Тема: Имя числительное
Класс: 4
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
УМК (авторы): «Перспектива». Авторы: Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., Бабушкиной Т.В.
Тип урока (занятия): урок открытия нового знания
Панируемые результаты:
Предметные (знания, умения, представления):
иметь общее представление об имени числительном как части речи;
знать понятия «числительное», «разряды числительных»;
уметь выделять имена числительные среди других частей речи, классифицировать, правильно употреблять в речи, грамотно записывать.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, (П);
структурирование знаний (П);
построение логической цепи рассуждений, извлечение необходимой информации (П);
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, (П);
подведение под понятие (П);
постановка и формулирование проблемы (П);
использование знаковосимволических средств (П);
поиск необходимой информации (П);
моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);
установление причинноследственных связей, доказательство (П);
построение речевых высказываний (П);
рефлексия способов и условий действия (П);
выделение и формулирование проблемы (П);
построение речевых высказываний (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
планирование, прогнозирование (Р);
познавательная инициатива (Р);
контроль (Р);
коррекция (Р);
волевая саморегуляция (Р);
самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);
осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);
самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
планирование учебного сотрудничества (К)
достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
управление поведением партнера (К)
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);
достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
Личностные УУД:
самоопределение (Л);
смыслообразование (Л);
внутренняя позиция школьника (Л);
учебнопознавательная мотивация (Л);
учебнопознавательный интерес (Л);
осознание ответственности за общее дело (Л);
самооценка на основе критерия успешности (Л);
адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности (Л)
Образовательная цель: познакомить детей с понятием «имя числительное» как часть речи, которая называет количество и порядок
предметов при счёте.
Развивающая цель: продолжить работу над совершенствованием умений работать с информацией, контроля и оценки своих действий,
сотрудничества с одноклассниками. Воспитательная цель: воспитывать учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой
задачи и мотивацию к изучению русского языка как учебного предмета ,.
Педагогические технологии (педагогические техники): деятельностный метод, ИКТ
Методы обучения: побуждающий от проблемной ситуации диалог; игровой; работа с информацией (учебником); моделирование;
контроль по результату; приемы критериального безотметочного оценивания (знаки «+», «−»; «?», «Лесенка успеха»).
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация по теме «Имя числительное», карточки, учебник «Русский
язык» 4 класс авторы: Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., Бабушкиной Т.В
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах и группах, индивидуальная работа.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания, которые приведут
Планируемые результаты
1.Мотивация к
учебной
деятельности
готовность
Проверяет
обучающихся к уроку.
Создаёт
эмоциональный
настрой учащихся на учебную
деятельность на уроке.
Побуждает к высказыванию
своего мнения.
2. Актуализация
знаний и фиксация
индивидуального
затруднения в
пробном действии
Организует работу в парах
для повторения изученных
словарных слов.
урока.
Читают девиз
Отвечают на вопросы
учителя.
Приходят к
выводу, что работать на
уроке
надо дружно,
организовано, выполняя все
задания, не отставая от
своих одноклассников и не
подводя их. В тетрадях
записывают дату.
Называют правила работы в
парах. Работают в парах по
карточкам,
делают
взаимопроверку.
Сравнивают
написание
к достижению
запланированных
результатов
обучения
(на уровне УУД)
Слайд 1
Прочитайте на слайде
девиз нашего урока.
«Семеро одного не ждут»
Как вы понимаете смысл
этих слов? Как вы должны
работать на уроке под
таким девизом?
самоопределение (Л);
смыслообразование (Л);
внутренняя позиция
школьника (Л);
учебнопознавательная
мотивация (Л);
планирование учебного
сотрудничества (К)
Слова,
записанные на
карточках, надо разделить
на две группы по
определённому признаку и
записать их,
вставляя
анализ,
смыслообразование (Л);
синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация, (П);
структурирование Актуализирует знания детей о
частях речи и их
грамматических признаках.
3. Выявление места
и причины
затруднения
Наводящими
вопросами
помогает учащимся выявить
место
индивидуального
затруднения и его причину.
пропущенные буквы, в два
столбика.
Обменяйтесь
тетрадями и сделайте
взаимопроверку
по
образцу. Слайд 2
По какому признаку вы
разделили эти словарные
слова на две группы?
