Орфографическая зоркость
это способность,
умение быстро обнаруживать в тексте,
в словах и их сочетаниях орфограммы,
а также определять их типы
Причины падения орфографической зоркости
Снижение читательского интереса.
Понижение уровня познавательного интереса учащихся
низкая концентрация внимания;
ограниченный словарный запас;
низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация)
особенности памяти - "медленное запоминание, быстрое забывание.Снижение читательского интереса.
Понижение уровня познавательного интереса учащихся
низкая концентрация внимания;
ограниченный словарный запас;
низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация)
особенности памяти - "медленное запоминание, быстрое забывание.
Тема работы по
самообразованию:
«Развитие
орфографической
зоркости у младших
школьников.»
Подготовила: учитель начальных классов:Бигатова С.С.
Задачи:
1. Развитие оперативной памяти;
2. Расширение словарного запаса;
3. Развитие орфографической зоркости;
4. Развитие речи, внимания, мышления;
Вечная проблема
орфографической
зоркости
Замочик?
Замочек?
Орфографическая зоркость
это способность,
умение быстро обнаруживать в тексте,
в словах и их сочетаниях орфограммы,
а также определять их типы.
Орфографическая
зоркость формируется
в процессе языкового анализа и синтеза,
выделения звуков и букв, морфем при
чтении, при письме диктантов, просто
списывании.
Причины падения
орфографической зоркости
интереса учащихся
Снижение читательского интереса.
Понижение уровня познавательного
низкая концентрация внимания;
ограниченный словарный запас;
низкая продуктивность
мыслительной деятельности (анализ,
синтез, абстрагирование, сравнение,
сопоставление, классификация)
запоминание, быстрое забывание." .
особенности памяти - "медленное
Упражнения, способствующие
формированию орфографического
навыка
списывание
Орфографическ
ие минутки
Конструирован
ие
предложений
Восстановление
деформированн
ых текстов
Диктанты
словарные
сплошные
выборочные
предупредительны
е
объяснительные
творческие
«Проверяю себя»
Коммент
ируемое
письмо
.
При комментировании, или орфографическом
разборе,
ученик должен прежде всего найти
орфограмму, поэтому комментированное
письмо
развивает орфографическую зоркость
учащихся.
Комментированное письмо развивает
мышление,
память, внимание, речь учащихся; они
приучаются
говорить четко, лаконично, обоснованно;
у детей формируется хорошая дикция
Алгоритм правильного и
самостоятельного
списывания текста
Прочитай предложение.
Назови в предложении все орфограммы.
Повтори еще раз предложение,
орфографически проговаривая все звуки.
Внимательно прочитай предложение.
Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по
слогам и подчеркивая орфограммы.
Сверь написанное с текстом. Особое внимание
обрати на орфограммы.
Словарная работа
написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета
составление ребусов
Правила в стихотворной
форме
Мягкий знак и твердый
знак
Было “сели”,
Стало “съели”,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
– Твердый знак.
Твердый знак нам нужен
тоже
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объявление,
И подъезд, и объяснение.
ЧК----ЧН
Козочка, горочка,
33 пригорочка
Ой! ЧК, ЧК, ЧК!
Кочка, почка, звездочка
Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Строчный, булочный,
ночной,
Точный, шуточный,
речной.
Знаем мы наверняка,
Где ЧН, а где ЧК!
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
В сочетаниях жи-ши
Букву И всегда пиши.
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву А.
В сочетаниях чу-щу
Пишем только букву У
Орфограммы в загадках
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи ,
А зовут их лыжи
Ночь .Но если захочу
Щелкну раз и день включу.
(выключатель)
ИГРЫ:
1. «Кто больше напишет слов»
например:
Верный – преданный, постоянный,
неизменный, надежный,
проверенный, испытанный;
Милосердие – сострадательность,
сердобольность, отзывчивость,
участливость, сердечность,
душевность, доброта, добродушие,
добросердечность.
12.11.18
15
2. Игра «Наоборотки».
одлодлодл
3. Диктант – игра «Запоминайка»
•Чуткий – нечуткий
•Внимательный – невнимательный.
4. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь»
• обЕжать - обИжать
•примЕрять – примИрять
•полАскать – полОскать
•посЕдел- посИдел
12.11.18
16
5.Игра « Как назвать одним словом?»
6.Расшифруйте слова.
а)замените одним словом:
2,6,18,7,9,1 (береза) 12,13,7,15 ( клен)
16,19,10,15,1 (осина) 33,19,6,15,30
( ясень)
б) расшифруйте слова:
18,16,9,1 (роза)
1,19,20,18,1 (астра)
20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)
4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы
12.11.18
17
7. Запишите слова с безударной гласной Я:
Монета в пять копеек (пятак),( пять)
Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)
Школьная отметка (пятерка)
Детская игра (пятнашки), ( пятна)
12.11.18
18
Список литературы
Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.
Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: 1987.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М., 1994.
Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках
русского языка.. –2001.
Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль, “Академия
развития”,