Презентация для учителей начальных классов и воспитателей ДОУ направлена на то, чтобы показать преемственность в развитии речевых коммуникаций. В презентации отражены основные подходы к этому вопросу с учетом ФГОС, требования к развитию ребенка 5-8 лет, показаны методы и приемы формирования коммуникаций.
Преемственность
в развитии речевой
коммуникации
дошкольника и
младшего
школьника
МБОУ СОШ №18 с.Харагун
2018 год
поднимаясь на первую ступеньку
лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к
«От того, как будет чувствовать
себя ребёнок,
знаниям».
В.А. Сухомлинский.
Речь – великая сила: она убеждает,
обращает, принуждает.Р. Эмерсон
Речь — процесс говорения, протекающий во времени,
осуществляемый в звуковой или письменной форме.
Речь ребенка необходимо
развивать в дошкольном возрасте,
так как именно в этом возрасте
речь наиболее гибка и податлива, а
главное
речи
преодолеваются легче и быстрее.
нарушения
–
Шестой год жизни - хочу все знать
к шести годам ребенок:
• Обладает словарем около 4000 слов.
• Практически все звуки родного языка произносит
правильно.
• Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается
выразить свое отношение к рассказываемому.
• Помнит и может описать прошедшие события.
• Пользуется сложными предложениями
• Употребляет все части речи.
• Использует абстрактные и отвлеченные понятия.
• Рисует, заштриховывает, обводит.
• Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги.
• Различает и дифференцирует звуки речи.
Значимость речи в жизни
дошкольника
Общение со
взрослыми
Овладение
нормами
поведения
Получение
информации
Приобщение к
деятельности
• Речевая коммуникация –
общение людей, понимаемое в
широком смысле слова не только
как разговор, беседа, а как любое
взаимодействие с целью обмена
информацией (чтение, письмо и т.
д.).
Речь – явление социальное и
служит средством общения людей
друг с другом.
Речевые умения это способность управлять речевой
•умением говорить, т.е. излагать свои мысли в устной
деятельностью:
форме;
оформлении;
изображении
•умением излагать свои мысли в письменной речи;
•умением аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом
•умением читать, т.е. понимать речь в ее графическом
Развитие коммуникативно-речевой
компетентности – ведущий
компонент
подготовки ребёнка к школе.
5 уровней развития речи дошкольника и младшего школьника:
Произносительный (дикция, орфоэпия, интонация, выразительность)
Словарный (обогащение словаря, усвоение новых слов и значений. Активизация
словаря.)
Морфологический (образование слов, употребление частей речи и т.д.)
Синтаксический (образование и употребление словосочетаний и предложений
разных типов.)
Уровень текста (анализ текстов, изложений, сочинений, повествование,
описание, рассуждение).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
•Строить сложные предложения разных видов;
•Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие
сказки;
•Находить слова с определенным звуком;
•Определять место звука в слове;
•Составлять предложения из 3-4 слов;
•Членить простые предложения на слова;
•Членить слова на слоги (части);
•Различать разные жанры художественной литературы:
сказку, рассказ, стихотворение;
•Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать
содержание небольших литературных текстов,
драматизировать небольшие произведения;
•Уметь различать по внешнему виду растения,
распространенные в данной местности;
•Иметь представления о сезонных явлениях природы;
•Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество
родителей.
Какие требования предъявляет школа к
развитию речи ребенка?
•Умение правильно произносить все звуки речи и
различать их па слух.
•Умение употреблять разные части речи точно по
смыслу.
•Использовать в речи синонимы, антонимы,
существительные с обобщающим значением.
•Умение отвечать на вопросы и задавать их.
•Умение самостоятельно передавать содержание
литературных текстов.
•Умение составлять рассказы о предметах (но
плану, предложенному взрослым, по картинке, по
серии сюжетных картинок).
•Кругозор (представление ребенка о мире
достаточно развернуты, развита память, внимание,
другие интеллектуальные способности).
Для формирования
коммуникативно- речевой
компетентности у детей
игры.
5-6 лет используются различные
коммуникативные
Дидактические игры
Формирование
внимания
Формирован
ие памяти
Формирование
наблюдательно
сти
Формировани
е мышления
Формирование
самостоятельно
сти
Формировани
е инициативы
Решение
определенной
дидактической
задачи
Дидактические игры, которые можно
проводить на уроках обучения грамоте.
«Внимательные покупатели»
На столе раскладываются предметы.
Названия некоторых из них начинаются
на один и
тот же звук, например: кукла, кубик,
кошка; мишка, мяч, миска, матрёшка,
мышка.
-Из всех игрушек вы можете взять
только те, названия которых
начинается со звука (к),
затем отобрать игрушки, названия
которых начинаются со звука (м).
«Животные заблудились»
-Заблудились в лесу домашние животные:
петух, лошадь, кошка, собака, свинья,
курица, корова. Катя их будет созывать, а
Коля должен внимательно слушать и
рисовать
на доске слоговую схему каждого слова.
Он должен показывать, какой слог
тянулся,
когда Катя звала животных. Если они,
верно выполнят работу, животные
выберутся из
леса.
«От бочки до почки»
-Повстречались бочка с почкой и
говорят: «Ой, как мы похожи! Только
первые звуки у
нас разные». Какие это звуки? Назовите
их. Какое ещё слово получается, если
первый
звук в слове бочка заменить на звук (д),
(к),(н),(м),(т)?
«Телевизор»
Учитель вывешивает картинки на
каждую букву спрятанного на экране
телевизора
слова по порядку. Ученики должны из
первых звуков сложить это слово. Если
слово
правильно назвали, то экран
телевизора открывается.
Например: спрятанное слово-МЕСЯЦ.
Картинки: медведь, ель, сирень,
яблоко, цапля.
«Цепочка слов»
Кладётся картинка, за ней в виде
цепочки прикладывается следующая,
изображающая
предмет, название которого начинается
с того звука, которым заканчивается
предыдущее слово.
«Незнайка с кармашками»
В кармашки Незнайке
вставляется изучаемая согласная
буква. Вокруг вывешиваются
гласные буквы. Нужно прочитать
слияния.
«Буква заблудилась»
На магнитной доске расставлены буквы,
которые перепутал Незнайка.
Гласные: ОСЕМУ.
Согласные: НКИАТ.
Ученики находят то, что перепутал
Незнайка, доказывают правильность своих
слов,
ставят буквы на место.
Способы формирования речевых умений в школе
•Раскрытие значения слов (пользуясь понятийным аппаратом,
повышается уровень логической связной речи, коммуникативных умений,
обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке
науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование
усвоенными терминами и понятиями);
•Работа в группах (дети учатся общаться друг с другом на общую тему);
•Задание на выделение главной мысли в тексте (после прочтения ребенок
пересказывает или объясняет прочитанное всему классу);
•Работа со зрительной опорой (изображения, рисунки по ним ребята
обсуждают разные ситуации по определенной теме, используя новые
термины);
•Письменный ответ (детям дается задание, например: что нельзя делать
во время пожара? дети отвечают письменно, а потом, опираясь на
написанное, рассказывают то, что написали);
•Эффективное слушание – учитель воспроизводит какой – либо текст, а
дети выполняют определенные задания, связанные с данным текстом;
•Речевые разминки это короткие по времени динамичные речевые
упражнения (выделяются несколько типов речевых разминок: 1) вопрос
ответ, 2) игровой диалог, 3) воображаемая ситуация.).