Дайте определение
каждой части речи, что вы
можете о ней рассказать?
Какое задание вы
выполняли?
С каким затруднением
столкнулись? Почему?
словарных
слов,
подчёркивают карандашом
место
для
дальнейшего исправления
писавшим.
ошибки
Коллективно составляют
кластер по теме «Части
речи». Дают определение
каждой части речи,
называют грамматические
признаки им.сущ., им.прил.,
глагола.
Отмечают, что
понятие
«числительное» им знакомо
из их жизненного опыта, но
эту часть речи в школе они
не изучали и поэтому
затрудняются
дать
определение.
Повторяют, какие задания
выполняли, уточняют когда
столкнулись
с
затруднением и называют
причину:
Не смогли дать точного
определения
им.числительного, потому
что не хватает знаний.
знаний (П);
построение логической
цепи
рассуждений,
извлечение необходимой
информации (П);
осознанное
и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной форме, (П);
достаточно полное и
точное выражение своих
мыслей в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации (К);
координирование
сотрудничестве
позиций (К);
управление поведением
партнера (К)
учет разных мнений,
в
разных
анализ,
учебнопознавательный
интерес (Л);
смыслообразование (Л);
волевая саморегуляция
(Р);
синтез,
сравнение, обобщение (П);
подведение под понятие
(П);
формулирование
проблемы (П);
постановка
и 4. Целеполагание и
построение
проекта выхода из
затруднения
Через побуждающий диалог
подводит
учащихся к
постановке цели урока,
формулировке темы урока и
составлению
плана
дальнейших действий.
В коммуникативной форме
ставят цель своих будущих
учебных
действий,
устраняющих
причину
возникшего затруднения:
Узнать, какая часть речи
называется
им.числительным и какие
бывают числительные.
Формулируют тему урока:
«Имя числительное».
план
Предлагают
дальнейших действий:
1.Выдвигаем гипотезы
2.Проверяем информацию
по источникам. Делаем
вывод.
3.Закрепляем новое знание
4.Выполняем
самостоятельную работу
5.Используем полученное
знание в дальнейшей работе
Сформулируйте цель
урока.
Назовите тему урока.
Как будете действовать
дальше?
учет разных мнений,
координирование
в
сотрудничестве разных
позиций (К);
формулирование и
аргументация
своего
мнения и позиции в
коммуникации (К)
постановка
познавательная
планирование,
самоопределение (Л);
познавательной цели (П);
инициатива (Р);
прогнозирование (Р);
построение речевых
высказываний (П);
формулирование и
аргументация
своего
мнения и позиции в
коммуникации (К);
понимание
относительности мнений
и подходов для решения
проблем (К);
адекватное
использование речи для
планирования и регуляции
своей деятельности (К) 5.Реализация
построенного
проекта
Предлагает работать по
составленному плану.
Выслушивает высказывания
детей.
по
Работают
составленному плану.
Высказываются,
дать
им.числительного
пытаясь
определение
Организует работу детей с
учебником.
Самостоятельно читают
определение в учебнике
с.110.
Проверяет понимание детьми
прочитанной информации.
Строит эталон в виде схемы.
Отвечаю на вопросы.
Дают определение с опорой
на эталон (Слайд 4)
Напоминает учащимся,
с
каким затруднением они
должны
справиться и
выясняет, что уже сделано и
что надо ещё сделать для
достижения поставленной
цели.
какое
Не могли дать
Вспоминают,
затруднение встретили:
определение
им.числительного.
Анализируют выполненную
работу:
Сначала обменялись
собственными знаниями по
гипотезы,
Выдвигайте
начиная словами …
Слайд 3
Имя числительное – это …
Проверим всю
информацию по учебнику
с.110. Прочитайте
сообщение Самоварова.
Что вы узнали об
им.числительном?
Дайте определение этой
части речи.
Слайд 4
Им.числительное
Сколько?
Который?
С каким затруднением вы
столкнулись в начале
работы?
Теперь вы справились с
затруднением, как?
