Презентация по русскому языку на тему "Род имен существительных" (5 класс, русский язык)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация является наглядным материалом для урока русского языка по теме "Род имен существительных". Разнообразные задания игрового и творческого характера помогут закрепить и совершенствовать знания обучающихся, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика, развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, вырабатывать внимательность и наблюдательность.Презентация по русскому языку на тему "Род имен существительных" , 5 класс.
Иконка файла материала открытый урок 5 кл..pptx
Работа с текстом Башкирия, Башкирия, Мое  второе  сердце, Моя  земля и небо, Второе  солнце  у меня        Моя  любовь, в огне! Мой  соловьиный  край! Чтоб на тебя досыта  Мне жаль того, наглядеться, Кто здесь ни  разу не был, Не два, Мне жаль того, А двадцать глаз иметь бы  Кому не пел  курай. мне!...         (Г.П.Молодцов) Отрывок из стихотворения  «Башкирия моя».                                                      Геннадий Порфирьевич Молодцов (1926­1983) – один из талантливых  поэтов  нашей республики, учитель, переводчик (переводил  стихи башкирских поэтов    на  русский язык)
Тема урока Род имён существительных Цель урока: 1. Закрепить знания о ……………… 2. Учиться определять ………………… и правильно использовать ……………
Род имён существительных Средний род (оно моё) оканчиваются на –о, -е: гнездо, предание. Мужской род (он мой) -имеют нулевое окончание: мир, голубь. -некоторые имена существительные мужского рода оканчиваются на –а, -я: юноша, Коля Женский род (она моя) -обычно оканчиваются на –а, -я,: дружба, голубка, няня, а также могут иметь нулевое окончание: степь , печь.
Определите род имен существительных: забияка, рёва, обжора, работяга, злюка, непоседа, засоня, умница Эти слова относятся к общему роду, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте. Например: Какой мальчик умница! Какая девочка умница!
Как определить род имён существительных с нулевым окончанием? Найдите окончание и определите род слов-существительных: ночь, день, камень, помощь, конь, лошадь. Вспоминаем правило. Род имен существительных с ь на конце можно определить по окончанию Р.п. Существительные мужского рода в Р.п. в ед.ч. имеют окончание –я: тюль- тюля, лебедь- лебедя; существительные ж.р. – окончание –и: мозоль- мозоли.
Способы определения рода имен существительных 1. Пользуемся словами подсказками: прилагательными, глаголами в прошедшем времени, местоимениями. 2. Запоминаем окончания. 3. Обращаемся к словарю.
«Разнесите» фрукты, овощи и другие растения в свои домики  М.р. Ж.р. С.р. Картофель, пшено, яблоко, картошка, просо, свёкла, укроп, растение, яблоня, крыжовник, щавель, груша
«Разнесите» фрукты, овощи и другие растения в свои домики  М.р. Ж.р. С.р. картофель, пшено, яблоко, укроп, свёкла, растение, щавель, груша, яблоня просо крыжовник картошка
Произнесите правильно! свЁкла, щавЕль
Диктант «Пятый лишний» 1. Во...зал, к...рзина, ро...ь, к...ртина, брош... . 2. Ж...знь, со...нце, ...кно, обл...ко, иску...тво. 3. К...бинет, в...л...с...пед, а...етит, шо...е, ба...е...н. 4. Обжора, с...рота, соня, пл…кса, спор...смен.
Проверь себя! 1. Вокзал, корзина, рожь, картина, брошь . 2. Жизнь, солнце, окно, облако, искусство. 3. Кабинет, велосипед, аппетит, шоссе, бассейн. 4. Обжора, сирота, соня, плакса, спортсмен.
В скачках участвовал жокей. Синтаксическая разминка Найдите ошибку в предложении: В скачках участвовала жокей. В каких предложениях выделенные слова являются именами существительными? 1) Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена. 2)Дети встали в строй. Строй кормушки для птиц! Как называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но разные по значению?
Составьте текст  Вот и прошла холодная, морозная, снежная _______ . Всё чаще нас радует ________ своим теплом. Уже совсем скоро запоют ________. На деревьях начнут распускаться душистые ________. Здравствуй, долгожданная _________! Определите род имён существительных, которые вы вставили в текст.
Вот и прошла холодная, морозная, снежная зима (ж.р.). Всё чаще нас радует солнышко (с.р.) своим теплом. Уже совсем скоро запоют птицы. На деревьях начнут распускаться душистые почки. Здравствуй, долгожданная весна!
Составьте пословицы Добро, при солнышке, тепло, при матушке. В, сердце, материнское, детках. Лучше, солнце, сердце, греет, мать.
При солнышке тепло, при матушке добро. Материнское сердце в детках. Сердце матери лучше солнца греет.
Итог урока
Спасибо за урок!

Посмотрите также