Презентация по психологии для семиклассников "Влияние большинства в группе"
Оценка 4.6

Презентация по психологии для семиклассников "Влияние большинства в группе"

Оценка 4.6
Презентации учебные
docx
психологическая работа +1
7 кл
05.01.2017
Презентация по психологии для семиклассников "Влияние большинства в группе"
п.3 Влияние большинства в группе.docx

3. ВЛИЯНИЕ БОЛЬШИНСТВА В ГРУППЕ

3.1. Что такое конформизм

Все мы являемся членами разных социальных групп. Мы связаны с другими людьми и в опреде­ленной мере зависим от их мнения. Как правило, нам небезразлично, что подумают о нас другие люди, как к нам отнесутся, окажемся ли мы правы, если выскажем свою точку зрения. Поэтому, когда наше мнение расходится с мнением окружающих, мы иногда меняем свою позицию и соглашаемся с большинством.

Вот пример. На уроке русского языка в тексте диктанта встретилось трудное слово. Сережа точно знал, как оно пишется, и потому написал его без ошибок. После урока, обменявшись впечатлениями с одноклассниками, Сережа узнал, что все осталь­ные ребята написали это слово по-другому. Придя домой, мальчик спросил у своей старшей сестры, как же следовало написать, и получил подтвержде­ние своей правоты. На следующий день во время ра­боты над ошибками учительница вызвала Сережу к доске и продиктовала ему предложение, в котором было то самое слово. Как поступить? Сережа был уверен, что вчера одноклассники ошибались. Но вдруг все-таки они правы и его вызвали сейчас к до­ске именно потому, что из всего класса только он один допустил ошибку? И тогда Сережа написал злополучное слово... неправильно, так же, как и все остальные ученики его класса.

Вопреки своему первоначальному мнению, Сере­жа изменил собственную точку зрения в пользу не­верного мнения одноклассников. Такая податли­вость человека влиянию группы, зависимость от ее мнения, называется конформизмом (от лат. соп- formis — подобный, сообразный).

Конформизмэто изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы (или другого человека ).

Сутью конформизма является внешняя, демон­стративная уступчивость мнению группы при со­хранении собственного мнения в глубине души. Это значит, что под давлением группы человек соглаша­ется с большинством и меняет свои высказывания и действия, но на самом деле в душе остается при своем мнении, т. е. при внешнем согласии с боль­шинством сохраняет личное несогласие.

Так, проявив уступчивость, сохранил себе жизнь и возможность продолжать занятия наукой Галилео Галилей, выдающийся итальянский ученый эпохи Возрождения. Под давлением и угрозами инквизи­ции он вынужден был публично отречься от гелио­центрических взглядов на устройство мира, со­гласно которым Земля и другие планеты вращают­ся вокруг Солнца. Богословы же настаивали на гео­центрической теории, в соответствии с которой цен­тром мироздания является неподвижная Земля, а Солнце обращается вокруг нее. Однако отречение Галилея было лишь внешним. В действительно­сти он не изменил своим научным взглядам и даже в ссылке продолжал развивать прогрессивное учение. Согласно легенде, произнеся слова отречения и при­знав, что он не верит в движение Земли, Галилео  поднялся с колен и воскликнул: «А все-таки она вер­тится!»

Примером проявления конформизма в школьной жизни может служить ситуация, когда класс в пол­ном составе сбегает с урока. Как правило, далеко не все одноклассники единодушны в оценке такого поступка и обязательно найдутся те, кто считает та­кое поведение неправильным. Однако, не соглашаясь в душе с большинством (а, может быть, даже выска­зывая соседу по парте свое отношение к происходяще­му), эти ребята все-таки действуют «как все».

Прекрасной иллюстрацией проявления конформизма является сказка X. К. Андерсена «Новое платье короля».

Помните, обманщики, выдававшие себя за ткачей, предложили королю соткать такую чудесную ткань, кото­рая, помимо необыкновенного рисунка, должна отличать­ся одним удивительным свойством — она будет невидимой для всякого человека, который сидит не на своем месте или непроходимо глуп.

Для начала посмотреть на ткань король послал своего верного министра...

«Пошлю-ка я к ним своего честного старого минист­ра, — подумал король. — Уж он-то рассмотрит ткань: он умен и как никто другой подходит к своей должности».

