Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Оценка 4.8
Руководства для учителя
pptx
история +2
Взрослым
01.06.2017
Презентация демонстрирует опыт учителя по освоению понятий на уроках истории и обществознания с точки зрения деятельностного подхода. Автор предлагает следующие варианты освоения понятий учащимися на уроках: 1) через выявление существенных его признаков с последующим соединением этого многообразия в целое и конструированием его определения; 2) через анализ содержания заданного определения понятия, расчленении его на отдельные части (признаки) с последующим выделением ключевого признака и конструированием на его основе «своего» смысла, своего определения; 3) на основе различений. При формировании опыта автор опирался на работы А. В. Хуторского, Н. ГромыкоТип файла: Презентация Microsoft PowerPoint (.pptx)
Размер: 0,98 МБ (1 035 709 байт)
Элементы метапредметности на уроках истории и обществознания.pptx
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Метапредметный подход к
освоению понятий учащимися на
уроках истории и обществознания
Из опыта работы учителя
истории Хромых Т. А.
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Метапредметный подход -
• Метапредметность - способ формирования
?
теоретического мышления и
универсальных способов деятельности,
средство формирования целостной
картины мира в сознании ребёнка (А. В.
Хуторской)
• «Метапредметный подход обеспечивает
целостность общекультурного
личностного и познавательного развития и
саморазвития ребенка, преемственность
всех ступеней образовательного процесса,
лежит в основе организации и регуляции
любой деятельности ученика независимо
от ее специально-предметного
содержания» (Н. Громыко)
• Суть подхода в интеграции содержания
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Работа по освоению
понятия
• В основе подхода –
работа с деятельностью
учащегося,
• передача учащимся не просто
знаний, а именно деятельностных
способов работы со знаниями и
• соответственно деятельностных
единиц содержания.
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
1-й вариант освоения
понятия
• через выявление существенных его
признаков с последующим
соединением этого многообразия в
целое и конструированием его
определения.
• Такой способ позволяет не только
раскрыть содержание изучаемого
понятия, но и помогает ребенку
овладеть общим способом его
построения.
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Пример. Задания учащимся. 7
класс
• При изучении понятия
«абсолютизм» в 7 классе,
учащимся предлагается
• прочитать учебный текст
«Основные черты французского
абсолютизма»
• и на основании текста
представить графически, с
помощью кластера, признаки
абсолютизма.
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Графическое представление
признаков абсолютизма
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
многообразие в целое,
обучаемым предлагается
(сформулировать, сконструировать)
определение понятия «абсолютизм».
• На основании схемы составить
• Для выяснения сущности понятия
ученикам необходимо ответить на
вопросы: «На что направлена
деятельность монарха? В чем ее смысл?»
Чтобы соединить
• Обычно учащиеся отвечают: «смысл
власти в сохранении порядка», «в
поддержании власти», «в неограниченной
власти».
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
2-ой вариант освоения
понятия
• основан на анализе содержания
заданного определения
понятия, расчленении его на
отдельные части (признаки) с
последующим выделением
ключевого признака и
• конструированием на его основе
«своего» смысла, своего
определения.
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Пример. Задания учащимся. 7 класс.
• Прочитать определение понятия
«абсолютизм» из учебника:
• «абсолютизм – форма
централизованного государства, при
которой монарх, опирающийся прежде
всего на дворянство, обладает
неограниченной верховной властью, а
органы сословного представительства
теряют прежнее значение».
• Изобразить содержание понятия
«абсолютизм» графически
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Понятие как основание его практического преобразования.
• учащиеся овладевают не только признаками
абсолютизма, его сущностью, но и способом
графического представления понятия, т.
е. усваивают общий способ деятельности.
• Это позволяет не только определить
смысловое поле понятия, его структуру и
сущностные характеристики, но и познать
предметные действия, при помощи
которых мы познаем эти характеристики, т.
е. дает возможность ученику самостоятельно
строить целые серии схожих действий.
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
3-ий вариант освоения понятия
• на основе различений
(Нина Громыко)
Пример: Работа с понятием «государство».
• Учащимся предлагаются разные источники,
где это понятие у разных мыслителей
предстается по-разному;
• в основе разных конструкций понятия лежат
совершенно разные ряды различений: у
Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа
Мандельштама - третий.
• И хотя мы имеем в первом случае дело с
текстом политика, во втором - философа, а в
третьем - поэта, анализируя их тексты, мы
вычленяем некое универсальное
метапредметное правило:
понятие создается на основе различений.
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Пример: Работа с понятием
«революция»
•
• В основе - диагностика, построение сценария,
направленного на формирование понятия
через различения.
• Понятие связано с владением идеей, которая
заложена в нём.
На базе этой идеи ученик овладевает набором
различений.
• «Если я владею понятием «революция», я могу
отличить революцию от бунта, смуты или
переворота.
• Например, «оранжевые революции» - это
революции? Понятийно это не революции.
Октябрьская революция – это революция? Да,
революция. А вот, например, перестройка? С моей
точки зрения, революция. Потому что произошла
смена класса собственника на средства
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Выводы
• Работа по освоению учащимися понятий,
может способствовать не только
передаче учащемуся данного
предметного материала, но и
обобщенного способа работы с
любым предметным понятием, то есть
позволяет подняться с предметного
уровня на метапредметный.
• Передаваемый способ является
универсальным, то есть он применим в
случае работы с понятием
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Возможности метапредметного
подхода к освоению понятий
• сокращает число упражнений, необходимых
для выработки навыков распознавания
сущности понятия и его признаков;
• способствует лучшему усвоению самого
• придает осмысленность практическим
• сокращает время, отпущенное на освоение
понятия;
усилиям;
программы;
• способствует развитию мыслительных
умений более высокого уровня.
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Обеспечение деятельностного
подхода в обучении
• Обеспечивает условия для превращения
ученика в учащегося, заинтересованного в
самоизменении и способного находить
основания собственным действиям для решения
задач определенного класса.
• Используемый прием графического представления
информации, кластер, относится к интерактивным
способам обучения, а значит способствует
вовлечению ученика в активный процесс
получения и переработки знаний, позволяя
приобрести такие навыки переработки
информации как анализ и синтез,
интерпретация, аргументация и оценка.
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Значение метапредметного
подхода в образовании
• он позволяет сохранять и отстаивать в
обществе культуру мышления и
культуру формирования целостного
мировоззрения;
• вбирает в себя лучшие дидактико-
методические образцы развития
предметной формы знания,
• открывает новые перспективы развития
для такой образовательной формы, как
учебный предмет и учебное занятие.
Презентация по теме: Метапредметный подход к освоению понятий учащимися на уроках истории и обществознания.
Заключечение
• «Метапредметы – это не заумь
и не страшно. Этому можно
достаточно быстро научиться».
(Нина Громыко)
• Мы, учителя, народ легко
обучаемый, привычный к
нововведениям, поэтому и
метапредметы освоим.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.