ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
дефектология
Детсад
26.01.2018
Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда в работу ДОО по реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2016.docx
ТЕКСТ К СЛАЙДАМ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СЛАЙД 1
Представляю вашему вниманию презентацию рабочей программы
учителялогопеда МБДОУ №34 г. Шахты «Коррекция речевых нарушений
у старших дошкольников» на 20162017 учебный год.
СЛАЙД 2
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью
непрерывного образования и входят в систему общественного
дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и
развитии детей, в подготовке их к школе. Современная система
дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации
образовательного процесса в детском саду.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
определяет целевые ориентиры – социальные и психологические
характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного
образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как
самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению
дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может
выражать свои мысли и желания. Речь включается в качестве важного
компонента, в качестве средства общения, познания, творчества.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время показал,
что количество детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растет
(7080%). Детей с речевой патологией рассматривают как группу
педагогического риска, потому что их физиологические и психические
особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в
школе. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования
не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд
проблем, требующих решения.
Вопервых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 45 лет, когда
уже пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле
профессиональной деятельности учителялогопеда.
Вовторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд
вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих
уровень его обучаемости. Втретьих,
отсутствие в ДОО групп компенсирующей
(комбинирующей) направленности;
Вчетвертых, классические коррекционные программы рассчитаны на
работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в
связи с чем, не совсем подходят для логопедических занятий в группах
общеразвивающей направленности.
В связи с этим, при оказании логопедической помощи актуальность
приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической
направленности образовательного процесса в отношении детской речи.
С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая
деятельности учителялогопеда по организации
программа
логопедической помощи в группах общеразвивающей направленности.
Логопедическая помощь в МБДОУ №34 г. Шахты организуется в
группах общеразвивающей направленности для детей с нарушением речи в
рамках реализации основной образовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой, включающей содержание коррекционной
(логопедической) работы.
Рабочая программа коррекционнообразовательной деятельности
учителялогопеда рассчитана на 20162017 учебный год и предназначена
для детей 57 лет с ФН, ФФН и ОНР IV уровня, зачисленных решением
ПМПк на логопедические занятия ДОО.
СЛАЙД 3
Данная рабочая программа является нормативноуправленческим
документом дошкольного образовательного учреждения, определяет
возможные пути включения деятельности учителялогопеда в работу ДОО
по реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Нормативноправовую основу рабочей программы коррекционно
образовательной деятельности учителялогопеда составляют:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 32661 (в
редакции ФЗ от 03.06.2011);
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 №124ФЗ; Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября
2013 г. №1155;
Устав МБДОУ «Детский сад №34» г.Шахты от 28.07.2015 №4147;
Образовательная программа МБДОУ №34 г.Шахты от 28.08.2015 №55;
Письмо минобразования Ростовской области от 13.05.2015 №24/322998/м
«Методические рекомендации по организации логопедической помощи в
системе образования Ростовской области»;
Письмо минобразования Ростовской области от 26.08.2014 №24/4.11
5226/м «О разработке рабочих программ»;
Положение об организации логопедической помощи в МБДОУ №34
г.Шахты от 01.09.2015 №70/1;
Письмо Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации от 22.01.1998 №205807 ин/204 «Об учителях
логопедах и педагогахпсихологах учреждений образования»;
Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации
от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24
марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психологомедико
педагогической комиссии".
Приказ Минздрава СССР от 30.08.91г. №245 «О нормах потребления
этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и
социального обеспечения».
"Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях. СанПиН 2.4.1.266010", утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91.
СЛАЙД 4
В основе деятельности учителялогопеда по коррекции речевых
нарушений на данный момент лежат традиционные, классические
программы:
Программа логопедической работы по преодолению фонетико
фонематического недоразвития у детей. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.:
Просвещение, 2014;
Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М.:
Просвещение, 2014;
Адаптированная примерная основная образовательная программа
для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Под редакцией Л.В.
Лопатиной. СПб.,2014;
Примерная адаптированная программа коррекционноразвивающей
работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с
тяжелыми нарушениями речи. Н.В. Нищева. – СПб., 2015.
В процессе коррекции и развития речи у детей применяются
современные коррекционнологопедические технологии, направленные на
звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с речью процессы:
игровые технологии в логопедической коррекции;
технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики;
информационнокоммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технологии коррекции психомоторного развития.
СЛАЙД 5
Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений у старших
дошкольников»
•
•
•
•
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного
учреждения,
образовательного
образования,
образовательных потребностей воспитанников
особенностей
Программа определяет возможные пути включения деятельности
учителялогопеда ДОО в работу дошкольной образовательной организации
по реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной
программы дошкольного образования
В соответствии с п. 2.11 ФГОС ДО программа включает три
основных раздела: целевой, содержательный и организационный
Программа разработана на основе современных достижений
логопедической науки и практики, специальной и детской психологии,
специальной педагогики. В программе реализуется идея комплексного
сопровождения ребенка с нарушениями развития в ДОО, принципы
развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития, интеграции
образовательных областей СЛАЙД 6
Цель реализации рабочей программы – проектирование модели
коррекционноразвивающей работы,
максимально обеспечивающей
создание условий для развития детей с речевыми нарушениями, их
позитивной социализацией.
СЛАЙД 7
В процессе коррекционного обучения детей решаются следующие
задачи:
выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых
нарушений у воспитанников ДОО;
формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере
эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а
также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
обучение родителей эффективным приемам
воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно
развивающей среды в семейных условиях.
СЛАЙД 8
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями из области живой природы, естествознания;
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.