И вот старик министр вошел в залу, где за пустыми стан­ками сидели обманщики.

«Господи помилуй! — подумал министр, тараща гла­за. — Да ведь я ничего не вижу!»

Только он не сказал этого вслух.

Обманщики почтительно попросили его подойти побли­же и сказать, как нравятся ему узор и краски. При этом они указывали на пустые станки, а бедный министр — как ни пялил глаза, все-таки ничего не видел. Да и видеть было не­чего.

«Ах ты, господи! — подумал он. — Неужели я глуп? Вот уж чего никак не думал! Упаси господь, кто-нибудь узна­ет!.. А может, я не гожусь для своей должности?.. Нет, нет, никак нельзя признаваться, что я не вижу ткани!»

     Что ж вы ничего не скажете нам? — спросил один из ткачей.

      О, это премило! — ответил старик министр, глядя сквозь очки. — Какой узор, какие краски! Да, да, я доложу королю, что мне чрезвычайно понравилась ваша работа!»

А затем король и сам пришел посмотреть на необыкно­венную ткань...

«С целой свитой избранных придворных и сановников, в числе которых находились и первые два, уже видевшие ткань, явился король к хитрым обманщикам, ткавшим, не покладая рук, на пустых станках.

     Magnifique![1] Не правда ли? — вскричали уже побы­вавшие здесь сановники. — Не угодно ли полюбоваться? Какой рисунок... а краски!

И они тыкали пальцами в пространство, воображая, что все остальные видят ткань.

«Что за ерунда! — подумал король. — Я ничего не вижу! Ведь это ужасно! Глуп я, что ли? Или не гожусь в короли? Это было бы хуже всего!»

    О да, очень, очень мило! — сказал в конце концов ко­роль. — Вполне заслуживает моего одобрения!

      И он с довольным видом кивал головой, рассматривая пустые станки, он не хотел признаться, что ничего не ви­дит. Свита короля глядела во все глаза, но видела не боль­ше, чем он сам; и тем не менее все в один голос повторяли: «Очень, очень мило!» — и советовали королю сделать себе из этой ткани наряд для предстоящей торжественной про­цессии...

      ...И вот король шествовал по улице под роскошным бал­дахином, а люди, толпившиеся, чтобы на него посмотреть, говорили:

       Ах, какое красивое это новое платье короля! Как чуд­но сидит! Какая роскошная мантия!

      Ни единый человек не сказал, что ничего не видит, ни­кто не хотел признаться, что он глуп или сидит не на своем месте. И только ребенок воскликнул: «А король-то голый!»

Распознать проявления конформизма только по поведению человека в реальной жизни бывает до­вольно трудно. Когда толпа болельщиков на стадио­не вскакивает и кричит во время гола своей коман­ды — конформизм это или нет? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все дело в том, сохранится ли мнение и поведение человека в том случае, когда он останется один, вне группы. Будет ли одинокий бо­лельщик вскакивать и кричать в момент гола? Будет ли хозяйка по-прежнему покупать выбранное ею мо­ющее средство, когда сменится реклама.

 Конформизм состоит в том, что человек поддается влиянию группового мнения или дейст­вия и ведет себя не так, как вел бы себя в одиночку.

В жизни люди довольно часто думают и ведут себя в соответствии с мнением большинства. Напри­мер, следуют моде, чтобы быть не хуже других.

Но конформизм как некритичную податливость влиянию большинства и действие вопреки собствен­ному мнению следует отличать от обычного куль­турного поведения и необходимости соблюдать пра­вила и нормы, принятые в данном обществе или стране. Так, согласно правилам пешеходы перехо­дят улицу на зеленый сигнал светофора; водители во время движения придерживаются правой сторо­ны. Правостороннее движение установлено в боль­шинстве стран, в Великобритании же принято дви­жение левостороннее. И было бы неразумно и даже опасно для жизни перемещаться по английским до­рогам справа только потому, что так движется транспорт в большинстве других стран.

3.2. Как изучают конформизм

Экспериментальное изучение конформизма от­носится к классическим исследованиям в области социальной психологии и связано с именем амери­канского психолога С. Аша.

