Презентация "Путешествие Капельки"
Оценка 5

Презентация "Путешествие Капельки"

Оценка 5
Презентации учебные +1
doc
окружающий мир +1
4 кл
01.08.2019
Презентация "Путешествие Капельки"
Публикация является частью публикации:
Сценарий урока Путешествие Капельки.doc
Департамент общего образования Томской области Департамент общего образования Томской области Томское областное государственное казенное образовательное учреждение  Томское областное государственное казенное образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  здоровья ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 15 II, , IIII ВИДА»  ВИДА» ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 15  VI Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Мой лучший урок» «Путешествие Капельки» Сценарий урока по природоведению для учащихся 4 класса отделения слабослышащих детей Разработала: Моисеева Раиса Ивановна  учитель начальных классов высшей квалификационной  категории Томск 2012 Автор – учитель начальных классов высшей категории Моисеева Раиса Сценарий урока  Ивановна. Образовательное учреждение – Томское областное государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными   возможностями   здоровья   «Специальная   (коррекционная) общеобразовательная школа­ интернат № 15 I, II вида», г. Томск. Предмет – природоведение. Класс – 4 Тема: «Путешествие Капельки»  Тип урока – комбинированный Форма урока – групповая работа Время реализации урока – 40 минут Цель: формирование учебных универсальных действий, экологической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья через знания о свойствах воды и значении её в природе.  Задачи: 1. 2. Познавательные – дать понятия о круговороте воды в природе; Коммуникативные    –   мотивировать   действия   детей   на целенаправленную, содружественную, экспериментальную деятельность  – утверждение или отрицание выдвинутой гипотезы, развивать ценностное отношение к воде, понимание её уникальности;  –   осуществлять   контроль   результатов 3. Регулятивные  собственной деятельности; 4. Личностные  –   формировать   нравственно­экологическое сознание детей, разумное и бережное отношение к расходованию воды;  5. Коррекционные  –   активизировать   работу   слухоречевого анализатора.  Оборудование и материалы:  ОС Windows 2007, мультимедийный проектор, наглядная презентация. лабораторное   оборудование:   штатив,   две   тарелки,   стекло,   спиртовка, вещество для опыта: вода, лёд, кусковой сахар, комочки земли;  стаканы   с   водой,   глобус   с   внутренней   подсветкой;   карточки   для самостоятельной   работы:   «Круговорот   воды   в   природе;   «Три   состояния воды», «Свойства воды»; речевые   карточки,   ручки,   простые   карандаши,   фонетический   экран, индивидуальные слуховые аппараты. Этапы урока: № План проведения урока п/п Временная реализация Номер слайда 1. Организационный момент 1 минута №1 2. 3. 4. 5. 6. Введение в тему Повторение   изученного 3 минуты №2,№3,№4,№5 5 минут №6 №7,№8,№9 материала Динамическая пауза  Постановка   проблемы, 1 минута 10 минут №10 – №18 2 минуты №19 поиск её решения Слухоречевая (коррекция слуха) Закрепление нового материала работа   Охрана воды Релаксация «Путь Капельки»  Рефлексия (самооценка) Итог урока Домашнее задание 7. 8. 9. 10. 11. 12. Ход урока: I. Организационный момент (слайд №1) Учитель: (далее У.) Здравствуйте, ребята. Наша научная лаборатория 7 минут 1 минута 2 минуты 4 минуты 2 минуты 2 минуты №21 №22,№23 №20 вновь открыла двери. (Показ глобуса) Какого цвета больше? Дети: (далее Д.) Голубого цвета. У.  Давайте   посмотрим   на   нашу   планету   из   космоса.   Обратите внимание, наша планета голубая­голубая. Почему, как вы думаете? Д. Потому что воды на планете Земля больше, чем суши. Голубой цвет – это водное пространство. II. Введение в тему (слайды с №2 по №5) У. Послушайте загадку (слайд №2) Я и туча, и туман, и ручей и океан, я летаю и бегу, и стеклянной быть могу (Капелька).  