СЛАЙД 9
Направления коррекционноразвивающей работы:
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные
направления, отражающие её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
речевым нарушением, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедико
педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
коррекционноразвивающая работа
обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и
коррекцию речевых нарушений в условиях дошкольного образовательного
учреждения,
формированию коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных навыков;
способствует
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам
реализации, дифференцированных психологопедагогических условий
обучения,
развития и социализации
воспитанников;
воспитания,
коррекции,
информационнопросветительская
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для детей с нарушением речи, их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
направлена
работа
СЛАЙД 10
Формы организованной образовательной деятельности
К развивающему аспекту деятельности учителялогопеда ДОО
относятся не только специфические задачи по развитию речевых
процессов у воспитанников, но и такие задачи, как:
развитие мотивации к обучению; профилактика нарушений письменной и устной речи, подготовка к
обучению грамоте;
развитие самоконтроля за своей речью;
развитие психических процессов, которые взаимосвязаны с развитием
ревой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти,
восприятия;
пространственных
ориентировок, нагляднообразного мышления, элементов словесно
логического мышления.
сенсомоторных координаций,
Эффективность коррекционноразвивающей работы определяется
чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду,
правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и
преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса:
логопеда, родителя и педагогов. Логопедическая работа осуществляется
на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В соответствии с ФГОС ДО
основной формой работы с детьмидошкольниками по всем направлениям
развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает
это положение, но предполагает, что непосредственно образовательная
деятельность остается одной из основных форм работы с детьми,
имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых
форм в рамках каждого занятия.
Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий
Индивидуальная работа включает в себя:
выработку дифференцированных движений органов артикуляции
аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были
вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и
описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков,
привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы;
закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения
имеющихся в речи детей звуков;
постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в
логопедии методами.
Основная цель занятий микрогруппами – первоначальное
закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях.
Организуются они для 23 детей, имеющих однотипные нарушения
звуковой стороны речи.
Подгрупповые занятия организуются для 45 детей со сходным
дефектом. На них осуществляется:
закрепление навыков произношения изученных звуков;
отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых
структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно
произносимых звуков;
расширение лексического запаса в процессе закрепления
поставленных ранее звуков;
закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом
исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Продолжительность занятий с детьми:
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других
специалистов в течение года определяется поставленными задачами
рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15
сентября, с 15 по 31 мая.
подгрупповые и
индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая.
Продолжительность обучения:
Логопедические
ФН от 3 до 6 месяцев;
ФФН 1 год
ОНР IV ур.р. 12 года.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется
характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и
индивидуальными
детей,
продолжительность индивидуальных занятий 10 минут:
психофизическими
особенностями
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНРIIIIV ур.р – 23 раза в неделю.
СЛАЙД 11
Модель сотрудничества педагогов МБДОУ №34 г. Шахты
Данная программа может быть успешно реализована при условии
включения в коррекционноразвивающую деятельность родителей (или
лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада
(музыкальный руководитель,
инструктор по
физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не
только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности
воспитателем: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время
непосредственной образовательной деятельности.
педагогпсихолог, Учительлогопед:
Определение сложности и выраженности речевых недостатков,
коррекция устной речи, профилактика нарушений письменной речи,
оказание консультативной помощи родителям
Педагогпсихолог:
Развитие основных психических процессов, снятие состояния
тревожности
Музыкальный руководитель
:
Развитие чувства ритма, работа над речевым дыханием, голосом,
автоматизация звуков, работа над интонационной выразительностью
Воспитатель:
соблюдение единого речевого режима в НОД и во время режимных
моментов, развитие мелкой моторики, индивидуальная работа
Инструктор по физической культуре:
Развитие координации движений, работа над дыханием
•
•
•
•
•
•
•
•
•
СЛАЙД 12
Формы работы с семьями воспитанников
Взаимодействие учителялогопеда с родителями как участниками
образовательного процесса значительно повышает результативность
коррекционноразвивающей и профилактической работы.
Цель: создание единого коррекционноразвивающего пространства.
Задачи:
Формирование у родителей представлений об особенностях развития
детей с нарушением речи;
Развитие позиции родительэксперт по оценке динамики коррекционной
работы с детьми;
Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с
целью преодоления нарушений речи
Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия
с родителями воспитанников:
вопервых, собраний, групповых и индивидуальных консультаций, мастер
классы, семинарыпрактикумы, открытые занятия; вовторых, просветительская работа с родителями всех воспитанников
ДОО, в том числе создание информационных стендов. Традиционные
формы работы с родителями дополняются интерактивными:
консультирование на сайте детского сайта, на личном сайте учителя
логопеда.
СЛАЙД 13
Организация предметнопространственной среды логопедического
кабинета
Важной задачей ДОУ при введении ФГОС ДО является
совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего
эффекта образовательной работы с детьми посредством организации
предметнопространственной среды,
обеспечивающей творческую
активность.
Образовательное пространство является содержательнонасыщенным,
трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным,
безопасным и обеспечивает:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том
числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно
пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
СЛАЙД 14
Результатом успешной коррекционнологопедической работы по
данной программе можно считать следующее:
формирование полноценных произносительных навыков;
развитие
фонематического восприятия,
фонематических
представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению
слов и их сочетаний в предложении;
обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к
способам словообразования, к эмоциональнооценочному значению слов;
воспитания умений правильно составлять простое и сложное
распространённое предложение; употреблять разные конструкции
предложений в самостоятельной связной речи;
развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с
постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи
уточнённых в произношении фонем;
формирование подготовки к обучению грамоте и овладению
элементами грамоты.
СЛАЙД 15
Спасибо за внимание
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.