2. Виды потребностей
Потребности человека разнообразны. Выделяют потребности естественные
(природные) и социальные.
Естественные потребности являются врожденными, но к моменту рождения они
еще окончательно не сформированы и развиваются в течение всей жизни. Эти
потребности важны потому, что они предназначены для сохранения как отдельного
человека, так и всего вида. Если человек не сможет удовлетворять свои потребности в
пище и дыхании, то он погибнет. Сексуальная потребность и потребность в потомстве
обеспечивают сохранение вида. Потребность в деятельности, в активности побуждает
человека двигаться и действовать, ориентироваться в окружающей жизни, вступать с
ней во взаимодействие. На потребности в новых впечатлениях основывается так
называемый сенсорный голод «глаза хотят видеть» и «уши хотят слышать».
В процессе развития общества, развития общественного труда производятся все
новые как материальные, так и духовные продукты, которые вызывают к жизни новые
потребности.
Например, создание письменного языка вызвало к жизни совершенно новую
потребность потребность в чтении. Ведь если бы не существовало книг, газет и т. п., у
людей не могло бы возникнуть потребности в чтении. У ваших прабабушек и
прадедушек не было потребности смотреть телевизор, пользоваться компьютером или
мобильным телефоном, потому что этих приборов просто не было. С появлением их
возникли соответствующие потребности.
Социальные или духовные потребности развиваются в результате взаимодействия
человека с обществом. К числу социальных потребностей относятся: потребность в
общении с другими людьми, потребность в знаниях, потребность в участии в об
щественной жизни, культурные потребности, потребность в труде. Так, потребность в
общении заставляет нас взаимодействовать с другими людьми, эстетические
потребности побуждают любоваться красотой и творить ее слушать музыку, ходить в
театр, посещать музеи, создавать произведения разных видов искусств и пр.
Очень существенной является потребность в самоуважении. Самоуважение в
большой степени зависит от того признания, которое человек получает от других.
Стремление к признанию и самоутверждению побуждает человека активно
действовать.
Нравственные потребности побуждают человека вести себя согласно нравственным
нормам, принятым в обществе, стремиться к правде, добру, уважению. Важной
нравственной потребностью является потребность в труде, на этом основывается
человеческая жизнь.
Потребности человека обусловлены особенностями его воспитания в широком
смысле слова, т. е. приобщения к миру человеческой культуры как предметной,
материальной (материальные потребности), так и духовной (духовные потребности).
Человек, для того чтобы чувствовать себя человеком, должен заботиться об
удовлетворении своих не только материальных, но и духовных потребностей.
Если у ребенка или у взрослого человека возникли определенные потребности, то он
всегда стремится к их удовлетворению. Ученые подчеркивают такую характеристику потребности, как ее ненасыщаемость: сама удовлетворенная первая потребность и уже
приобретенный способ ее удовлетворения ведут к возникновению новых потребностей.
Например, невозможно удовлетворить потребность в знаниях. Раз возникнув, она
побуждает человека к познанию нового, ранее неизвестного, к исследованию всего, что
находится вокруг него, к погружению в тайны мира, к новому поиску решений его
загадок.
Иван Дмитриевич Папанин, известный всему миру как начальник первой в мире
дрейфующей станции «Северный полюс1», вспоминает:
«Раздумывал я тогда, в своей юности, читая книги о путешественниках, вот о чем:
МиклухоМаклай, СеменовТянШанский, Пржевальский и другие были людьми
обеспеченными. Что же, что заставляло их выбирать такую тяжкую дорогу?
Откуда это “весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест”? Что
было главное в этих людях и что было главным для них самих? Я чувствовал, что
столкнулся с чемто, явно выходившим за пределы круга обыденности, в котором
я жил. Не хлебом единым жив человек. Есть чтото сильнее и хлеба, и денег, и
славы, и карьеры. Не жажда ли тайны, вернее, раскрытия тайны вела этих
людей? Жажда познания, жажда служения людям, науке, прогрессу?
Я откровенно завидовал этим людям. Многие из них терпели беды и лишения
ради того, чтобы выйти победителями в единоборстве с тайной. Вела их идея.
Они, эти люди, не всегда побеждали в борьбе с трудностями, но они несли эту
победу в себе...»1
Ненасыщаема потребность в труде. В отсутствие труда возникает
психологически трудно выносимое состояние для нормального здорового человека
ощущение своей ненужности, невостребованности. Известный педагог К. Д. Ушинский,
размышляя над вопросами воспитания, замечал:
«Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то
лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках,
без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и
нравственность».
Постепенно те или иные потребности становятся еиойством человека. Поэтому
формирование потребностей с раннего возраста имеет решающее значение для
определения того, к чему человек будет стремиться и чего станет добиваться в жизни.
11отребности можно удовлетворять неосознанно (непроизвольно) или осознанно, с
помощью воли (произвольно). При неосознанном (импульсивном) удовлетворении
потребностей человек не думает о последствиях, не раздумывает перед действием. На
пример, это бывает в тех случаях, когда человек делает чтото «ни с того ни с сего»,
«просто так»: взял, да бросил камень в речку, вдруг расплакался, рассмеялся, когда не
было ничего грустного или смешного, и т. д. Таким образом, часто удовлетворяют свои
потребности дети. При волевом удовлетворении потребностей человек действует
сознательно, целеустремленно, согласно здравому смыслу и правилам общественной
жизни.
Потребность (переживаемая нужда) побуждает человека к поиску того, что может
эту потребность удовлетворить. Так образуется побуждение к совершенно
определенной деятельности мотив. Мотив это форма проявления определенной
потребности, это то, ради чего осуществляется деятельность. На основе одной потребности могут образовываться разные мотивы. Например,
человек проголодался, у него возникла потребность в пище.
Форма проявления этой потребности (или мотива) может быть самой разной, в
зависимости от того, какой способ удовлетворения выбирает человек: он может сам
приготовить себе еду, может перекусить на скорую руку, может посетить ресторан,
может пойти в гости к родным или близким друзьям и пр. Но в любом случае мотив
заставляет человека действовать, побуждает его целенаправленную активность.
Таким образом, мотив это форма проявлении потребности, мотив заставляет
человека действо вать, побуждает его целенаправленную активность (т. е.
деятельность человека).
Вопросы и задания
1. Объясни, какие из следующих потребностей являются природными, а какие
социальными: потребность в признании, потребность в пище, сексуальные потребности,
эстетические потребности.
2. Какие чувства вызывает удовлетворение потребностей, а какие — их
неудовлетворение?
3. Как ты истолкуешь с точки зрения потребностей высказывание древнегреческого
философа Сократа (470—399 до н.э.): «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди
живут, чтобы есть» ?
Презентация по психологии "Виды потребностей. Мотивы" (8 кл.)
Презентация по психологии "Виды потребностей. Мотивы" (8 кл.)
Презентация по психологии "Виды потребностей. Мотивы" (8 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.