У.  Сегодня   я   расскажу   вам   удивительную   историю,   которая приключилась с Капелькой. Посмотрите, пожалуйста, где живёт Капелька (слайд №3). Капелька живёт в океане, в море, в озере, в водопаде, в реке, в облаке. Капелька живёт в туче, в тумане, в луже, и даже в водопроводном кране, т.е. там, где есть вода, верно? С маленькой Капелькой мы совершим путешествие   –   «Круговорот   воды   на   земле»,   при   этом   постараемся выяснить, проведём исследование – определим, изменяется ли количество воды на нашей планете Земля?    (слайд   №4).  Круговороту,   или   по­другому   можно   сказать влагообороту,   мы   посвятим   наше   исследование.   Что   мы   должны определить? Какую проблему будем решать? Д. Изменяется ли количество воды на нашей планете Земля?  У.  Итак, проблема, которую мы постараемся решить, есть. А что мы будем исследовать? Каков предмет исследования? Д. Вода. У. Давайте выдвинем предположение:  1) да, изменяется (воды становится больше или меньше);  2) нет, не изменяется. Отправляемся   вслед   за   Капелькой.   Думаю,   вам   будет   интересно проследить   её   путь,   а   он   не   простой.   Итак,   тема   нашего   урока «Путешествие Капельки» (слайд №5). III. Повторение изученного материала (слайды с №6 по №9) Закрепление   познавательной   задачи   через   инсценирование стихотворения. Спросил на днях малыш­сосед у Капельки из крана: ­ Откуда ты? Она в ответ: ­ Я здесь из океана! Потом малыш гулял в лесу, увидел Капельку­ Росу. ­ Откуда ты? – Спросил Росу. – Я, с облака упала! На поле лёг туман седой, малыш увидел Капельку в тумане: ­ Откуда ты? Она в ответ:  ­ А это мой секрет. У. Думаю, что секрет Капельки вы сегодня разгадаете. Предлагаю вам подумать  и  ответить  на  вопрос, в каких  состояниях встречается   вода в природе?  Д. Вода в природе бывает в жидком состоянии, в виде собственно воды (слайд №6). У.  Посмотрите, молекулы воды – это маленькие­маленькие частицы, они   находятся   в   движении.   Когда   падает   с   гор   вода   –   это   явление называется водопадом.  У. Ещё, в каких состояниях бывает вода? Д. Вода бывает в твёрдом состоянии, в виде льда и снега (слайд №7). У.  Посмотрите, молекулы воды застыли, поэтому не могут свободно передвигаться.   Вода   при   замерзании   переходит   в   другое   состояние,   она превращается в лёд. Ещё, в каком состоянии бывает вода? Д. Вода бывает в газообразном состоянии, в виде водяного пара (слайд №8). У.  Молодцы!   А   теперь   вспомните   свойства   воды  (слайд   №9).  На прошлом   уроке   мы   определяли   свойства   воды,   соедините   стрелками составляющие свойства воды. Сравните свои результаты с результатами на экране. Проведём опыт. Опустите кусочек сахара в стакан с водой. Что происходит? Д.  Сахар  растворяется, он исчезает, его не видно. Вода растворила сахар.  У. А теперь опустите комочек земли в стакан с водой. Что произошло? Д. Вода растворила землю. Вода стала серой, грязной.  У. Вы ещё раз убедились, что вода – это растворитель? Самое главное свойство воды, это то, что она растворяет твёрдые вещества. Зачем это надо знать? (произвольные ответы детей). А если в воду попадёт плохое вещество – яд? Как вы думаете, вода растворит яд? А что может быть, если эту воду выпьет человек, или какое либо животное? Д. Если выпить эту воду, заболит живот или голова. Можно попасть в больницу. Можно долго болеть (произвольные ответы детей). У. Ребята, подумайте, отравленная вода вредна только для человека и для   животных?   А   если   отравленная   вода   попадёт   в   землю?   Что   может случиться?  (произвольные   ответы   детей).  В   ваших   силах   экономно расходовать   воду   в   школе   и   дома,  следить,  чтобы   краны   с  водой   были закрыты.   