Развитие речи.
Сочинение – описание с
использованием приема
олицетворения.
Цели:
1) Научить составлять текст-описание
с использованием различных средств
художественной выразительности
(олицетворений).
2) Показать роль деталей в
художественном описании.
3) Закрепить знания учащихся по
лексике, умение использовать
синонимы в контексте, определять
оттенки лексического значения,
обосновывать выбор необходимого
слова.
самостоятельной работы над
4) Воспитать потребность
художественным словом.
Придумайте к слову
необычный синонимы:
особенный, дивный,
фантастический,
сказочный, волшебный,
чудесный, замечательный,
диковинный,
удивительный.
Наступила зима. В лесу
стало красиво. На
деревьях и на земле
лежит белый снег. Зимой
я люблю кататься на
лыжах...
Переступает порог белая королева Зима,
покровительница ледяных ветров, хозяйка спящего
королевства. Сменив влажный хмурый ноябрь, зима
тут же устанавливает свои правила. Природа зимой
надевает белую шубу, засыпает снегом некогда
цветущие полянки, деревья наряжаются в пышные
белые наряды, лесные тропинки становятся
непроходимыми, на лед ложится снежный покров.
Зимняя природа тиха и безмолвна, только слышно
редкое щебетание зимних птиц, да сухой хруст веток
в зимнем лесу.
Тема:
Зимнее утро в лесу.
лес, березы, сосны, снег,
утро...
зимний лес,
белоствольные березы,
пушистый снег, раннее
утро...
Составьте словосочетания, соединив
слова, подходящие по смыслу:
туман нетронутый
белизна жемчужный
дуновение пышный
тишина легкий
одеяние волшебный
___________ березки (исчезли,
спрятались, растаяли,
растворились) в __________
тумане _________ утра.
(Молчаливые,
старушки, ...) сосны
(зябко, недовольно,
тяжело...) кутаются в
____________ шубы.
(Дремлет, ежится от...,
прячется, ...) _____________
пень, подоткнув под себя
__________ одеяло.
Выберите из предложенных слов
те, которые наиболее
соответствуют состоянию
природы в данный момент:
умиротворение, шум, сон, шелест,
покой, гомон, безмолвие, тишина,
завывание, безмятежность.
Ничто не (нарушать, тревожить,
беспокоить) _____________ тишину
________ утра. Лишь иногда
__________ дуновение ветерка
__________ (нарушать,
тревожить, беспокоить)
____________________ леса.
Но вот _______ лучи зимнего солнца
(робко, бережно, осторожно)
коснулись объятой сном земли, и (что
вдруг произошло?) от их
_______________ прикосновения на
________ белизне _________________
снега вдруг (заиграли, вспыхнули,
заискрились,...) __________.
На __________ ветку сосны
(вспорхнула, взгромоздилась,
уселась, взлетела) птица, и
(потревоженное, разбуженное...)
дерево _________ тряхнуло (шубой,
макушкой, рукавом...). В воздухе
________ _________ снежинки.
Лес еще спит. Белоствольные березки растворились в
жемчужном тумане утреннего света. Зябко кутаются
в свои зимние шубы молчаливые сосны. Дремлет старый
пень, подоткнув под себя мягкое снежное одеяло.
Ничто не нарушает волшебную тишину зимнего утра.
Лишь иногда легкое дуновение ветерка тревожит покой
спящего леса.
Но вот первые солнечные лучи робко коснулись объятой
сном земли, и от их чудесного прикосновения на
нетронутой белизне пушистого снега вспыхнули и
заискрились веселые огоньки. На заснеженную ветку
сосны взлетела птица, потревоженное дерево
недовольно тряхнуло рукавом, и в воздухе заплясали
сверкающие звездочки.