анализ,
познавательная
поиск необходимой
осознание ответственности
за общее дело (Л);
синтез,
сравнение,
обобщение,
аналогия, классификация
(П);
волевая саморегуляция
(Р);
выдвижение гипотез и их
обоснование (П);
инициатива (Р);
использование знаково
символических средств
(П);
информации (П);
и
преобразование моделей
разных типов (схемы, знаки
и т.д.) (П);
установление причинно
следственных
связей,
доказательство (П);
формулирование и
аргументация
своего
мнения и позиции в
коммуникации (К);
учет разных мнений,
координирование
в
сотрудничестве разных
позиций (К);
моделирование
достижение теме, а потом поработали с
информацией в учебнике.
определение
Дают
им.числительного,
приходят к выводу, что
поставленная цель пока не
достигнута,
необходимо
узнать какими бывают
им.числительные?
Выписывают числительные.
Один ученик работает у
доски, остальные на местах
в тетрадях.
Два,
седьмой,
четыре, десять, десятый.
Дают определение с опорой
на эталон
пятый,
Анализируют,
классифицируют,
обобщают:
отвечают на
«сколько?»,
вопрос «который?»
Одни числительные
вопрос
другие на
Самостоятельно читают
правило в учебнике с.111
При работе с текстом
находят
важную
выполнить
Предлагает
задание с применением нового
знания. Проводит беседу по
уточнению и конкретизации
первичных знаний.
Подводит детей к выводу о
том, что по определению
числительные
можно
разделить на две группы в
зависимости от вопроса.
найти
Рекомендует
в
учебнике на с.111, как
эти группы
называются
числительных.
Проверяет
Какое новое знание
открыли?
Что ещё вы хотели бы
узнать об
им.числительном?
и
общего
договоренностей
согласование
решения (К);
адекватное использование
речевых средств
для
решения
коммуникационных задач
(К)
Учебник с.110 упр.182. Из
упражнения
текста
выпишите
только
им.числительные.
что вы
Докажите,
выписали им.числительные.
Из записанных в тетради
слов
назовите
которые
числительные,
вопрос
отвечают на
«сколько?», на
вопрос
«который?».
Как
числительные,
отвечают на
«сколько?»?
называется
которые
вопрос
Что они для
умение учащихся работать с
текстом
поиска
информации.
Сообщает,
«порядковые»
«количественные»
названия
числительных.
что понятия
и
это
разрядов
Добавляет новые понятия в
составленный эталон.
Слайд 5
6.Первичное
закрепление с
комментированием
во внешней речи
работу по
Организует
определению
разрядов
записанных числительных с
опорой на эталон (Слайд 5).
понимание
Уточняет
учениками нового знания
через проговаривание во
внешней речи, подводит к
алгоритму
определения
разряда числительных .
информацию:
Количественные
числительные обозначают
точное количество или
число предметов.
Порядковые
числительные обозначают
порядок предметов при
счёте.
Слайд 5
Дают определения:
им.числительное,
порядковые числительные,
количественные
числительные .
Определяют
разряды
числительных, обосновывая
свой
Над
порядковыми
числительными
карандашом подписывают
букву «п»,
а над
количественными «к».
ответ.
шаги
разряда
Называют
определения
числительного.
Строят ответ с опорой на
эталон.
Как
называется
которые
вопрос
Что они
обозначают?
числительные,
отвечают на
«который?»?
обозначают?
разряды
Какие
им.числительных вы узнали
на уроке?
Посмотрите на слайд, что
мы составили?
Пользуясь им расскажите
какое новое знание вы
открыли сегодня на уроке.
С опорой на эталон
определить
разряды
числительных.
(Два, пятый, седьмой,
четыре,
десять,
десятый.)
Как
количественные
числительные
порядовых?
количественных
числительных,
Расскажите
отличить
от
о
о
контроль (Р);
коррекция (Р);
волевая саморегуляция
(Р);
подведение под понятие
(П);
использование знаково
символических средств
(П);
построение речевых
высказываний (П);
выведение следствий (П);
адекватное использование
речевых средств для
решения
коммуникационных задач
(К) 7.Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону
Добавляет информацию в
кластер.
Формулируют
новые
определения, открытые на
уроке, для добавления в
кластер.
порядковых.
Посмотрите на кластер,
который мы составили в
начале урока,
какую
информацию мы сейчас
можем в него добавить.
Имя
числительное
Порядковые
Порядковые
Количественные
Организует
проведение
самостоятельной работы с
предварительным
разбор
задания и повторением
необходимых знаний.
