Презентацию "Проблемно-диалогическая технология обучения в начальной школе" можно использовать для выступления на семинарах, конференциях, педагогических советах и др. В ней отражается как теоретический аспект использования данной технологии, так и практический. Предлагаются варианты заданий, вопросы для работы на уроках в начальной школе.
Формирование орфографических
умений и навыков на уроках
русского языка посредством
использования технологии
проблемнодиалогического
обучения.
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются както
Понять, что творится на свете.
С.Я. Маршак
Причины возникновения теории
проблемнодиалогического обучения:
1. Потребности самого учебного процесса (в
связи с переходом на новые ФГОС ).
2. Социальная потребность в активной,
самостоятельной, творческой и
саморазвивающейся личности.
МОТИВЫ
Традиционное обучение
непосредственное побуждение
(учитель интересно рассказывает, показывает и
т.д.)
Проблемнодиалогическое обучение интеллектуальные
(учащиеся самостоятельно ищут знания,
испытывая удовлетворение от преодоления
сложностей и найденных догадок)
Проблемнодиалогическое обучение – тип
обучения, обеспечивающий творческое
усвоение знаний учениками посредством
специально организованного учителем
диалога.
Методы постановки учебной проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
1) создание проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия
проблемной ситуации;
3) побуждение к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок
учебной проблемы.
Приёмы создания проблемной
ситуации
«с удивлением»
Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу
противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или
чьито точки зрения.
Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив
классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным
фактом:
шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика
вопросом или заданием « на ошибку»;
шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом
или наглядностью.
Прием 1. Тема: "Непроизносимые согласные"
Весть, известие, вестник, известный, известно
- Сравните произношение и написание
- Что вы можете сказать об этих словах (осознание противоречия)
- Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
(Здесь используется побуждающий диалог )
- Какие есть предположения?
Разрешение ПС
- В 1 столбик выпишем слова, где звук "т" произносится, а в другой, где не произносится
- Какие есть предположения? (Здесь возникают различные гипотезы и каждая проверяется, например,
дети могут сказать, что нужно смотреть на приставку)
- Вы согласны? (учитель дает подсказку): Все слова 2 столбика имеют приставку?
- Значит, дело не в приставке. Какие есть еще идеи?
Если нет предположений,
2 подсказка:
- Где стоит непроизносимая согласная?
- Подчеркнем буквы, между которыми стоит непроизносимая согласная
-Что вы заметили?
- Так когда же согласный не произносится?
- Сверьте свой вывод с правилом в учебнике.
Если подсказка не помогает, учитель дает правильный ответ.
Т.о. при побуждающем диалоге ребята выдвигают различные гипотезы и каждая из них проверяется.
Прием 2. Тема «Сложные слова»
Мухоловка
Дается практическое задание - Выделите
корень
Ученик выделяет 1 корень
- Все согласны?
Дети удивляются тому, что здесь может
быть 2 корня.
- Сколько мнений в классе?
- Какой вопрос возникает?
Здесь используется побуждающий диалог
Прием 3. «Неизменяемые имена
существительные»
На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню,
шимпанзе, шоссе, кофе.
–Что объединяет эти слова? (часть речи – им.
сущ.)
-Выделите окончания у этих имён
существительных. (Ученики выделяют в каждом
слове последнюю букву, полагая, что она будет
являться окончанием)
-Вспомните, как найти в слове окончание?
(изменить форму слова)
-Докажите, что вы правильно определили
окончания, изменяя форму каждого слова и
наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не
получается изменить форму слова.)
Приёмы создания проблемной
ситуации
«с затруднением»
Приём 4. Учитель даёт практическое задание,
невыполнимое вообще (возникает только вопрос)
Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не
сходное с предыдущими
Приём 6.
шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое
задание, сходное с предыдущим
шаг 2. Доказывает, что задание всётаки не выполнено.
Прием 4. Урок русского языка по теме
«Образование имен существительных»
Учитель: Прочитайте слова и образуйте от них
существительные с помощью суффикса -ник-.
(Выполнимое задание. Обучающиеся образуют
существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник,
чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.)
Проделайте то же самое с другим столбиком слов.
(Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание.
Обучающие испытывают затруднение.) В чем
затруднение?
Ученики: От этих слов нельзя образовать
существительные с помощью суффикса -ник-.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: С помощью каких суффиксов образовываются
новые существительные?
В результате выявленных закономерностей после
выполнения заданий обучающиеся формулируют тему
урока.
Система вопросов
для побуждающего диалога:
Побуждение к осознанию противоречия
Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Вопрос был один? А мнений сколько?
Что вас удивило? Что интересного заметили?
Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?
Побуждение к формулированию проблемы в виде
темы урока
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема нашего урока?
Подводящий к теме диалог
Система вопросов и заданий, обеспечивающих
формулирование темы урока учениками.
По ходу диалога необходимо принимать даже
ошибочные ответы учащихся.
Подводящий к теме диалог.
Тема: Правописание безударных гласных в
приставках
Спишите слова, поставьте ударение.
отпить, просмотр.
безударные
Открыл, прошёл, прабабушка, порвал, забег, перевал,
Подчеркните
гласные
- В каких частях слова находятся
безударные гласные? Обозначьте их.
- Какое правило о безударных гласных
мы уже знаем? А какое правило мы еще
не изучали? Значит, какая тема урока?
Здесь используется подводящий диалог.
Он не всегда имеет проблему, поэтому
менее ценен.
Мотивирующее введение в тему
урока на основе словарной работы.
На доске слова: город, река, деревня,
отчество, фамилия, улица, государство,
океан.
Выпишите их в столбик. Подберите и
рядом запишите по одному подходящему
названию. Какое правило написания
надо вспомнить?. Какие орфограммы
будем повторять сегодня? Как
называются слова с такой орфограммой?
НА ПРОБЛЕМНО
ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ
ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ
ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА
УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ
ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО
ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО
Технология проблемно-
диалогического обучения
является:
результативной
обеспечивает высокое качество усвоения знаний,
эффективное развитие интеллекта и творческих способностей
младших школьников, воспитание активной личности
обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
здоровьесберегающей
позволяет снижать нервнопсихические нагрузки
учащихся за счет стимуляции познавательной
мотивации и «открытия» знаний;
общепедагогической
реализуется на любом предметном содержании и
в любой образовательной ступени.
То, что я хочу познать – это
яблоня, что я познаю – это ветвь
яблони, то, что я передам
ученику – это яблоко, то, что он
возьмёт от меня – это семечко.
Но из семечка может вырасти
яблоня!