Чтобы было легче понять происходящее во время этого эксперимента, представьте себя его добровольным участником. Ты сидишь шестым в ряду из семи человек. Экспериментатор разъясняет, что все вы участвуете в опыте по исследованию зрительного восприятия. Он показывает всем участникам кар­точку с отрезком прямой (эталонный отрезок) и спрашивает, какой из трех отрезков на другой кар­точке соответствует эталонному (см. рисунок).

Не правда ли, легкое задание? Для тебя совер­шенно очевидно, что это отрезок № 2. Когда насту­пит твоя очередь, ты, без сомнения, скажешь имен­но это. Но не забывай, ты сидишь шестым в ряду ис­пытуемых и сейчас — не твоя очередь. Пер­вый испытуемый внимательно смотрит на рисунки и выбирает отрезок № 1. Ты смотришь на него с лег­ким удивлением и недоумеваешь про себя: «Неуже­ли он не видит, что правильный ответ — это отрезок № 2? И как ему могло прийти в голову что-то дру­гое?» Тем временем, второй участник эксперимента тоже выбирает первый отрезок. Ты начинаешь за­метно волноваться, тебе становится явно не по себе: «Что происходит? Неужели они оба ослепли?» ...Третий согласен с первыми двумя. Ты в полном недоумении: «Кто из нас сошел с ума? Они или я?» Задав себе этот вопрос, тебе не остается ничего дру­гого, как еще пристальней вглядеться в карточки. Четвертый и пятый согласны со всеми предыдущи­ми. Теперь настает твой черед отвечать. И тут ты пе­реживаешь настоящий кошмар: «Что же все-таки правильно? То, что говорят другие, или то, что я вижу своими глазами? Конечно, это отрезок №1», — уверенно заявляешь ты.

А может быть, в действительности ты ответил бы иначе?

Нетрудно догадаться, что все участники экспери­мента, кроме, разумеется, тебя, имели предвари­тельную договоренность с экспериментатором и специально давали неверные ответы. Цель же экс­перимента состояла в том, чтобы выяснить, на­сколько люди подвержены групповому давлению.

Результаты этого исследования оказались оше­ломляющими. Начиная его, С. Аш предполагал, что если и обнаружатся уступки групповому давлению, то они будут очень незначительны. Ведь различия в длине отрезков были очевидны и абсолютное боль­шинство испытуемых, выполняя аналогичное зада­ние один на один с экспериментатором, всегда дава­ли верные ответы! В ситуации же давления группы в 37 % (это более 1/3 случаев!) отвечавшие проявили конформизм и согласились, вопреки очевидно­му, не поверить глазам своим.

Эта цифра выглядит поразительно большой. И это тем более обескуражило исследователя, что никто и ничто не мешало участникам эксперимента открыто высказать свою точку зрения. Ведь не было ни явного принуждения, ни угрозы наказания за несогласие с группой. Однако в дальнейших иссле­дованиях эти результаты подтвердились.

Опыты С. Аша повторить довольно легко. Нужно всего лишь найти так называемого «наивного испытуемого» и организовать «подставную группу» (т. е. заранее подготовленных помощников экспериментатора).

Но подумайте сами, кто бы из нас добровольно со­гласился оказаться «в д у р а к а х» на глазах у дру­гих людей?

В любых психологических экспериментах обяза­тельно присутствует этический момент. Это значит, что участники исследования ни при каких обстоя­тельствах не должны понести моральный ущерб (не говоря уже об ущербе физическом!), какие бы благо­родные цели не ставили перед собой ученые, заду­мывая свои эксперименты. Поэтому организаторы опытов по конформизму привлекают для совмест­ной работы только добровольных испытуемых и обязательно разъясняют происходящее после окон­чания эксперимента. А сделать это, не обидев чело­века и не потеряв его доверия, — очень непросто. Вот что говорит об этом психолог Д. Майерс: «Про­фессиональная этика обычно требует по оконча­нии эксперимента разъяснить его суть. Предс­тавьте себя экспериментатором, который толь­ко что закончил сеанс с конформным испытуемым. Сможете ли вы раскрыть свой обман, не вызвав у испытуемого ощущения, что он оказался легковер­ным идиотом? »

Поэтому оставим такие опыты профессиональ­ным исследователям, работающим в лабораториях. Тем более что примеров проявления конформизма достаточно и в повседневной жизни. И никто из нас (ни один человек!) не застрахован от конформного поведения в той или иной ситуации.

