Презентация по социологии на тему "Принцип структурного функционализма в трактовке Р.Мертона."

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации подробно раписано исследование Р. Мертона социальных процессов, с помощью структурного функционализма. Так же Р. Мертон считал, что для изучения функций, лучше всего подходит инструмент под названием «теории среднего радиуса действия». Так же вы сможете найти основные положения учения Р. Мертона, которые он изложил в своей работе «Парадигма структурно-функционального анализа».
Иконка файла материала стукрурно функ анализ.pptx
Принцип структурного функционали зма в трактовке Р.Мертона. Автор Гамзова Н.В.
План: 1. Понятие структурный функционализм. 2. Теория среднего радиуса действия. 3. Теория функции и дисфункции социальных систем. 4. Разработка теории социальной аномии Р.Мертоном.
1. Понятие структурный функционализм Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский.
Р.Мертон применял принцип структурного функционализма для изучения социальных процессов. • Теория функции и дисфункции социальных систем. • Разработка теории социальной аномии • При изучении социальной структуры и стратификации.
Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах.
В целом функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизированным объектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления, характеризующиеся устойчивостью .
2.Теория среднего радиуса действия. Для наблюдения и изучения функций Р.Мертон предлагает методологический инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их он формулирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социальных организаций и социальных изменений». социального поведения,
Это идея соединения теоретического и эмпирического, макро- и микросоциологического уровней знания. Теории среднего уровня, утверждает Мертон, - это "теории, которые располагаются между малыми, но обязательно работающими гипотезами, включенными в исследование... и систематическими широкими попытками построить единую теорию, которая объяснила бы все наблюдаемые закономерности социального поведения, социальной организации и социального изменения". Согласно анализируемой теории Мертона, существуют три уровня со циологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в изобилии в повседневных исследованиях.
между Теории среднего ранга выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Исходя из этих теорий, Мертон приходит к выводу о необходимости «посредника» эмпирическими исследованиями и обобщениями теоретическими социального поведения. закономерностей Теории среднего уровня могут быть как результатом обобщения большой группы средством социальных фактов, конкретизации областей социологии. действительности так и отдельных
и функции Теория 3. социальных дисфункции систем. Основные положения своего учения Мертон изложил в так называемой «Парадигме структурно-функционального анализа». Главными моментами этой парадигмы являются: анализ значений самого понятия «функция», функции – это те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации обслуживаемой единицы или системы, формулирование постулатов существования общества как особой системы.
Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия «функция». В проявлении функции может быть две формы явная и скрытая. Мертон отмечает, что «разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями, которое часто обнаруживается в социологической литературе». Американский социолог предупреждает об ошибочности отождествления мотивов и функций, поскольку первые выступают как субъективные категории, вторые же — как объективные. Мотивы и функции изменяются независимо друг от друга, о чем следует всегда помнить социологам.
В том случае, когда внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями, проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками поведенческой системы или ситуации. Скрытая («латентная») функция этих проявлений не имеет. Наряду с понятием функции Мертон ввел понятие "дисфункции", т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой нормативной модели, что, в свою очередь, должно привлечь за собой или новый этап приспособлении системы к существующему порядку, или определенное изменение системы норм.
Мертон формулирует постулата: 1. Функциональное единство общества. Иными словами, фундаментальным условием существования общества как системы является согласованность функционирования всех частей. 2. Универсальный функционализм. Этот постулат констатирует функциональную природу всех социальных феноменов (процессов, связей, отношений, предметов и т.д.). 3. функциональная необходимость. Согласно этому постулату непременным условием социального (социальности) является способность к функционированию в составе социальной системы. Проще говоря, что не может функционировать, не может быть (стать) социальным (общественным).
Однако в таком виде эти постулаты применимы только к относительно простым социальным системам, и в современном сложноорганизованном обществе должны быть скорректированы. В частности, первый постулат предполагает учет последствий функционирования отдельных «сегментов» социальной системы на разных уровнях, ибо эти последствия могут не совпадать и проблема функционального единства решается уже иным образом. В связи со вторым постулатом применительно современному сложнодифференцированному Мертон обращает внимание на системные дисфункции – это те наблюдаемые уменьшают адаптацию — Мертон является автором этого понятия — и тогда соответственно системные элементы обретают иную, дисфункциональную, природу. В связи с третьим постулатом Мертон вводит понятие функциональных альтернатив (функциональных эквивалентов), что все в целом позволяет ему сформулировать основную теорему структурно-функционального анализа: точно так же как одно явление может выполнять множество определенных обществу последствия, которые к при условиях
4. Разработка теории социальной аномии Р.Мертоном. Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного на основе «теории среднего радиуса действия», является рассмотрение им отклоняющегося поведения и аномии. Теория социальной аномии - социологическая теория причин преступности в современном обществе, предложенная Р.Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям, которые приписывают неудовлетворитель ное функционирование социальной структуры прежде всего повелительным биологическим влечениям человека, недостаточно сдерживаемым социальным контролем, т.е. фрейдистским и неофрейдистским концепциям в криминологии. Мертон использует два понятия: «аномия» и «социальная структура» общества: при этом первое явление (аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго явления (социальная структура).
Образуется социальная структура из двух фаз. Первая состоит из тех существенных целей, которые ставят перед собой социальные группы общества (либо которые ставятся перед ними жизнью), - т.н. жизненные устремления группы. Вторая - это те средства, которые употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения жизненных устремлений социальных групп общества. Сами эти средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные) средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к результату кратчайшим путем
Все виды социального поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Р.Мертон делит на пять типов индивидуальной адаптации: • конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью • инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения • ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения неколебимы и священны • ретритизм - отрицание и целей, и любых средств • мятеж, бунт - от каз и от целей, и от средств с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами
Теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо возрастает в случае, когда в обществе превыше всего превозносятся определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время как социальная структура этого общества ограничивает или полностью устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для значительной части этого же самого населения.
Социальная теория Р.Мертона обладает целым рядом привлекательных свойств. Это - и тесная связь с «человеческой реальностью», которая ни при каких обстоятельствах не должна уходить из поля зрения социолога, оставаясь «живой», несконструированной, отражающей практические проблемы людей. Это - и возможность сохранить теоретическую «научность», исключая при этом неизбежный метафизический и мировоззренческий груз общего социально- философского учения. Это - и смысловая и понятийная наглядность, что особенно характерно для его «теории среднего радиуса действия», демонстрирующей свою инструментальность, убеди тельность, интерпретативность в глазах менеджеров и социальных исследователей несоциологического профиля.
В современном обществе принцип структурного функционализма применяется при : анализе нормативно-правовой базы организации деятельности персонала бизнес-планировании анализе муниципального управления массовой коммуникации и др.
Задание : Индивидуальное: написать ,где ещё может применяться структурный функционализм. Коллективное: разбиться на команду по 5 человек. Найти отличия между структурным функционализмом Парсонса и Мертона.
На это всё.спасибо.