Презентация по сенсорному развитию детей с нарушением речи дошкольного возраста

  • Работа с родителями
  • pptx
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации говорится о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, о сенсорных эталонах, какие представления формируются в результате сенсорного воспитания, о его значении, какие бывают периоды сенсорного воспитания, о формах работы, о реализации Федерального государственного образовательного стандарта в сенсорном воспитании детей.
Иконка файла материала ПрезентацияСЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.pptx
Сенсорное развитие детей с  нарушениями речи
(от  лат.  ощущение)  Сенсорное  развитие  sensus –  предполагает  чувство,  процессов  формирование  восприятия  и представлений  о  предметах,  объектах и явлениях окружающего мира. у  ребенка
развитие  Сенсорное  ребенка ­ это развитие его  восприятия  и  формирование  представлений  о  внешних  свойствах  предметов:  их  форме,  цвете,  величине,  положении  в  пространстве,  а также запа­хе, вкусе и т. п
В процессе  сенсорного  воспитания  формируются  представления о:  цвете; форме; величине; признаках и свойствах  различных предметов
Сенсорное развитие  детей с ОВЗ: ­недостаточность восприятия  (зрительного, слухового,  тактильно­двигательного); ­снижена скорость выполнения  перцептивных операций; ­затруднена ориентировочно­ исследовательская деятельность,  направленная на исследование  свойств и качеств предметов
Информацию, которую получает ребенок при визуальном  наблюдении неисчерпаема, но наиболее целостное отражение  предметов возникает при воздействии физических  раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств
Сенсорные эталоны – общепринятые  образцы внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов  осуществляется в результате  действий восприятия, которые  направлены на обследование формы,  цвета, отношений по величине и  других свойств и отношений, которые  впоследствии должны приобрести  значение образцов.
Значение сенсорного воспитания ­ является основой для интеллектуального развития; ­ упорядочивает хаотичные представления ребенка,  полученные при взаимодействии с внешним миром; ­ развивает наблюдательность; ­ готовит к реальной жизни; ­ позитивно влияет на эстетическое чувство; ­ является основой для развития воображения; ­ развивает внимание; ­ дает ребенку возможность овладеть новыми способами  предметно­познавательной деятельности; ­ обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; ­ обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; ­ влияет на расширение словарного запаса ребенка; ­ влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной,  образной и др. видов памяти.
Три периода сенсорных эталонов 1 период: 0 – 2 лет жизни. Это период  сенсомоторных предэталонов, когда  ребенок отображает лишь отдельные  особенности предметов, которые имеют  существенное значение для  непосредственного двигательного  приспособления, ­ некоторые  особенности формы, величину  предметов, расстояние и т.д.
2 период длится в среднем до 5 лет.  Происходит ознакомление  детей  с   общепринятыми сенсорными  эталонами  и   способами  их использования. В качестве сенсорных эталонов  выступают  Эталоны цвета ­ семь цветов спектра и  их  оттенки   по  светлоте  и  насыщенности,   Эталоны   формы ­ геометрические  фигуры,   Эталоны величины ­  метрическая  система  мер.   Свои  виды эталонов  имеются   в  слуховом  восприятии (это  фонемы  родного   языка, звуковысотные  отношения),  во вкусовом, обонятельном восприятии.
3 период в возрасте 5 лет и старше ­ происходит   усвоение детьми системы общепринятых  эталонов, когда сами свойства предметов  приобретают эталонное значение в отрыве  от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит  качества предметов с освоенными  общепринятыми эталонами предметов:  трава зеленая, яблоко как шар, крыша у  домика треугольная, палочка и карандаш  деревянные и т.д.
Сенсорное воспитание через  разнообразные виды деятельности Ранний возраст  – освоение  самостоятельной  предметной  деятельности
ФГОС В  младенческом возрасте (2 месяца ­ 1 год)   ­ непосредственное эмоциональное общение  с взрослым,  ­ манипулирование с предметами и  познавательно­исследовательские действия,  ­ восприятие музыки, детских песен и  стихов,  ­ двигательная активность и тактильно­ двигательные игры;
ФГОС 1 год ­ 3 года   ­ предметная деятельность и игры с составными и  динамическими игрушками;  ­ экспериментирование с материалами и веществами  (песок, вода, тесто и пр.),  ­ общение с взрослым и совместные игры со  сверстниками под руководством взрослого,  ­ самообслуживание и действия с бытовыми  предметами­орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),  ­ восприятие смысла музыки, сказок, стихов,  рассматривание картинок,  ­ двигательная активность;
Сенсорное воспитание через  разнообразные виды деятельности: С третьего года жизни дети постепенно осваивают   более сложные виды деятельности:  изобразительная, конструктивная, трудовая,  игровая, учебная и т.д.
ФГОС Для  детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет   характерны ведущие виды деятельности: ­  коммуникативная  (общение  и  взаимодействие  со  ­ игровая, включая сюжетно­ролевую игру, игру с правилами  и другие виды игры,   взрослыми и сверстниками),        ­ познавательно­исследовательская       (исследования        объектов  окружающего  мира  и  экспериментирования  с  ними),  ­  конструирование  из  разного  материала,  включая  конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,  ­ изобразительная (рисования, лепка, аппликация), (восприятие  и  понимание  смысла    музыкальных произведений, пение, музыкально­ритмические  движения, игры на детских музыкальных инструментах)  ­ двигательная (овладение основными движениями) ­  музыкальная
Формы работы по сенсорному  развитию: экспериментирования ­ сенсорные занятия,  ­ дидактические игры, ­ совместные игры -  педагога с детьми, - индивидуальная работа  с детьми,  ­ коллекционирование; ­ мини­музеи; ­ развлечения; ­ проектирование
Спасибо за внимание!