 

3.3. Когда проявляется конформизм

Экспериментальные исследования позволили установить условия, которые усиливают или, напротив, ослабляют склонность человека поддаваться давлению группы.

Конформизм возрастает, если человек сталкива­ется с действительно сложным заданием. Чем меньше наша уверенность в своих способностях, тем легче мы поддаемся влиянию окружающих.

Степень конформизма во многом определяется и характером той группы, на которую ориентируется человек: ее размером, составом, единодушием.

Например, чтобы оказывать максимальное дав­ление, группа не обязательно должна быть много­численной. Наибольший эффект имеет группа из 5—8 человек. Увеличение размера группы не приводит к росту конформизма, и наличие 15—20 человек оказывает не большее давление, чем наличие 5 человек. В присутствии же 1—2 чело­век конформизм заметно снижается. И действите­льно, спорить с кем-то одним всегда легче, чем с це­лой группой.

Конформизм выше в группе, состоящей из людей, которым человек симпатизирует и мнение которых важно для него, т. е. в референтной группе.

Давление группы возрастает и в том случае, ког­да она состоит из людей, имеющих более высо­кий статус (представьте, что вы участвуете в эк­сперименте по конформизму в группе, состоящей it;i директоров школ). Точно так же и суждение спе­циалистов, экспертов в какой-либо области имеет для нас более высокую значимость.

 


Единодушное мнение группы повыша­ет ее влияние. Однако если хотя бы один человек с ней не согласен, то другому высказать собственное мнение оказывается уже значительно легче. Суще­ствование поддержки всегда помогает выражать и отстаивать свою точку зрения.

Если вы помните, в сказке X. К. Андерсена о но­вом платье короля народ осмелился, наконец, ска­зать о том, что все видели на самом деле, лишь после того, как какой-то маленький мальчик закричал: «Да ведь король-то голый!»

Собственный статус (положение) в группе также влияет на степень конформизма, поэтому ли­деры чаще высказывают независимые суждения, чем другие члены группы.

Большое значение для проявления конформизма имеет и публичность ситуации, т. е. необхо­димость высказывать свое мнение в присутствии других людей. Если в эксперименте испытуемые от­вечали письменно (а не вслух) и об ответах знал только экспериментатор, то они значительно чаще называли правильные решения и не поддавались влиянию группы.

Вы, наверное, знаете, что во время процедуры выборов обязательны кабинки для голосования. Они предназначены для того, чтобы избежать пуб­личности выражения мнений и сохранить тайну го­лосования. В кабинке избиратели могут выразить свои личные взгляды, не испытывая какого-либо давления со стороны окружающих.

Конформизм — удивительный психологиче­ский феномен. Даже знание о нем и умение распо­знать его в различных ситуациях не избавляют от конформных действий. От подверженности группо­вому давлению никто не застрахован. И все-таки люди в разной степени поддаются его влиянию.

Конформизм зависит от возраста. Наибольшему влиянию группы человек поддается в 12—13 лет. Взрослея, люди становятся способны противосто­ять влиянию большинства и отстаивать собствен­ную точку зрения.

Склонность к конформизму может быть связана и с некоторыми личными особенностями. Уже гово­рилось о том, что неуверенность в себе, сомнения в своих способностях делают человека более зависи­мым от мнения группы. Напротив, вера в себя помо­гает сопротивляться групповому давлению.

Ум и творческие способности также важны для отстаивания собственного мнения и образа действий. Известно, что многие выдающиеся ученые были, как говорят, «не от мира сего». Они не боя­лись быть непохожими на других людей. Напри­мер, выдающийся древнегреческий философ Дио­ген жил в бочке. Основоположник современной кос­монавтики К. Э. Циолковский выглядел для многих нелепым и чудаковатым человеком, который в вет­реную погоду обдувает на крыше свои странные мо­дели, или, забыв обо всем на свете, рассматривает в подзорную трубу звезды. Но он был убежден в своей правоте, мыслил и мечтал широко и свободно... и не боялся выглядеть смешным.

