Презентация предназначена для использования на уроках русского языка, развития речи для обучающихся 3-4 классов. Ученики подбирают к разным словам определения, выбирают самые красивые прилагательные, знакомятся с определением эпитета, учатся находить их в стихотворных текстах. Благодаря знакомым отрывкам из сказок А.С. Пушкина они смогут легко отличить эпитеты от обычных прилагательных.
Всё об эпитете
Урок о волшебных средствах,
которые в литературе называют
художественными.
1
маленькие секреты и
отличительные
особенности
Прочитайте выразительно
строки А.С. Пушкина
… яблоко, оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румянозолотисто,
Будто медом налилось!
Какие слова помогают нам представить такое яблоко,
перед красотой которого не устояла царевна?
Назовите качества человека,
которые раскрывают его характер
Опишите человека, который вам не
нравится
Угадайте по названным признакам,
о каком цветке идет речь
Определите время года по его
свойствам
Определите время года по его
свойствам
Эпитет – художественное определение,
чаще всего прилагательное, которое:
Передаёт
отношение
автора
впечатлени
е
Найдите эпитеты
субботний день
лисий хвост
день чудесный
лисий характер
золотое кольцо
длинный день
золотое сердце
день как бы хрустальный
Рассмотрим картинки
Кто из братьев самый скромный?
13
Что же связывает их?
Чем они отличаются?
Верно! Каждая последующая картинка
ярче и наряднее предыдущей. Все они
выходят из прилагательных, отвечают на
один и тот же вопрос «какой?». Иногда,
правда, бывают и другие части речи, но
вопрос остаётся тот же.
14
Верный ответ определение
ОПРЕДЕЛЕНИЕ просто
указывает на какие то
важные признаки предмета.
Например: весенний день
шерстяной свитер
вечерние сумерки
кружевная накидка.
15
Постоянный эпитет
это тот, который переходит
произведения
в
из
его
произведение, создаёт
народ и
чаще всего сам
передаёт из поколения в
поколение в своих песнях,
сказках, былинах.
16
ЭПИТЕТ
ЭПИТЕТ
художественное определение,
дающее яркую, выразительную
характеристику предмету.
Эпитет отражает видение
автора, его оценку, его чувство,
создаёт в нашем воображении
зримую картинку.
17
Контрольный лист
ПОДБЕРИТЕ:
к данным словам эпитеты, которыми
характеризуются эти предметы в сказках:
море(…), солнце(…), дуб(…), месяц(…), зима(…),
звёзды(…), молодцы(…), девицы(…), конь(…),
гости(…), ветер(…).
18
Найдите эпитеты
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин.
19
Вставьте пропущенные эпитеты
Мимо острова Буяна
В царство… Салтана.
Ель в лесу, над елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки …,
Все скорлупки …,
Ядра …
20
Вставьте пропущенные эпитеты
Жил старик со своею старухой
У самого … моря,
Они жили в … землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Посади ты эту птицу,
Молвил он царю, на спицу;
Петушок мой ...
Будет … сторож твой.
21
Чья это характеристика?
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица;
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива ,
Своенравна и ревнива.
Назовите эпитеты, которые помогают создать
характеристику.
22
Выберите в приведенных примерах
эпитеты (художественные определения)
И завидуют они
Государевой жене.
Ах ты мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
23
Какого эпитета не хватает?
Входят семь богатырей,
Семь … усачей.
Гуляют тучи …
Над отдыхающей землёй;
Поля немые
Блестят, облитые росой.
24
Выберите в приведенных
примерах определения:
Чёрной завести полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала себе Чернавку…
Ты волна моя , волна!
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь
Ты морские камни точишь …
25
Выберите правильные ответы
из предложенных:
эпитетом СЛАВНЫЙ Пушкин А. С. чаще всего
характеризует:
а) Дадона
б) Елисея
в) Салтана
эпитетом МИЛАЯ
а) Царицу
б) Царевну
в) Шамаханскую царицу
26
Выберите оценочные эпитеты
А ткачиха с бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят,
Злыми жабами глядят.
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо!
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит.
27
вывод
• мы повторили всё об эпитете;
• знаем, что такое определение;
• умеем находить постоянные эпитеты.
• Надеюсь, этот урок мы провели с
пользой.
28