Цели урока
Образовательные:
повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;
подготовка к сдаче ОГЭ.
Развивающие:
продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;
развитие умения формулировать проблемы и предлагать пути их решения.
Воспитательные:
формирование и закрепление у учащихся бережного отношения к родной речи.
аллегория метафора перифраза
гипербола метонимия сравнение литота ирония синекдоха эпитет олицетворение
Тропы речиТроп (от греч. tropos-поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
ЭПИТЕТ - это образное определение.
В отличие от обычного определения эпитет имеет переносное значение, что сближает его с метафорой.
Так, прилагательное седой в словосочетании седые волосы – это обычное определение, а в выражении серебряные седины прилагательное серебряные - эпитет, образное определение. Слово серебряные употреблено в переносном смысле: седины, похожие на серебро, напоминающие серебро, как серебро.
Точно так же словосочетания шелковые кудри, бродяга – ветер содержат в себе сжатое сравнение.
Прочитайте текст, вставьте вместо прочерков эпитеты. Что изменилось?
Был ---- --- день, но вдруг набежала ------тучка. Из нее посыпался ------ дождь, а солнце продолжало светить. --- капли падали на землю. Скоро ---- дождь кончился, и через все небо протянулась ----- радуга.
Какие эпитеты изображают картину дождя?
Какие оценивают, придают картине окрашенность чувствами?
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами
Как флером голубым, закрыв на полчаса окрестность,
Дождь прошел косыми полосами,
И снова глубоко синеют небеса
Над орошенными полями
Сравните варианты
Олицетворение-перенесение свойстводушевленных предметов на неодушевленные,наделение предметов признаками и свойствами человека
Душа поёт, река играет….
Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей...
Найдите олицетворения
1. У меня в душе ни одного седого волоса.
2. Ты вел мечи на пир обильный
3. Как чайка, парус там белеет в вышине.
4. Ярким солнцем в саду пламенеет костер.
5. Улыбнулись сонные березки.
6. Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.
7. И дряхл, и сед закат осенний.
8. Плачет дождь, воет вьюга.
9. Забормотал спросонок гром
Метафора (от греч. metaphora «перенос») –
перенос наименования с одного предмета или явления на другой на основании какого-либо сходства между ними.
Пример:
«Горит в саду костер рябины красной, Но никого не может он согреть.»
(С. Есенин)
Развернутая метафора – метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству.
Пример: «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.»
(М. Горький)
Алгоритм, который поможет найти метафору в тексте:
1. Найдите в тексте слова, имеющие переносное значение.
2. Какую ассоциацию они у Вас вызывают?
3. Вспомните, прямое ли это значение образа или символа?
4. Если Вы легко это сделали, то перед Вами метафора.
Найдите метафору:
Солнце смеется.
Бродячая толпа облаков…
Барка жизни встала. (А.Блок)
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь. (С.Маршак)
В багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.Пушкин)
Ночь тихо опустилась на землю; Земля окутала всё белым покрывалом.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есенин)
В произведениях словесности метафоры помогают ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих, на первый взгляд явлениях, и передать мысль автора и эмоции.
Признаки свободных словосочетаний
1.Любое из слов можно заменить другими словами
2.Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность
3.Создаются в процессе речи, не требуют запоминания
Признаки фразеологизмов
1.В их составе нельзя заменить одно слово другим
2.Слова теряют свою смысловую самостоятельность
3.Как слова, используются готовыми, запоминаются
Работа в группахПодбери синонимы
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4) кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного
неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в
бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
Выбери нужное слово
(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака) чьё мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь); как мёртвому (банки, припарки, горчичники)
Творческий диктант
Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём с огнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….
Задание: Укажите соответствие между теоретическими понятиями и их определениями.
1.МетАфора | 1. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности. |
2.ФразеологИзм | 2. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет. |
3.ЭпИтет | 3. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст. |
4.СравнЕние | 4. Усиливает внимание читателя, не требуя от него ответа. |
5.ОлицетворЕние | 5. Перенесение значения по сходству. |
6.МетонИмия | 6. Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. |
7.АллитерАция | 7. Перестановка. Нарушение порядка слов (обратный порядок) |
8.ИнвЕрсия | 8. Устойчивые сочетания слов, употреблённые в переносном значении. |
9.АнтитЕза | 9. Изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. |
10.Риторический вопрос | 10. Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий. |
Укажите, какое средство художественной выразительности используется в предложениях?
1. Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)
2. Анчар, как грозный часовой,//Стоит – один во всей вселенной.(А. Пушкин)
3. И шествуя важно, в спокойствии чинном //Лошадку ведет под уздцы мужичок//В больших сапогах, в полушубке овчинном,//В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н. Некрасов)
4. Я видывал, как она косит://Что взмах – то готова копна. (Н. Некрасов)
5. Отговорила роща золотая //Березовым веселым языком. (С.Есенин)
6. . “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.” (С.Есенин)
7. “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)
8. “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.