Почему люди хотят быть похожими на других? Делать что-то «как все»? Это может быть связано с двумя основными причинами.

Человек может подчиняться давлению группы и поступать наперекор своему личному мнению, ког­да хочет быть принят ею, хочет заслужить при­знание и одобрение группы, сохранить хо­рошие отношения с другими людьми.

Если нам не хочется ссориться с приятным для нас человеком, мы, скорее, согласимся с его мнени­ем, пусть даже и не совсем правильным, чем будем отстаивать свои взгляды и обострять отношения.

Новички в классе, как правило, сначала старают­ся приглядеться к тому, как ведут себя остальные ребята, и поступают так же.

Человек поддается влиянию большинства и тог­да, когда старается избежать отвержения или осмеяния со стороны группы.

Существует и еще одна важная причина, по кото­рой мы готовы действовать, оглядываясь на других. Если мы оказались в незнакомой или неопределен­ной ситуации, то поведение других людей может стать для нас ценным источником инфор­мации о том, как надо и как правильно (или как не надо и как неправильно) вести себя.

Представьте, что вас пригласили на торжествен­ный ужин, но правила этикета знакомы вам лишь в общих чертах. Вы усаживаетесь за прекрасно серви­рованный стол и видите перед собой целый ряд вилок, ножей, тарелок, бокалов... С чего начать? В каком по­рядке пользоваться всем этим разнообразием? Что и какому блюду или напитку соответствует?

Чтобы не остаться голодным и не испытывать на себе недоуменные взгляды окружающих, нужно внимательно наблюдать за своими соседями. Их уверенные действия могут служить вам хоро­шей подсказкой в этой непростой ситуации.

3.4. Конформизм — это хорошо или плохо?

Конформизм нельзя оценить однозначно. Он мо­жет быть как полезным, так и вредным, и даже опасным явлением.

Положительная сторона конформизма состоит в том, что он помогает человеку соблюдать обще­ственные нормы и правила; благодаря конформиз­му человек сохраняет единство со своей группой, получает одобрение и признание окружающих. Конформизм помогает группе быть более сплочен­ной, единой, а значит, более сильной.

В то же время подчинение большинству или чье­му-либо авторитетному влиянию может привести к тому, что человек перестает чувствовать ответствен­ность за свои действия. Сбежавшие с урока школь­ники объясняют свое поведение примерно так: «Все ушли, и я тоже. Как все, так и я».

Подчиняясь влиянию группы, человек может причинить зло не только другим людям, но и само­му себе. Все вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики) начинаются с того, что кому-то хочется быть «не хуже других», не выделяться, не выгля­деть «белой вороной» среди своих знакомых. Идти наперекор большинству, когда оно давит и подчиня­ет себе, очень трудно. Как говорит героиня повести В. Железникова «Чучело»: «Страшно, когда один против всех, даже если ты прав». Но нужно учить­ся говорить «Нет!», если ты с чем-то действительно не согласен.

Если конформизм — это зависимость от мнения большинства, то какое поведение будет являться противоположным ему, т. е. неконформным? На­верное, такое, когда человек не соглашается с тем, что навязывает ему группа. Ведь большинство лю­дей стремятся не только соответствовать нормам и требованиям своей группы, но и быть самим собой.

Отстаивать свою индивидуальность можно по-разному. Можно, например, во всем поступать наперекор большинству: все говорят «Да», а я — «Нет»; все идут направо, а я — налево; все носят нормальные прически, а я — бреюсь наголо или же совсем не стригусь и т. д. Главное — сделать что-то вопреки ожиданиям и требованиям окру­жающих, причем сделать это, несмотря ни на ка­кие обстоятельства.

Такое «поведение наоборот» получило на­звание нонконформизм (приставка поп— (лат.) озна­чает не, нет). Нонконформизм не является само­стоятельным поведением. Стремясь во что бы то ни стало поступить наперекор большинству, человек оказывается в такой же зависимости от группы, как и конформисты. Он не думает самосто­ятельно, а ориентируется на мнение и позицию группы, только поступает... наоборот.