Контролирует выполнение
самостоятельной работы и
выставлению
адекватной
самооценки.
Проводит коррекцию ошибок,
повторение
знаний
применяемых в работе.
Подводит общий итог
Читают
задание,
объясняют, отвечают на
вопросы учителя.
Самостоятельно
выполняют упражнение.
Проверяют по образцу
(Слайд №6).
Делают самооценку:
+ без ошибок
? 12 ошибки
много ошибок
Называют свои ошибки,
выясняют
причину.
Повторяют определения:
им.числительное,
порядковые числительные,
количественные
числительные.
Самостоятельная работа
упр.184 с.110. Прочитайте
задание. Объясните, что
необходимо сделать?
Первый вариант будет
выписывать
количественные
числительные, а второй
вариант порядковые.
Кто выполнил без
ошибок? У кого были
ошибки? Какие? Какие
знания применяли вы при
выполнении этого задания?
анализ,
сравнение,
классификация (П);
самостоятельный учет
выделенных ориентиров
действия в новом
учебном материале (Р);
осуществление
самоконтроля
по
результату и по способу
действия (Р);
рефлексия способов и
условий действия (П);
самостоятельная
адекватная
оценка
правильности результатов
действия,
внесение
необходимых корректив
(Р);
выделение
формулирование
и самостоятельной работы
проблемы (П)
8.Включение в
систему знаний и
повторение
Проводит параллель с ранее
изученными материалами,
через разбор предложения.
ученик разбирает
Списывают предложение.
Семеро одного не ждут.
Один
предложение у доски.
(Предложение на слайде,
маркером делает записи по
тексту)
Спишите девиз урока в
тетрадь.
Разберите это
предложение по членам и
частям
речи,
охарактеризуйте его.
Подводит учащихся к выводу
о роли числительных в
предложении.
Организует работу в группах
для проведения игры «Кто
больше?», объясняет правила.
В
Делают вывод:
предложении
числительные могут быть
главными
и
второстепенными членами.
Что вы можете сейчас ещё
сказать о им.числительном?
Повторяют правила работы
в группах.
Каждая группа по очереди,
обсуждения,
после
пословицы,
называет
поговорки,
названия
сказок,
литературных
произведений
с
числительными.
Игра «Кто больше?».
Вспомните и назовите
поговорки,
пословицы,
названия
сказок,
литературных
произведений
с
числительными. Побеждает
та группа, которая больше
даст ответов.
поиск необходимой
информации (П);
умение структурировать
знания (П);
использование знаково
символических средств
(П);
построение речевых
высказываний (П);
планирование учебного
сотрудничества (К);
формулирование и
аргументация
своего
мнения и позиции в
коммуникации (К);
адекватное
использование речевых
средств для решения
коммуникационных задач
(К);
управление поведением
партнера (К)
9.Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Организует рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности на уроке,
фиксирует соответствия
Подводят итог своей
работы на уроке.
Как вы думаете, на уроке
у вас получилась работа
под девизом «Семеро
одного
ждут».
Докажите.
не
внутренняя позиция
школьника (Л);
самооценка на основе
критерия успешности
(Л);
рефлексия способов и результатов деятельности и
поставленной цели,
дальнейшую
планирует
и
деятельность учащихся
задания для
определяет
самоподготовки (домашнее
задание)
Рассказывают, что работая
по плану достигли цели, в
результате
составили
эталон.
Повторяют определения:
им.числительное,
порядковые числительные,
количественные
числительные.
Записывают
задание в дневник
домашнее
На полях тетради рисуют
шкалу, делают оценку
своей работы на уроке.
С каким затруднением
столкнулись в начале
урока?
Какую цель поставили?
Достигли цели? Как? Что
в результате получили?
Какое новое знание вы
открыли?
Где могут пригодиться
эти знания?
Новое знание, которое вы
открыли сегодня на уроке
пригодится вам и при
выполнении домашнего
задания с.110 упр.183
Оцените свою работу на
уроке по «Лесенка успеха».
условий действия (П);
адекватное понимание
причин успеха или
неуспеха в учебной
деятельности (Л);
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности (П);
формулирование и
аргументация
своего
мнения (К);
планирование учебного
сотрудничества (К)
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Презентация по русскому яыку на тему "Имя числительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.