Работа над изобразительными средствами языка при подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №1» г.Ревды Нелогова А.Е.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
К. Паустовский.
Цели урока
Образовательные:
повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
подготовка к сдаче ОГЭ.
Развивающие:
продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
развитие умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения.
Воспитательные:
формирование и закрепление у учащихся бережного отношения к родной речи.
Типы заданий ОГЭ по русскому языку.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет (олицетворение, метафора, фразеологизм и т.д.)
аллегория метафора перифраза
гипербола метонимия сравнение литота ирония синекдоха эпитет олицетворение
Тропы речиТроп (от греч. tropos-поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
ЭПИТЕТ - это образное определение.
В отличие от обычного определения эпитет имеет переносное значение, что сближает его с метафорой.
Так, прилагательное седой в словосочетании седые волосы – это обычное определение, а в выражении серебряные седины прилагательное серебряные - эпитет, образное определение. Слово серебряные употреблено в переносном смысле: седины, похожие на серебро, напоминающие серебро, как серебро.
Точно так же словосочетания шелковые кудри, бродяга – ветер содержат в себе сжатое сравнение.
Чем чаще всего выражены эпитеты
Прилагательным, числительным
«Мой первый друг, мой друг бесценный!»
Наречием – горячо любить
Существительным – бродяга-ветер
Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось?
Был ---- --- день, но вдруг набежала ------тучка. Из нее посыпался ------ дождь, а солнце продолжало светить. --- капли падали на землю. Скоро ---- дождь кончился, и через все небо протянулась ----- радуга.
Какие эпитеты изображают картину дождя?
Какие оценивают, придают картине окрашенность чувствами?
Функции эпитета
Передает впечатления автора. Придает тексту яркость, художественную выразительность, образность.
Раскрывает или уточняет значение слова в тексте.
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами
Как флером голубым, закрыв на полчаса окрестность,
Дождь прошел косыми полосами,
И снова глубоко синеют небеса
Над орошенными полями
Сравните варианты
Придумайте такие словосочетания, где бы эти слова выступали в основном и в переносном значении
Желтые, синий, золотой, тяжелая, свирепый
Вашему вниманию предлагаются иллюстрации по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» и предложение к ним : «Месяц величаво поднялся на небо…»
Предлагается вопрос для обсуждения:
Почему автор использовал именно это слово? Как называется данный приём?
Олицетворение-перенесение свойстводушевленных предметов на неодушевленные,наделение предметов признаками и свойствами человека
Душа поёт, река играет….
Побледневшие звезды дрожали,
Функции олицетворения
Помогают передать мысли и чувства автора, его настроение.
Используется для характеристики предмета мысли или для выделения рассматриваемого понятия
Найдите олицетворения
Метафора (от греч. metaphora «перенос») –
перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними.
Пример:
«Горит в саду костер рябины красной, Но никого не может он согреть.»
(С. Есенин)
Простая метафора – метафора, построенная на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку.
Пример: «Утро года»
(А.С. Пушкин)
Развернутая метафора – метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству.
Пример: «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.»
(М. Горький)
Лексическая метафора – слово, в котором первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается.
Примеры: стальное перо,
стрелка часов,
лист бумаги.
Алгоритм, который поможет найти метафору в тексте:
1. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение.
2. Какую ассоциацию они у Вас вызывают?
3. Вспомните, прямое ли это значение образа или символа?
4. Если Вы легко это сделали, то перед Вами метафора.
Найдите в стихотворении М. Цветаевой метафоры.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Найдите метафору:
Солнце смеется.
Бродячая толпа облаков…
Барка жизни встала. (А.Блок)
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь. (С.Маршак)
В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)
Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)
В произведениях словесности метафоры помогают ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих, на первый взгляд явлениях, и передать мысль автора и эмоции.
Лексические средства языка
Синонимы Антонимы Омонимы Паронимы Архаизмы Термины Разговорные слова Просторечные слова Эмоционально-оценочная лексика Диалектизмы
Индивидуально-авторские слова
Игровая деятельность Фразеологический зверинец
Хитёр как
Труслив как
Голоден как
Здоров как
Изворотлив как
Надут как
Нем как
Грязный как
Упрям как
Болтлив как
Колючий как
Ёж
Бык
Волк
Заяц
Свинья
Индюк
Уж
Осёл
Сорока
Лиса
Рыба
Признаки свободных словосочетаний
1.Любое из слов можно заменить другими словами
2.Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность
3.Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
Признаки фразеологизмов
1.В их составе нельзя заменить одно слово другим
2.Слова теряют свою смысловую самостоятельность
3.Как слова, используются готовыми, запоминаются
Свободные словосочетания и фразеологизмы
Повесить бельё – повесить нос
Золотой браслет – золотые руки
Волчий хвост – волчий аппетит
Плохая память –короткая память
Кот наплакал – ребёнок заплакал
Работа в группахПодбери синонимы
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4) кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного
неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в
бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
Выбери нужное слово
(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь); как мёртвому (банки, припарки, горчичники)
Работа по вариантам
1в литота
2в гипербола
3в сравнение
Лететь стрелой, грош цена в базарный день, вырос до неба, капля в море, как за каменной стеной, нет живого места, как кошка с собакой, от горшка два вершка
История появления фразеологизмов в нашей речи
А.С.Пушкин И.А.Крылов
Остаться у разбитого корыта А воз и ныне там
Спору нет Бог послал кусочек сыру
Глаз не сводит Так поди же попляши
Белены объелась А ларчик просто
открывался
Творческий диктант
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
Задание: Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.
1.МетАфора | 1. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности. |
2.ФразеологИзм | 2. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. |
3.ЭпИтет | 3. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст. |
4.СравнЕние | 4. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа. |
5.ОлицетворЕние | 5. Перенесение значения по сходству. |
6.МетонИмия | 6. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. |
7.АллитерАция | 7. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок) |
8.ИнвЕрсия | 8. Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении. |
9.АнтитЕза | 9. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. |
10.Риторический вопрос | 10. Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий. |
Ключ к тесту:
1 | 5 |
2 | 8 |
3 | 2 |
4 | 6 |
5 | 9 |
6 | 10 |
7 | 1 |
8 | 7 |
9 | 3 |
10 | 4 |
Оцени свои знания:
Количество правильных ответов | Оценка |
10 | «5» |
9 | «4» |
6-8 | «3» |
0-5 | «2» |
Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях?
1. Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)
2. Анчар, как грозный часовой,//Стоит – один во всей вселенной.(А. Пушкин)
3. И шествуя важно, в спокойствии чинном //Лошадку ведет под уздцы мужичок//В больших сапогах, в полушубке овчинном,//В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н. Некрасов)
4. Я видывал, как она косит://Что взмах – то готова копна. (Н. Некрасов)
5. Отговорила роща золотая //Березовым веселым языком. (С.Есенин)
6. . “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.” (С.Есенин)
7. “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)
8. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.