Другой вариант проявления своей самостоятель­ности и индивидуальности — это выражение личного мнения независимо от того, что дума­ет по этому поводу большинство. Причем это мнение не обязательно должно противоречить мнению дру­гих, личная позиция может и совпадать с чужой точкой зрения. Главное, что в этом случае человек свободно и разумно выражает свою позицию, самостоятельно принимает решение.

В повседневной жизни стремление соответство­вать своей группе, а значит, не очень выделяться на фоне других, и в то же время желание выразить себя тесно переплетены. Очень ярко это проявляется, на­пример, в одежде. Приглядитесь к тому, что носят ваши одноклассники. Скорее всего одежда выдер­жана в определенном общем стиле, который имеет свои варианты для девочек и мальчиков. Однако со­вершенно одинаково одетых учеников в вашем классе скорее всего не будет. Костюм каждого из вас в деталях чем-то отличается от того, что носят дру­гие. Именно детали одежды, оригинальные аксессу­ары (т. е. предметы, дополняющие костюм) позво­ляют подчеркнуть вашу индивидуальность и непо­вторимость.

Итак, без сомнения можно сказать, что конфор­мизм — это сложное психологическое явление, свя­занное с поведением человека в группе.

Но зададим себе вопрос: в какой группе?

Обратите внимание: основные закономерности проявления конформизма были получены учеными в экспериментальных условиях, когда испытуемый подвергался давлению со стороны случайной для него группы, среди незнакомых людей. Более того, его просили высказать свое мнение по не слишком существенному вопросу: сравнить длину отрезков, определить цвет геометрической фигуры и т. д. В та­ких условиях внушаемость человека повышается и он становится более податливым групповому давле­нию.

В жизни же люди принадлежат к реальным груп­пам и чаще всего взаимодействуют с хорошо знако­мыми людьми, с которыми у них сложились опреде­ленные отношения. И поэтому в обычной жизни действуют несколько иные закономерности прояв­ления конформизма.

В реальных группах, особенно в группах высоко­го уровня развития — коллективах, человек значи­тельно меньше подвержен конформизму. Казалось бы, должно быть наоборот: в сплоченной группе, коллективе, где один за всех и все за одного, человек должен больше ориентироваться на общее мнение группы. Действительно, общие ценности и цели со­вместной, значимой для всех деятельности объеди­няют и сплачивают членов коллектива. Однако если у человека есть собственное мнение по какому-либо вопросу, то в коллективе его легче высказывать и отстаивать. Получается, что сам коллектив делает личность более устойчивой и самостоятельной и по­зволяет человеку уверенно отстаивать свои убежде­ния.

 

Вопросы и задания

1.      Приведи свои примеры проявления конформизма в по­вседневной жизни. Случалось ли тебе проявлять конформизм и изменять свою первоначальную точку зрения под влиянием мне­ния большинства?

2.      В жизни известного натуралиста (этолога) К. Лоренца случалось множество забавных ситуаций, связанных с его питом­цами. Вот одна из них:

«В третий раз я находился под угрозой попасть в психиатриче­скую клинику по вине моего большого желтохохлого какаду по имени Кока.

Я приобрел эту прекрасную птицу за внушительную сумму. Прошло несколько недель, прежде чем бедное существо смогло оправиться от психического расстройства, вызванного долгим за­точением у предыдущих хозяев. Первое время попугай просто не мог осознать, что нет больше оков и можно двигаться свободно. Было жалко смотреть на эту гордую птицу, которая, сидя на ветке, то и дело готовилась взлететь и не решалась, ибо не верила, что она уже не на цепочке. Когда же она, наконец, преодолела эту внут­реннюю скованность, то стала чрезвычайно живым и энергичным существом и очень привязалась ко мне. Утром, как только попугаю разрешалось покинуть комнату, он сразу же летел разыскивать меня, проявляя при этом удивительную сообразительность. В чрезвычайно короткое время птица уяснила себе, где можно вернее всего найти меня. Первым делом попугай влетал в окно моей спальни и, не найдя меня там, вел свою разведку все шире и шире. В результате несколько раз он терял обратную дорогу. Поэ­тому мои помощники получили строгую инструкцию — не выпус­кать попугая в то время, пока я нахожусь в отлучке.

В одну июньскую субботу я сошел с венского поезда в Альтенберге, окруженный толпой туристов, приехавших, как обычно бы­вает летом в конце недели, на купание в нашу деревню. Я сделал всего несколько шагов по улице среди толпы, не успевшей еще по­редеть, когда высоко в воздухе увидел какую-то странную птицу. Она медленно, размеренно взмахивала крыльями и время от вре­мени подолгу парила. Птица сделала внезапный поворот, и садя­щееся солнце на мгновение осветило нижнюю сторону больших крыльев, которые блеснули, словно звезды в голубом небе. Птица была белой. Господи, да ведь это мой какаду! Равномерные движе­ния его крыльев ясно указывали, что попугай собрался лететь да­леко. Что же делать? Должен ли я позвать птицу? Кстати, слышали ли вы когда-нибудь призывный крик большого желтохохлого ка­каду? Нет? Но вы, вероятно, слышали крик свиньи, убиваемой старым дедовским способом. Представьте же себе этот крик в его наиболее громком варианте, переданный через микрофон и уси­ленный в несколько раз хорошим громкоговорителем. Человек может с успехом имитировать этот звук, если во всю силу своего голоса проревет: “О-ах!”; правда, это всегда будет звучать слабее, чем настоящий крик какаду.

Я уже мог удостовериться раньше, что какаду признает эту имитацию и немедленно подчиняется призыву. Но получится ли это на таком большом расстоянии? Птицам всегда стоит большого труда решиться на то, чтобы резко спуститься вниз под прямым уг­лом к траектории полета. Кричать или не кричать, вот в чем во­прос. Если я издам вопль и птица спустится ко мне, все будет пре­красно, но если она спокойно помчится дальше под облаками, как объясню я свою “песню” окружающим. В конце концов я все-таки закричал. Люди вокруг меня тихо остановились, пригвожденные к месту. Попугай на мгновение замешкался, с распростертыми крыльями, затем сложил их и, спикировав, опустился на мою руку. Еще раз я оказался хозяином положения»[2].

Проанализируй эту ситуацию, используя известные тебе зна­ния о конформном поведении. Что позволило К. Лоренцу избе­жать конформизма? Можно ли назвать такое поведение нонкон­формизмом?

3.      Одно из известных изречений Козьмы Пруткова гласит: «Если на клетке слона прочтешь надпись “буйвол ”, не верь глазам своим». Какой же результат восприятия этой надписи будет свиде­тельствовать о конформизме, а какой — нет?

4.       Прочти небольшое стихотворение Е. Евтушенко:

Ученый — современник Галилея

 Был Галилея не глупее.

Он тоже знал, что вертится земля,

Но у него была семья.

Как ты думаешь, какой психологический феномен оно ил­люстрирует?

5.       Почему в коллективе человек меньше склонен прояв­лять конформизм?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Чудесно, прекрасно (фр.).

 

ВЛИЯНИЕ БОЛЬШИНСТВА В ГРУППЕ 3

ВЛИЯНИЕ БОЛЬШИНСТВА В ГРУППЕ 3

Пошлю-ка я к ним своего честного старого минист­ра, — подумал король

Пошлю-ка я к ним своего честного старого минист­ра, — подумал король

Правостороннее движение установлено в боль­шинстве стран, в

Правостороннее движение установлено в боль­шинстве стран, в

В любых психологических экспериментах обяза­тельно присутствует этический момент

В любых психологических экспериментах обяза­тельно присутствует этический момент

Ед и нодушное мнение группы повыша­ет ее влияние

Ед и нодушное мнение группы повыша­ет ее влияние

Если мы оказались в незнакомой или неопределен­ной ситуации, то поведение других людей может стать для нас ценным источником инфор­мации о том, как надо и как…

Если мы оказались в незнакомой или неопределен­ной ситуации, то поведение других людей может стать для нас ценным источником инфор­мации о том, как надо и как…

Очень ярко это проявляется, на­пример, в одежде

Очень ярко это проявляется, на­пример, в одежде

Я сделал всего несколько шагов по улице среди толпы, не успевшей еще по­редеть, когда высоко в воздухе увидел какую-то странную птицу

Я сделал всего несколько шагов по улице среди толпы, не успевшей еще по­редеть, когда высоко в воздухе увидел какую-то странную птицу
Скачать файл