Вы   не   забыли,   что   сегодня   мы   совершаем   путешествие   с Капелькой? Перед дальней дорогой поиграем. IV. Динамическая игра «Капельки» (1 минута) У. Капелькам подставь ладошки, пусть помоют их немножко, с  капельками подружись, поиграй и покружись. Игру повторить 2 раза. V. Постановка проблемы (10 минут) (слайды с №10 по №18) У.  Послушайте   историю   одной   Капельки.  В  большом   Океане   жила­ была   маленькая   Капелька.   Однажды   Капелька   стала   подниматься   вверх (слайд №10) и оказалась на гребне Волны (слайд №11). Она почувствовала что­то  новое –  воздух и увидела  свет. Это был  совершенно новый мир. Солнце   блестело   на   волнах,   вдалеке   плыли   облака,   и   казалось,   что   так будет всегда. Солнце грело всё сильнее и сильнее, и Капелька превратилась в маленькое Облачко пара (слайд №12) но не испугалась, она поняла, что перешла в другое состояние. Но тут солнце закрыла большая Туча (слайд №13): –  Наконец­то, – сказала Туча.– Мы заждались тебя. Теперь можно отправляться в путь. Ветер понёс Тучу всё дальше и дальше от Океана. Через какое­то время Капелька увидела впереди Землю (слайд №14): – Вот тут  полю  пшеницы  нужна  вода, –  громко  сказала  Туча. Ветер   тут  же  с облегчением   остановился,   и   наша   Капелька   дождиком   стремительно полетела   вниз  (слайд   №14).  Она   напоила   пшеницу,  потом   растеклась Лужицей  (слайд №15). Скатившись с откоса, Капелька попала в Ручеёк (слайд №16):  – Куда ты бежишь, Ручеёк? – спросила Капелька.  – Я бегу к Большой Реке, которая течёт к Могучему Океану, ­ ответил Ручеёк. – Тогда нам по пути, – обрадовалась Капелька.  – Это долгий путь, выдержишь ли ты? Если луч солнца согреет тебя и превратит в пар, ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в Облаке, пока не вырастешь, а потом опять опустишься сюда, на Землю. Этот великий закон воды называется   круговоротом, –  объяснил  Ручеёк. –  Я всё  выдержу,  я очень   сильная   –   сказала   Капелька   и   вместе   с   Ручейком они побежали навстречу Большой Реке (слайд №17). Вскоре Большая Река добежала до Океана (слайд №18): – Как я рад снова увидеть тебя, – обнял Океан свою капельку.   – Ты очень добрая, очень смелая, очень сильная и для всего живого – настоящий друг. – Много капелек объединены в одно целое, наша сила – в единстве, и вместе мы – могучий Океан. А теперь отдохни, ведь ты утомилась в пути. И Капелька растворилась в могучем Океане.  У.  Вам понравилось путешествие маленькой Капельки? Эта история поможет   нам   в   исследовании.   Итак,   вспомните,   какая   проблема   встала перед нами в начале урока? Д. Изменяется ли количество воды на планете? У. Какое вещество мы выбрали как предмет исследования? Д. Воду. У. Какие выдвинули предположения? Д. Да, изменяется.  – Нет, не изменяется. У.  Сейчас   проведём   опыт.   Над   тарелкой   с   водой   я   закрепляю тарелочку со льдом и нагреваю воду до кипения. Что мы видим под верхней тарелкой? Д. Тарелка отпотела. Появились капельки. У.  Наблюдаем   дальше.   Смотрите,   капельки   становятся   всё   более крупными   и   больше   не   могут   удерживаться   на   дне,   падают   обратно,   в нижнюю тарелочку. Ребята, как капли появились на дне тарелки? Д. Они испарились с поверхности воды. У. Вспомните, как солнышко пригрело, и наша Капелька превратилась в маленькое облачко пара. Какую работу в этом процессе выполняет лёд?  Д. Он охлаждает пар, пар превращается в маленькие капельки,  потом капельки   становятся   тяжёлыми,   не   могут   удержаться   на   дне   тарелки   и падают в тарелку. У. Как происходит движение капель? Д. По кругу. У.  Получился  круговорот  воды,   по­другому   можно   сказать   – влагооборот.  Д. Вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз.  У.  