Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века .В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века .В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».
Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и
вид русской народной росписи, также один из традиционных российских
центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель»,
являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это
обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский
куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах
от Москвыпо железнодорожной линии Москва— Муром — Казань. Сейчас
«Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области, Россия.
До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.
Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее
близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области
балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим
реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к
рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её
притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села
Гжель (чередование жз в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто).
Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)el (сравни др.
прусск., 'кустарник'). Эта основа широко представлена в балтийской
гидронимии .
Гжель
Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась
здесь с середины XVII века .В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости
для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».
Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости
и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал
государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна
будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для
алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший
гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без
примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами
для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною
превосходнее…».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду,
изготавливала кирпич гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими
Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями
тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми
популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на
оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович
Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные
статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы,
миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном
народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы,
листья, травы.
Гжель
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья
Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—
1804годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его
основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в
селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам,
имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и
Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для
обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные
заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое
производство Гжели.
Гжельский камин
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений
гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить
тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали
состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое
производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели.
После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла,
отметившего недавно своё 670летие. В 1930х и 1940х здесь была сосредоточена
почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.