Презентация по психологии "Виды потребностей. Мотивы" (8 кл.)

  • Презентации учебные
  • docx
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Виды потребностей.docx
2. Виды потребностей Потребности   человека   разнообразны.   Выделяют   потребности  естественные (природные) и социальные. Естественные потребности  являются врожденными, но к моменту рождения они еще   окончательно   не   сформированы   и   развиваются   в   течение   всей   жизни.   Эти потребности важны потому, что они предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида. Если человек не сможет удовлетворять свои потребности в пище и дыхании, то он погибнет. Сексуальная потребность и потребность в потомстве обеспечивают сохранение вида. Потребность в деятельности, в активности побуждает человека двигаться и действовать, ориентироваться в окружающей жизни, вступать с ней   во   взаимодействие.   На   потребности   в   новых   впечатлениях   основывается   так называемый сенсорный голод ­ «глаза хотят видеть» и «уши хотят слышать». В   процессе   развития   общества,   развития   общественного   труда   производятся   все новые как материальные, так и духовные продукты, которые вызывают к жизни новые потребности. Например,   создание   письменного   языка   вызвало   к   жизни   совершенно   новую потребность ­ потребность в чтении. Ведь если бы не существовало книг, газет и т. п., у людей   не   могло   бы   возникнуть   потребности   в   чтении.   У   ваших   прабабушек   и прадедушек не было потребности смотреть телевизор, пользоваться компьютером или мобильным телефоном, потому что этих приборов просто не было. С появлением их возникли соответствующие потребности. Социальные или духовные потребности развиваются в результате взаимодействия человека с обществом.  К числу социальных потребностей относятся: потребность в общении   с   другими   людьми,   потребность   в   знаниях,   потребность   в   участии   в   об­ щественной жизни, культурные потребности, потребность в труде. Так, потребность в общении   заставляет   нас   взаимодействовать   с   другими   людьми,   эстетические потребности побуждают любоваться красотой и творить ее ­ слушать музыку, ходить в театр, посещать музеи, создавать произведения разных видов искусств и пр. Очень   существенной   является   потребность   в   самоуважении.   Самоуважение   в большой   степени   зависит   от   того   признания,  которое   человек   получает   от   других. Стремление   к   признанию   и   самоутверждению   побуждает   человека   активно действовать. Нравственные потребности побуждают человека  вести себя согласно нравственным нормам,     принятым   в   обществе,   стремиться   к   правде,   добру,   уважению.   Важной нравственной   потребностью   является   потребность   в   труде,   на   этом   основывается человеческая жизнь. Потребности   человека   обусловлены   особенностями   его   воспитания   в   широком смысле   слова,   т.   е.   приобщения   к   миру   человеческой   культуры   как   предметной, материальной (материальные потребности), так и духовной (духовные потребности). Человек,   для   того   чтобы   чувствовать   себя   человеком,   должен   заботиться   об удовлетворении своих не только материальных, но и духовных потребностей. Если у ребенка или у взрослого человека возникли определенные потребности, то он всегда стремится к их удовлетворению. Ученые подчеркивают такую характеристикупотребности, как ее ненасыщаемость: сама удовлетворенная первая потребность и уже приобретенный способ ее удовлетворения ведут к возникновению новых потребностей. Например, невозможно удовлетворить потребность в знаниях. Раз возникнув, она побуждает человека к познанию нового, ранее неизвестного, к исследованию всего, что находится вокруг него, к погружению в тайны мира, к новому поиску решений его загадок. Иван Дмитриевич Папанин, известный всему миру как начальник первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс­1», вспоминает: «Раздумывал я тогда, в своей юности, читая книги о путешественниках, вот о чем: Миклухо­Маклай,   Семенов­Тян­Шанский,   Пржевальский   и   другие   были   людьми обеспеченными. Что же, что заставляло их выбирать такую тяжкую дорогу? Откуда это “весьма мучительное свойство, немногих добровольный крест”? Что было главное в этих людях и что было главным для них самих? Я чувствовал, что столкнулся с чем­то, явно выходившим за пределы круга обыденности, в котором я жил. Не хлебом единым жив человек. Есть что­то сильнее и хлеба, и денег, и славы,   и   карьеры.   Не   жажда   ли   тайны,   вернее,   раскрытия   тайны   вела   этих людей? Жажда познания, жажда служения людям, науке, прогрессу? Я откровенно завидовал этим людям. Многие из них терпели беды и лишения ради того, чтобы выйти победителями в единоборстве с тайной. Вела их идея. Они, эти люди, не всегда побеждали в борьбе с трудностями, но они несли эту победу в себе...»1 Ненасыщаема   потребность   в   труде.   В   отсутствие   труда   возникает психологически трудно выносимое состояние для нормального здорового человека ­ ощущение своей ненужности, невостребованности. Известный педагог К. Д. Ушинский, размышляя над вопросами воспитания, замечал: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без   мысли   в   голове,   потому   что   в   эти   минуты  портится  голова,   сердце   и нравственность». Постепенно   те   или   иные   потребности   становятся   еиойством   человека.   Поэтому формирование   потребностей   с   раннего   возраста   имеет   решающее   значение  для определения того, к чему человек будет стремиться и чего станет добиваться в жизни. 11отребности можно удовлетворять неосознанно (непроизвольно) или осознанно, с помощью   воли   (произвольно).   При   неосознанном   (импульсивном)   удовлетворении потребностей человек не думает о последствиях, не раздумывает перед действием. На­ пример, это бывает в тех случаях, когда человек делает что­то «ни с того ни с сего», «просто так»: взял, да бросил камень в речку, вдруг расплакался, рассмеялся, когда не было ничего грустного или смешного, и т. д. Таким образом, часто удовлетворяют свои потребности   дети.   При   волевом   удовлетворении   потребностей   человек   действует сознательно, целеустремленно, согласно здравому смыслу и правилам общественной жизни. Потребность (переживаемая нужда) побуждает человека к поиску того, что может эту   потребность   удовлетворить.   Так   образуется   побуждение   к   совершенно определенной деятельности  ­  мотив.  Мотив ­  это  форма проявления  определенной потребности, это то, ради чего осуществляется деятельность.На   основе   одной   потребности   могут   образовываться   разные   мотивы.   Например, человек проголодался, у него возникла потребность в пище. Форма   проявления   этой   потребности   (или   мотива)   может   быть   самой   разной,   в зависимости от того, какой способ удовлетворения выбирает человек: он может сам приготовить себе еду, может перекусить на скорую руку, может посетить ресторан, может пойти в гости к родным или близким друзьям и пр. Но в любом случае мотив заставляет человека действовать, побуждает его целенаправленную активность. Таким   образом,   мотив   ­   это   форма   проявлении   потребности,   мотив   заставляет человека   действо   вать,   побуждает   его   целенаправленную   активность   (т.   е. деятельность человека). Вопросы и задания 1. Объясни,   какие   из   следующих   потребностей   являются   природными,   а   какие социальными: потребность в признании, потребность в пище, сексуальные потребности, эстетические потребности. 2. Какие   чувства   вызывает   удовлетворение   потребностей,   а   какие   —   их неудовлетворение? 3. Как ты истолкуешь с точки зрения потребностей высказывание древнегреческого философа   Сократа   (470—399   до   н.э.):  «Я   ем,   чтобы   жить.   А   некоторые   люди живут, чтобы есть» ?