Презентация по теме педсовета "Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми."
Презентация по теме педсовета "Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми."
Совершенствование методического сопровождения инновационной
деятельности учителей физики при работе с одаренными и
мотивированными на достижения детьми.
Выступление на ГМО учителей физики 12.01.2015 г.
Подготовила учитель физики МБОУ «Гимназия №3» Тарасова М. В.
Работа с одарёнными детьми требует от учителя особой методической и
педагогической подготовки. Существует ряд трудностей, которые мешают
работе учителя с одарёнными детьми. Довольно медленно меняется
отношение учителя к одарённому ученику и снимаются барьеры, скрывающие
таланты ребёнка. Способности одарённых детей чаще оцениваются по
результатам выполнения типовых проверочных работ. Недостаточен
методический и психологический уровень подготовки учителей для работы с
одарёнными детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении,
что приводит к неадекватной оценке их личных качеств и учебной
деятельности. Учитель вынужден либо акцентировать внимание на одарённом
ребёнке, в ущерб остальной массе учеников, либо работать с основной массой,
игнорируя запросы одарённого ребёнка. Один учитель и одна школа не в
состоянии обеспечить оптимального развития одаренных детей. В условиях
поточного образования учесть интересы и одарённых детей и основной массы
учеников довольно трудно.
Хочется отметить, что действительно одаренных, талантливых детей не
так уж и много. Поэтому, говоря об одаренных детях в общеобразовательной
школе, мы имеем в виду следующую формулу: Работа с одаренными детьми
= Работа с детьми повышенного уровня развития. Жажда открытия,
стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на
школьной скамье.
Учитывая, что мы живем в динамическом, развивающемся мире,
обновление знаний должно находить отражение при обучении базовым
дисциплинам постоянно. Поэтому правило моей преподавательской
деятельности – необходимо непрерывно учиться самой. В этих целях:
провожу более глубокий анализ базового материала (ни один учебный
год не проходит без переработки его с позиций уровня обученности и
обучаемости данного класса);
постоянно отслеживаю новости в области физикоматематических наук
и в методике преподавания физики: в методической и научно популярной
литературе;
провожу постоянную переработку, адаптацию новой информации с
позиций применения на уроках и во внеурочной работе прежде всего с
учащимися, проявляющими способности к изучению физики.
Работать с детьми повышенного уровня развития интересно и трудно: в
классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. На
протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа
не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Мои учащиеся
являются победителями и участниками олимпиад, конкурсов, успешно
поступают и учатся в ВУЗах.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие
компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности.
В деятельности по созданию условий для развития способностей и
интересов к изучению физики я выделила в процессе своей практике
несколько главных направлений работы с одаренными детьми:
Прежде всего, одаренных детей надо выявить. Как я их выявляю? Во
первых, методом наблюдения. Одаренные дети имеют ряд особенностей: они
любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы,
склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Вовторых,
использую следующие диагностики выявления одаренности: тест «Оцени свой
творческий потенциал»,
«Исследование научноисследовательского
потенциала учащихся». Обязательно беседую с другими учителями
предметниками, психологом школы, чтобы лучше понять склонности ребенка.
Далее в результате деятельности такие дети чаще всего решают задачи
нестандартно, много успевают решить заданий за урок, с интересом работают
самостоятельно. При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих
принципов:
принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности. Это предполагает разнообразие заданий
по форме и содержанию: доклады или небольшие сообщения, решение задачи
или «вихрь» задач, подготовка презентаций или отдельных слайдов,
подготовка исторических справок, подготовка экспериментов и домашние
миниисследования, и работа с дополнительной литературой в печатном и
электронном виде.
На всех этапах урока физики я стараюсь использовать внутреннюю
дифференциацию через индивидуальные карточки с заданиями разных
уровней сложности и объема, подготовку дополнительного материала по
теме, организацию разноуровневых самостоятельных работ и тестов. Кроме
того, на протяжении нескольких лет использую внешнюю уровневую
дифференциацию в 7,8 классах. Три класса делятся на три потока по своему
уровню обученности и обучаемости. Идет поточное обучение по предметам
физика, биология, химия. Деление на потоки гибкое и ребенок может
переходить из потока в поток. Такое обучение дает возможность всем детям
развиваться с собственной скоростью и чувствовать себя комфортно на уроке,
повышает мотивацию к изучению физики.
Считаю актуальным опираться также на такие и принципы, как:
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя, когда учитель выступает в роли
консультанта;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и
внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за
собой улучшение качества образования. Считаю, нестандартные уроки это те
уроки, которые содержат способы подачи учебного материала, информацию и
задания, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного,
неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному
предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной
обстановки учения.
На уроке появляется возможность развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, превращающая его
из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.
Провожу урокиконференции, уроки КВН, урокивикторины, урок
деловая игра, урокпутешествие, урокипрактикумы. Использую активные
методы обучения (проблемные, игровые, учебная дискуссия, мозговой штурм
с использованием ИКТ, цифровых образовательных ресурсов и Интернет
ресурсов).
