В презентации говорится о сенсорном развитии детей дошкольного возраста, о сенсорных эталонах, какие представления формируются в результате сенсорного воспитания, о его значении, какие бывают периоды сенсорного воспитания, о формах работы, о реализации Федерального государственного образовательного стандарта в сенсорном воспитании детей.
Сенсорное развитие детей с
нарушениями речи
(от лат.
ощущение)
Сенсорное развитие
sensus –
предполагает
чувство,
процессов
формирование
восприятия и представлений о предметах,
объектах и явлениях окружающего мира.
у
ребенка
развитие
Сенсорное
ребенка это развитие его
восприятия
и
формирование
представлений о внешних
свойствах предметов: их
форме, цвете, величине,
положении в пространстве,
а также запахе, вкусе и т. п
В процессе
сенсорного
воспитания
формируются
представления о:
цвете;
форме;
величине;
признаках и свойствах
различных предметов
Сенсорное развитие
детей с ОВЗ:
недостаточность восприятия
(зрительного, слухового,
тактильнодвигательного);
снижена скорость выполнения
перцептивных операций;
затруднена ориентировочно
исследовательская деятельность,
направленная на исследование
свойств и качеств предметов
Информацию, которую получает ребенок при визуальном
наблюдении неисчерпаема, но наиболее целостное отражение
предметов возникает при воздействии физических
раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств
Сенсорные эталоны – общепринятые
образцы внешних свойств предметов.
Усвоение сенсорных эталонов
осуществляется в результате
действий восприятия, которые
направлены на обследование формы,
цвета, отношений по величине и
других свойств и отношений, которые
впоследствии должны приобрести
значение образцов.
Значение сенсорного воспитания
является основой для интеллектуального развития;
упорядочивает хаотичные представления ребенка,
полученные при взаимодействии с внешним миром;
развивает наблюдательность;
готовит к реальной жизни;
позитивно влияет на эстетическое чувство;
является основой для развития воображения;
развивает внимание;
дает ребенку возможность овладеть новыми способами
предметнопознавательной деятельности;
обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
влияет на расширение словарного запаса ребенка;
влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной,
образной и др. видов памяти.
Три периода сенсорных эталонов
1 период: 0 – 2 лет жизни. Это период
сенсомоторных предэталонов, когда
ребенок отображает лишь отдельные
особенности предметов, которые имеют
существенное значение для
непосредственного двигательного
приспособления, некоторые
особенности формы, величину
предметов, расстояние и т.д.
2 период
длится в среднем до 5 лет.
Происходит ознакомление детей с
общепринятыми сенсорными эталонами и
способами их использования.
В качестве сенсорных эталонов
выступают
Эталоны цвета семь цветов спектра и их оттенки
по светлоте и насыщенности,
Эталоны формы геометрические фигуры,
Эталоны величины метрическая система мер.
Свои виды эталонов имеются
в слуховом восприятии (это фонемы родного
языка, звуковысотные отношения),
во вкусовом, обонятельном восприятии.
3 период
в возрасте 5 лет и старше происходит
усвоение детьми системы общепринятых
эталонов, когда сами свойства предметов
приобретают эталонное значение в отрыве
от конкретного предмета.
В этот период ребенок уже соотносит
качества предметов с освоенными
общепринятыми эталонами предметов:
трава зеленая, яблоко как шар, крыша у
домика треугольная, палочка и карандаш
деревянные и т.д.
Сенсорное воспитание через
разнообразные виды деятельности
Ранний возраст
– освоение
самостоятельной
предметной
деятельности
ФГОС
В младенческом возрасте (2 месяца 1 год)
непосредственное эмоциональное общение
с взрослым,
манипулирование с предметами и
познавательноисследовательские действия,
восприятие музыки, детских песен и
стихов,
двигательная активность и тактильно
двигательные игры;
ФГОС
1 год 3 года
предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами
(песок, вода, тесто и пр.),
общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми
предметамиорудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
рассматривание картинок,
двигательная активность;
Сенсорное воспитание через
разнообразные виды деятельности:
С третьего года жизни дети постепенно осваивают
более сложные виды деятельности:
изобразительная, конструктивная, трудовая,
игровая, учебная и т.д.
ФГОС
Для детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет
характерны ведущие виды деятельности:
коммуникативная
(общение и взаимодействие со
игровая, включая сюжетноролевую игру, игру с правилами
и другие виды игры,
взрослыми и сверстниками),
познавательноисследовательская (исследования
объектов окружающего мира и экспериментирования с
ними),
конструирование из разного материала,
включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисования, лепка, аппликация),
(восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах)
двигательная (овладение основными движениями)
музыкальная
Формы работы по сенсорному
развитию:
экспериментирования
сенсорные занятия,
дидактические игры,
совместные игры
-
педагога с детьми,
- индивидуальная работа
с детьми,
коллекционирование;
минимузеи;
развлечения;
проектирование