолгу парила. Птица сделала внезапный поворот, и садящееся солнце на мгновение осветило нижнюю сторону больших крыльев, которые блеснули, словно звезды в голубом небе. Птица была белой. Господи, да ведь это мой какаду! Равномерные движения его крыльев ясно указывали, что попугай собрался лететь далеко. Что же делать? Должен ли я позвать птицу? Кстати, слышали ли вы когда-нибудь призывный крик большого желтохохлого какаду? Нет? Но вы, вероятно, слышали крик свиньи, убиваемой старым дедовским способом. Представьте же себе этот крик в его наиболее громком варианте, переданный через микрофон и усиленный в несколько раз хорошим громкоговорителем. Человек может с успехом имитировать этот звук, если во всю силу своего голоса проревет: “О-ах!”; правда, это всегда будет звучать слабее, чем настоящий крик какаду.
Я уже мог удостовериться раньше, что какаду признает эту имитацию и немедленно подчиняется призыву. Но получится ли это на таком большом расстоянии? Птицам всегда стоит большого труда решиться на то, чтобы резко спуститься вниз под прямым углом к траектории полета. Кричать или не кричать, вот в чем вопрос. Если я издам вопль и птица спустится ко мне, все будет прекрасно, но если она спокойно помчится дальше под облаками, как объясню я свою “песню” окружающим. В конце концов я все-таки закричал. Люди вокруг меня тихо остановились, пригвожденные к месту. Попугай на мгновение замешкался, с распростертыми крыльями, затем сложил их и, спикировав, опустился на мою руку. Еще раз я оказался хозяином положения»[2].
Проанализируй эту ситуацию, используя известные тебе знания о конформном поведении. Что позволило К. Лоренцу избежать конформизма? Можно ли назвать такое поведение нонконформизмом?
3. Одно из известных изречений Козьмы Пруткова гласит: «Если на клетке слона прочтешь надпись “буйвол ”, не верь глазам своим». Какой же результат восприятия этой надписи будет свидетельствовать о конформизме, а какой — нет?
4. Прочти небольшое стихотворение Е. Евтушенко:
Ученый — современник Галилея
Был Галилея не глупее.
Он тоже знал, что вертится земля,
Но у него была семья.
Как ты думаешь, какой психологический феномен оно иллюстрирует?
5. Почему в коллективе человек меньше склонен проявлять конформизм?
Скачано с www.znanio.ru
[1] Чудесно, прекрасно (фр.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.