Таким  образом, вода  совершила  круговорот,  как наша  Капелька. Каков же результат исследования? Количество воды изменилось? Д. Нет, так как происходит круговорот. У. Совершенно верно, благодаря круговороту или влагообороту воды в природе её количество не меняется. Запишите результат исследования в тетрадь. VI. Слухоречевая работа (коррекция слуха) (слайд №19, 2 минуты) У. Сейчас я «уйду» за фонетический экран. Слушайте внимательно. Учитель   произносит   слова   и   словосочетания.   Учащиеся, ориентируясь на слух, имея зрительную подсказку на экране монитора, считывают индивидуально, хором, в сопряжённой, либо в сопряжено­ отражённой форме выделяя ударную позицию. VII. Закрепление нового материала – практическая работа (7 минут) У.  Проверка   знаний.   Покажите,   насколько   хорошо   вы   поняли,   как происходит круговорот воды в природе. Первое задание. Дети работают со схемой «Модель круговорота». На передвижной доске схема учителя закрыта. У. Укажите стрелочками круговорот воды. Соедините прямой линией слово   и   соответствующее   изображение   на   картинке.   Используя   опорные слова,   составьте   модель   круговорота   воды   в   природе.   Расскажите,   как происходит путешествие Капельки. Д. Под действием температуры вода испаряется с поверхности земли, образуются   облака,   когда   пар   охлаждается,   вода   в   виде   дождя   падает обратно   на   землю.   Вода   поступает   в   землю   и   попадает   в   различные водоёмы. У.  Молодцы,   с   заданием   справились,   а   сейчас  заполните   таблицу, «Состояния   воды»,   отметьте,   в   каких   состояниях   вода   встречается   в природе? Запишите составляющие в соответствующую колонку.  VIII. Охрана воды (1 минута) У. Расскажите, как и почему надо беречь воду? Д. Воду надо беречь потому, что она нужна всем живым организмам. Мы   не   должны   бросать   мусор   в   водоёмы,   экономно   расходовать   воду, следить, чтобы краны с водой были закрыты. IX. Релаксация «Путь Капельки» (слайд №20, 3 минуты) X. Рефлексия (взгляд в себя, 3 минуты)  У.  Вам   понравилось   быть   Капелькой?   Все   смогли   представить солнышко,   облачко,   дождик?   Вы   увидели   землю?   Вам   понравилось путешествие Капельки? Я рада за вас! Д. Да, очень! У. А как вы справились с поставленной задачей на уроке? Вы решили проблему? Д. Да, мы определили, что количество воды на земле не изменяется. У. Может ли Капелька быть снежинкой?  Д.  Когда   в   атмосфере   становится   холодно,   капельки   замерзают   и становятся снежинками. У. Перечислите состояния воды. Д. Жидкое, твёрдое, газообразное. У. Какое самое главное свойство воды? Д. Вода – это растворитель, она растворяет твёрдые вещества. У.  Что   показало   нам   исследование?   Каков   результат   нашего исследования? Количество воды изменилось? Д. Нет, так как происходит круговорот воды в природе. XI. Итог урока (слайд 21, 2 минуты) У.  Вы   сегодня   все   молодцы!   Отлично   сотрудничали!   Провели исследование, определили, что вода не исчезает, она совершает круговорот. Наша   научная   лаборатория   закрывает   двери.      Помните,   вода   –   наше богатство,   а   сберечь   это   богатство   –   наша   задача   и   долг!  (Хоровое считывание с экрана) Удивительно,  не   так   ли?  В  супе,   в  чае,  в  каждой   капле,   в   звонкой льдинке, и в слезинке, И в дождинке, и в росинке – нам откликнется всегда океанская вода! У. Океаны, моря, реки и озёра прекрасны и удивительны. Познавайте и берегите этот загадочный мир! XII. Домашнее задание (слайд №22, 2 минуты) У. Подготовьте сообщения индивидуально по вопросам: Какие водоёмы есть в нашей области?  Где берёт воду наш город Томск? Как очищается питьевая вода в нашем городе? На   следующем   уроке   мы   поговорим   об   источниках   загрязнении   воды. Спасибо!

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"

Презентация "Путешествие Капельки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.