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков
учащихся я использую творческие задания. Например: посчитать свою
скорость до школы, свое давление на пол, изучить явление захода солнца на
протяжении 10 дней (в 7 классах), изучить и объяснить окраску бабочек,
мыльных пузырей (в 11 классах), узнать о магнитных бурях (в 9классах) и др.
С интересом воспринимаются учениками занимательные опыты: танцующие
человечки, послушная линейка – по электричеству, волшебная кружка – по
оптике, несгораемый бумажный стакан – по теме «Теплота». Для многих тем
курса физики мною подобраны системы задач для домашней работы
учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с
нарастанием уровня сложности. На уроках физики я стараюсь показать
учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе. Для
этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные
задачи, приглашаю на уроки наших выпускников. Это и есть
компетентностный подход в обучении.
ИКТ вносит элемент наглядности и повышает интерес к уроку, развивает
творческие способности учеников. Они самостоятельно готовят презентации и
выступают с ними на уроке. Материал накапливаю и использую потом в
других классах. Практикую в старших классах изучение домашнего задания
самими учащимися и представление материала с помощью мультимедийных
презентаций. Для детей повышенного уровня развития провожу элективные
курсы по изучаемым темам. В 9 классе в рамках предпрофильной подготовки
веду курс «Избранные вопросы механики», адаптированный для их уровня
подготовки. Организуя свою деятельность на реализацию целей и задач
работы с одаренными детьми, я убедилась, что она не может быть
эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс поэтапного развития личности: от обучения школьников – до
подготовки выпускников к профессиональному самоопределению и
поступлению в высшие и специальные учебные заведения.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную
работу по физике. Хочу отметить следующее: включаю в содержание
внеклассной работы вопросы, выходящие за рамки школьной программы по
физике, но примыкающие к ней. Включаю в содержание внеклассной работы и
вопросы, вошедшие в содержание физического образования в последние
десятилетия: в старших классах учитываю профиль и самоопределение
учащихся.
Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах:
Индивидуальная работа работа с учащимися с целью руководства
самостоятельной работой учащихся по физике, подготовкой рефератов,
докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами;
подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.
Групповая работа систематическая работа, проводимая с достаточно
постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести элективы, курсы.
Массовая работа эпизодическая работа, проводимая с большим детским
коллективом. К данному виду относятся вечера, научно практические
конференции,
конкурсы,
соревнования. («Новое в науке», «Календарь знаменательных дат», «Что
такое нанотехнологии», «Космос в цифрах» и др.)
недели физики,
астрономии,
олимпиады,
На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с
другом.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей
работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее
способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных
потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего
образования, творческому труду в разных областях, научной и практической
деятельности. Привлекаю детей к участию в дистанционных олимпиадах
(например, «БАРСИК», «ФИЗТЕХ»), что позволяет каждому участнику,
причем с любым уровнем теоретической подготовки, реализовать себя и
развить свои креативные умения, создают равноправную соревновательную
возможность школьникам из разных городов (и даже стран!), возможность
выбора формы своего участия, обладают особой универсальностью заданий.
Интернет – олимпиада как одна из форм внеклассной работы пробуждает
неподдельный интерес к творчеству, познанию, а так же закрепляются навыки
самостоятельной работы и работы в коллективе, что очень важно для
получения профессии в будущем и социальной адаптации подростков в
современной жизни.
Работу по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников я
провожу в течение всего учебного года. Добиваюсь того, чтобы ребенок
занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать
поставленные задачи. Работа должна быть направлена на ожидаемые
результаты для учащихся: формирование интереса к более глубокому изучению основ естественных наук;
расширение кругозора, развитие
самостоятельности; становление способности учитывать, анализировать и
согласовывать многочисленные точки зрения в рамках поставленной задачи с
целью достижения поставленных задач; воспитание научной культуры
мышления. Создание современного кабинета физики – важная задача для
учителя. Я постоянно работаю в этом направлении. Помогают мне в этом
родители и учащиеся. Сейчас в кабинете есть необходимые средства обучения
для выполнения лабораторных работ, демонстрационного эксперимента,
наглядные пособия, раздаточный и справочные материалы, доступ
в
локальную сеть школы и глобальную сеть Интернет.
Данные мероприятия приносят результаты.
Но самое главное, учитель физики вынужден заниматься саморазвитием,
продвижением своих учеников в жизни. Так работать гораздо интереснее, чем
просто давать определенный процент обученности и качества. Эта программа
заставляет учителя работать творчески, писать проекты и реализовывать их.
Обучая одаренных, учимся сами, а значит, будем соответствовать новым
требованиям ФГОС.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными
детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от
учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно
обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также
тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией
и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста
мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще
сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Считаю: успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой,
когда рядом те, кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху.
Презентация по теме педсовета "Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми."
Презентация по теме педсовета "Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми."
Презентация по теме педсовета "Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми."
Презентация по теме педсовета "Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми."
Презентация по теме педсовета "Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.