Данная учебная презентация поможет каждому учителю в работе над одной небольшой, но довольно - таки часто встречаемой в различного рода упражнениях темы правописания соединительных гласных в сложных словах. Даётся весь теоретический материал и предлагаются практические задания разной степени сложности .Первый слайд.
Для с п р а в о к .
Количественные
числительные,
образующие первую часть
сложных слов (существительных,
прилагательных, порядковых числ
ительных, наречий),
употребляются в форме
родительного падежа:
пятилетка, пятичасовой,
пятидесятый, пятикратно.
Исключение
составляют
числительное тысяча,
которое входит в состав
сложных существительных и
прилагательных с
соединительным гласным е
(тысячекилометровый).
Д л я с п р а в о к
Слова, оканчивающиеся
на фикация,
не являются сложными,
так как в
русском языке нет такого корня;
перед этим сочетанием пишется и,
присущее языку, из которого заим
ствованы соответствующие слова.
Самостоятельное списывание
списать, вставляя пропущенные буквы
выписать сложные слова
разобрать их по составу
Конец ноября. На мя…ких лапах
крадётся бел…снежная зима. Она бережно ук
рыла землю пушистым одеялом.
Прокатится бы на снег…ходе!
Или прогулят…ся по лесу.
Вот лисьи следы. С ветки на ветку
прыгает белочка. Крот – земл…коп
укрылся в глубоких х…дах. И только
медведь – леж…бок спит и видит
десятый сон. Снятся ему летние деньки и пт
ич…и трел… .
Словообразовательная работа
Запиши одним словом
(прилагательным мужского рода)
разобрать по составу полученные слова
Непроницаемый для воды
Желать добра
Слабый характер
Лёгкие крылья
Светлые глаза
Быстро течь
Чистить снег
Кубический метр
Творческая работа
Заменить данные словосочетания сложными словами.
О б р а з е ц : Тот, кто возит воду, — водовоз.
Жучок, который ест кору; заготовка леса;
излияние крови; испускание лучей;
лечение грязями; машина для резки соломы;
машина, которая косит сено; накопление пая;
орудие для метания огня;
предназначенный для звуковой изоляции;
предназначенный для ловли рыб;
предназначенный для развески чая;
предназначенный для упаковки чая;
приспособление для ловли мышей; по виду змея;
производящий ремонт вагонов;
тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц;
хранилище овощей.
Тренировочное письмо
Составить с каждым словом предложение
Разобрать данные слова по составу
Мыш…ловка; мор…плаватель;
пеш…ход; гряз…лечение;
пыл…сос; овощ…хранилище;
стал…вар; нов…стройка; кор…ед;
труд…любие; вод…провод
лес…заготовка.
Составление алгоритма
(работа в парах)
Что мы должны сделать, чтобы
правильно определить выбор
соединительной гласной
в сложном слове?
1. Определить, что это сложное слово, как
3. В соответствии с правилом выбрать
подходящую соединительную гласную
букву.
2. Определить, какой согласный звук стоит
образовано.
перед гласным.
Контрольная работа
Вставить пропущенные гласные.
Разбить слова на группы:
а) пропущенная гласная – соединительная гласная в слож
ном слове; б) пропущенная гласная – суффикс первой ча
сти сложного слова;
в) пропущенная гласная – часть корня в сложном слове;
г) пропущенная гласная – часть приставки;
д) пропущенная гласная – часть корня или суффикса в сл
ове с одним корнем.
Далее на 3х слайдах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.