КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРЫН КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«№21 «Айналайын» БАЛАБАКША ДЕТСКИЙ САДЯСЛИ №21
БӨБЕКЖАЙЫ» «АЙНАