Пищевая ценность овощей. Технологии обработки овощей.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кнехт_технология_5_класс_Витамины_и_их_значение_в_питании.docx

Технология 5 класс Ф.И.О. учителя Кнехт М.Д.

 

Пищевая ценность овощей. Технологии обработки овощей.

5 класс

 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

 

1.     Основы рационального питания.

2.     Понятие о витаминах и их роли в питании людей;

3.     Понятие о составе продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

4.     Знакомство с принятым обозначением витаминов. Тезаурус:

Витамины – органические вещества, которые в небольших количествах требуются организму для поддержания жизнедеятельности. Большая часть витаминов должна поступать в организм из пищи.

Витаминология – наука, которая изучает структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях. Цель: познакомить обучающихся с основами рационального питания,  с понятием «витамины», содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека.

Задачи: научиться

Образовательные: Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах. Научить применять полученные знания на практике. Осваивать исследовательские навыки.

Воспитательные: Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Развивающие: Развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками

информации.

Тип урока: Урок-введение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная

Формы обучения: Деятельностный способ обучения

Оборудование: компьютер, проектор, слайды, раздаточный материал, презентация «Витамины».

-   дидактическое обеспечение: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие, выставка книг о кулинарии;

-   учебно-технологическая документация: раздаточный материал (схемы);

-   викторина «За обеденным столом» (домашнее задание раздается ученикам в конце урока).

Автор УМК: В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова.

 

 

 

 

Ход урока.

А прежде, чем начать наш урок, мне хочется посмотреть с каким настроением вы пришли (на партах учащихся лежат листы с изображением смайликов)

Прошу поднять улыбающиеся смайлики тех, у кого замечательное настроение, тех, у кого плохое настроение прошу поднять грустный смайлик (Дети поднимаю смайлики).

Я надеюсь, что у ребят которые пришли с плохим настроением в течении нашего урока настроение улучшится и вы все получите массу положительных эмоций и знаний.

А теперь, давайте проверим, как же вы запомнили наш предыдущий урок технологии

Я задаю вопрос, а вы должны ответ.

1.   Кулинария это… искусство приготовления пищи

2. Питание – это… пища, составляющая чей-либо ежедневный рацион, характер и качество этой пищи. Это процесс поглощения пищи. Быстрое питание — сеть кафе, закусочных и т. п., фастфуды

4. Какое питание называют рациональным - питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ витамины.

5.    Значение здорового питания - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний - это залог здоровья

Чтобы человек был здоров, и сохранил работоспособность, ему необходимо правильно питаться. В состав пищи входят питательные вещества. Вспомним с вами правило тарелки.

Задание2. «блиц-опрос»

-   Булочное изделие, которым можно порулить.

-   Как называется картофель всмятку?

-   Как называется искусство приготовления пищи?

-   Принимать необходимое количество пищи в определённое время- это...

-   Как называется утренняя еда?

-   Один из главных продуктов питания...всему голова.

-   Ваша спецодежда при приготовлении пищи.

-   Назовите, одним словом подготовку и оформление стола к приёму пищи.

-   Тонизирующий напиток, обладающий высокими вкусовыми и ароматическими свойствами.

Сегодня на уроке мы поговорим о веществах, которые называют «эликсиром жизни». Посмотрите внимательно видеоролик (догадались? если нет, то послушайте ещё и загадку)

В овощах и фруктах есть. Детям нужно ежедневно есть. Есть ещё таблетки

С похожим вкусом на конфетки. Принимают для здоровья

Их весною и зимою.

Для Артема и Марины,

Что полезно? (Витамины). Это и будет темой нашего урока. Воистину пища стала лекарством!

Сегодня на уроке вы познакомитесь с витаминами – особыми веществами, которые регулируют обмен веществ в организме, узнаете, в каких продуктах они содержатся и какова суточная потребность человека в витаминах.

В ваш рацион питания обязательно должны входить продукты, содержащие достаточное количество витаминов - органических веществ, которые в небольших количествах требуются организму для поддержания жизнедеятельности. Многие

века люди, ничего не зная о витаминах, догадывались о взаимосвязи питания и здоровья человека.

Например, врачи, жившие в Древнем Египте, рекомендовали своим пациентам для избавления от куриной слепоты (снижения остроты зрения в сумерках) есть большое количество куриной печени. Современная наука подтвердила: в этом продукте содержится витамин А, который отвечает, в том числе, за сумеречное зрелище.

Известный древнегреческий врач Гиппократ говорил: «Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей»

1. Витамины ( от лат. «вита» - жизнь) - это биологически активные вещества, которые не образуются в организме человека, а поступают с пищей растительного и животного происхождения. (Запись в тетрадь понятие витамины)

Действие их проявляется в малых количествах и выражается в регулировании процессов обмена веществ. Как же были открыты эти чудесные вещества?

2. Доклад обучающегося об открытии витаминов Н. И. Луниным

Далеко не каждому человеку знакомо имя Лунина Николая Ивановича. А ведь именно этот ученый в свое время выяснил полезные свойства витаминов. До этого исторического открытия пищевая ценность потребляемых продуктов определялась лишь согласно присутствию в них таких составляющих, как

углеводы, белки и жиры

Еще в конце XIX века человечество не располагало никакими сведениями о существовании витаминов. Ученые полагали, что для здорового функционирования организма достаточно наличия в пище одних лишь жиров, белков и углеводов. Как оказалось позже, благодаря исследованиям Николая Ивановича Лунина, дела обстояли иначе.

Чаще всего авитаминозам подвергались мореплаватели, совершавшие длительные путешествия, участники экспедиций, военные, путешественники, заключенные, жители осадных городов.

Как правило, в их рационе питания не хватало свежих овощей, фруктов, мяса.

Так, моряки перед тем, как пуститься в долгое плавание, обычно запасались соленой свининой и сухарями – продуктами длительного хранения.

В результате чего заболевали цингой опасным заболеванием (вызванным недостатком витамина С), при котором стенки сосудов становятся очень

хрупкими, кровоточат десна, выпадают зубы, на коже появляются кровоизлияние, куриная слепота.

Для своих экспериментов он выбрал 20 больных моряков и разделил их на несколько групп.

Первой он к привычной еде добавил порцию сидра, второй группе порцию морской воды, третьей – уксус, а четвертой – лимон и квашенную капусту.

В итоге, выздоровела только четвертая группа, в рацион которой входили лимоны и апельсины и квашенная капуста.

Так же он проделывал опыты и на мышах, где одну группу поил молоком, а другую нет, и пришел к выводу, что в молоке содержаться витамины

незаменимые для питания и жизнедеятельности .

В 1913 году американские биохимики Элмер Вернер Макколлум и Маргарита Дэвис выделили из сливочного масла и яичного желтка вещество, которое плохо растворялось в воде, зато хорошо в жирах.

Макколлум назвал его «жирорастворимым фактором А», а «витамин» Функа, предупреждающий бери — бери – «водорастворимым фактором В».

Фактором называли неизвестное по химическому строению вещество, выполняющее конкретную функцию в живом организме.

С тех пор подобные факторы стали обозначать буквами латинского алфавита. Далее были открыты еще два «водорастворимых фактора — С и РР. Первый против цинги, второй против пеллагры.

Насчитывают около 30 витаминов. Каждому присвоена буква латинского алфавита, поэтому этот ряд называют «волшебной азбукой здоровья». Задание 3. Как принято обозначать витамины?

Выберите один верный ответ. Варианты ответа:

1.   Строчными буквами греческого алфавита

2.   Прописными буквами греческого алфавита

3.   Прописными буквами латинского алфавита

4.   Прописными буквами арабского алфавита

Правильный вариант ответа: 3 - Прописными буквами латинского алфавита Пояснение: Прописными буквами латинского алфавита принято обозначать витамины А,В, С, D и т.д. Витамины не относятся к питательным веществам, так как их содержание в продуктах питания чрезвычайно мало; не все витамины вырабатываются в организме человека, и не все вырабатываются в достаточном количестве, поэтому они должны поступать с пищей.

Витамины играют большую роль в организме, поэтому питаться полноценно очень важно.

-   Недостаток какого-либо витамина чреват тяжелыми последствиями, возникает витаминная недостаточность или АВИТАМИНОЗ (ГИПОВИТАМИНОЗ)

-   Избыточное поступление витаминов в организм вызывает состояние, которое называется ГИПЕРВИТАМИНОЗ.,(Запись в тетрадь новые понятие)

А теперь давайте устроим целый парад витаминов и познакомимся с их ролью в основных процессах жизнедеятельности организма и продуктами растительного и животного происхождения, содержащие наибольшее количество витаминов.

Слайд.5,6,7,8,9.

Ребята, как правильно принимать витамины? (ответы учеников)

-   Необходимо знать, что витамины это не лакомство. Существуют правила приема этих веществ:

А) Все витаминные препараты принимают во время или после еды;

Б) Витамины лучше не раскусывать, а глотать целой, запивая большим количеством воды;

В) Витаминные препараты принимают строго по указанной инструкции. Слайд.10

Некоторые люди, предполагая, что витамины «не повредят», принимают их в

чрезмерных количествах. Использование высоких доз витаминов может привести

к передозировке вызвать головные боли, нарушения пищеварения, изменения кожи, слизистых, костей и т.д.

Как вы думаете, что мешает усвоению витаминов в организме? Что мешает усвоению витаминов:

Алкоголь Разрушает витамины А, группы В. Никотин - Разрушает витамины А, С, Е.

Кофеин Убивает витамины В.

Аспирин Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А. Антибиотики – Разрушают витамины группы В.

Снотворные средства Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В.

Сегодня вы узнали об основных группах витаминов, об остальных вы можете найти информацию самостоятельно.

Первичное закрепление нового материала

Учитель предлагает продолжить детям фразы:

«Я не знал, что……»

«Я понял, что……»

«Теперь я смогу……»

 

Главное, что нужно запомнить: питание должно быть разнообразным и содержать много свежих овощей, фруктов, зелени, - это особенно важно для развития и роста организма подростка.

В процессе кулинарной обработки продуктов наблюдается некоторая потеря и разрушение витаминов.

Для снижения потерь необходимо строго соблюдать условия хранения и правила механической и тепловой кулинарной обработки продуктов.

Просмотр урока Механическая кулинарная обработка овощей

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7577/main/

Тезаурус:

Сортировка овощей – это удаления загнивших, сильно побитых экземпляров (в основном корнеплоды) и посторонних предметов, кроме того, при этом овощи рассортировываются исходя из размеров и качества. Сортировка необходима для равномерной тепловой обработки и удобства нарезки.

Мойка овощей проводится проточной водой с целью удаления с их поверхности остатков земли, песка, удобрений и ядохимикатов.

Очистка – удаление частей с низкой питательной ценностью.

Нарезка – способствует более равномерной тепловой обработки овощей, придает блюдам красивый внешний вид, улучшает вкус.

Соланин – ядовитое вещество, которое образуется при хранении картофеля на свету.

Карвинг – искусство художественной резки овощей и фруктов.

Задание. Отметь верные утверждения цифрой - 1, неверные цифрой - 0, чтобы увидеть этапы первичной обработки овощей.

1.    Овощи и зелень мыть горячей проточной водой.

2.    Оформление блюд должно быть красивым и аппетитным.

3.    Овощи хранят в прохладном, тёмном месте.

4.    Соланин улучшает вкусовые качества овощей.

5.    В овощах содержатся все необходимые человеку питательные вещества, вода, минеральные вещества.

Ответ:

Ответы

Вписываются слова

0

Сортировка

1

Мойка

1

Очистка

0

Промывание

1

Нарезка

 

Все эти правила можно свести к такому перечню:

1. овощи нужно хранить в темном прохладном месте при температуре 13 градусов С, а квашеную капусту под слоем рассола.

2. мыть овощи можно не более 10-15 минут, иначе водорастворимые витамины могут перейти в воду.

3.Железо разрушает витамин С, поэтому нельзя использовать посуду из этого металла.

4.Овощи при варе рекомендуется закладывать в кипящую подсоленную воду.

5. Овощи предназначенные для салат лучше варить в кожице

6. Отвары из овощей лучше использовать для варки супов или соусов, так как в них при варке переходит много витаминов.

7. Нарезанные лук, морковь, предназначенные для первых блюд, прогревают с жиром, при этом сохраняется витамин С.

Для витаминизации пищи первые и вторые блюда при подаче посыпают зеленью петрушки, укропа, кинзы.

Для лучшего усвоения жирорастворимых витаминов А, К салаты из моркови, шпината, капусты заправляют растительным маслом или сметаной.

Сделаем важный вывод: для жизни и развития человеку вместе с продуктами питания нужно получать достаточное количество витаминов, регулирующих обмен веществ и участвующих во всех жизненно важных процессах в организме человека.

 

Какие витамины и витаминные комплексы вы знаете, и какие принимаете сами?

Слушает         ответы         учеников,        оценивает         и         помогает        им.

Заключение.

Сейчас проведем самооценку своей работы.

Рефлексия

Приложение №2.Игровой момент. (Данный этап урока по усмотрению учителя)

На данном этапе урока ребятам предлагается разыграть шуточную сказку

«Репка»

Дети с помощью жребия выбирают роли. Учитель раздает ребятам готовые маски с картинкой того овоща, который ребенок будет играть.

 

Слово учителя: Ребята, внимание, предлагаю вам задание на дом « Викторина «За обеденным столом».

Вместе с родителями, бабушками и сестренками предлагаю вам ответить на вопросы викторины (Приложение 1).

 

Викторина «За обеденным столом»

1. Когда в России стали подавать к столу винегрет?

2.    О каком продукте великий физиолог И.П. Павлов говорил так: «Изумительная пища, приготовленная самой природой»?

3. Где впервые появились салаты?

4. Мы называем так сорт копчёной колбасы, а итальянцы - любую колбасу. Как именно?

5. Без каких водорослей нельзя приготовить суфле, пастилу, мармелад?

6. Как мы называем краткую застольную речь, а британцы ломтик поджаренного хлеба?

7.    О каком продукте на Руси говорили — «творить», а не «готовить»? 8.Название, какого грузинского блюда переводится попросту «фасоль»?

9.Название какому фрукту дала птица, чьё изображение помещено на гербе Новой Зеландии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              Приложение №1

 

Вариант записи в ученической тетради

 

Тема: Витамины

Цель:

1.     Что такое витамины?

2.     Каково значение витаминов?

3.     Чем опасно отсутствие витаминов?

4.     Где находятся витамины?

 

1910 г. Николай Иванович Лунин – открытие витаминов

1911 г. Казимир Функ – термин «витамин»

 

Витамины и их значение

 

Название витамина

Продукты, богатые витамином

Значение витамина. Авитаминоз

1

2

3

Жирорастворимые

А (ретинол)

Печень, икра, морковь, шпинат, салат, сливочное масло и др.

Замедление роста, нарушение зрения («куриная слепота»), поражения кожи.

Д (кальциферол)

Рыбий жир, печень, яичный желток

Рахит у детей

Е (токоферол)

Растительные масла, шпинат, капуста

У человека явных проявлений не наблюдается; у животных бесплодие

К1 (филлохинон)

В зеленых частях растений

Нарушения свертываемости крови, кровотечение при ранении

Водорастворимые

В1  (тиамин)

Дрожжи, оболочка риса, гречневая и овсяная крупы, картофель

Паралич костей, атрофия мышц

В2 (рибофлавин)

Зеленые овощи, молоко, печень, пекарские и пивные дрожжи, почки

Задержка роста, поражение слизистой оболочки рта

В6 (пиродоксин)

Мясо, рыба, молоко

Анемия, сонливость, судороги

В12 (цианкобаламин)

Печень, почки, яйцо, соя

Анемия, расстройство нервной системы

С(аскорбиновая кислота)

Цитрусовые, плоды шиповника, черная смородина, лук и др. овощи

Цинга, снижение сопротивляемости к заболеваниям

РР(никотиновая кислота)

Говядина, лосось, зародыши пшеницы

Ослабления памяти, апатия, нарушение пищеварения

 

Вывод: Витамины – органические соединения, необходимые для жизни.

                                 

 

Соланин – ядовитое вещество, которое образуется при хранении картофеля на свету.

Карвинг – искусство художественной резки овощей и фруктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение№2

 

                                                           Сказка «Репка»

 

Эту шуточную сказку можно разыграть без предварительной репетиции.

Тексты следует приготовить заранее и раздать участникам перед выступлением, при этом каждый вытягивает себе роль.

Чтобы дед не запутался, на головы участников Можно надеть бумажные "шапочки"

с изображением морковки, картошки и т. д.

 

1. Ведущий: Дедка репку посадил... Дедка репке говорил:

2. Дед:

Ты расти, расти большая. Стань богатым урожаем, Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы, Удобрений ведер пять… Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

3. Ведущий:

Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет, Да воюет с сорняками:


Их ногами, и руками… Вот уж осень на дворе. Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался…

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча

зубами.)

 

4. Дед:

Ах, я старый разоспался. Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу чуть-чуть.

Ай, да репка уродилась! Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

5. Ведущий:

Хвать, но репка возмутилась.

6. Морковка:

Экий дедка ты неловкий! Я - не репка, я - морковка. Не умыл ты видно глаз. Репки я стройней в сто раз. И оранжевей к тому же.

Коль салат корейский нужен, Без меня ты пропадешь… Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет…


И еще один секрет. Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Я - отличный урожай!

7. Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо, Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой, Репку вытяну другую.

8. Картошка:

Ой, ой, ой, Я протестую!

Я - не репка. Я - Картошка!

Это знает даже кошка. Всем плодам я голова Ясно ведь как дважды два: Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку. Я для чипсов слышишь, дед, Самый главный компонент. В жарком масле, вот смотри Стать могу картошкой фри,

Я - твой главный урожай!

9. Дед:

Что ж, в корзинку полезай.


Я ж опять пойду по репку. Как сидит в землице крепко!

Ай да репка, вот те на!

10.Капуста:

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся, Сериалов насмотрелся, Может с печки ты упал? Раз капусту не узнал.

Я на репку непохожа У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок… А то…

Я - хрустящая капуста! Без меня в салате пусто, А со мной любой обед Голубец иль винегрет… Станет в 10 раз полезней! И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить… И до лета аж хранить.

Можно есть меня всю зиму!

11.Дед:

Милости прошу… в корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа Я провел на огороде.


Где же репка! Эта вроде…

12.Свекла:

Снова дед не угадал. Знать очки ты потерял, Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал.

Я в сто раз ее красней, И полезней и вкусней! Свеклы нет и нет борща, В винегрете и во щах… Я одна - источник цвета! А свекольная котлета - Это просто объеденье!

Сто процентов - похуденье.

Я - отличный урожай!

13.Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

И тебе найдется место. Только все же интересно Где же репка? Может эта?

14.Лук:

Я почти того же цвета, Но не репка, старичок,

Я - твой репчатый лучок! Пусть немного и коварен, Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок


Тот, в котором есть лучок. Все меня хозяйки знают

В суп и в кашу добавляют, В пирожки, в грибы, в отвар…

Я для вирусов - кошмар! Даже грипп меня боится… Хоть сейчас готов сразиться.

Я - отличный урожай!

15.Дед:

Что ж, в корзинку полезай. Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит. Да и мне домой пора. Завтра с самого утра Стану репку вновь искать, А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина, Пригодилась бы машина… Знатный вырос урожай!

Бабка, занавес давай, Сказочке пришел конец. Тот, кто слушал, молодец. Ждем от Вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов… Ведь артисты-то старались, Пусть слегка и растерялись.

 


 

Скачано с www.znanio.ru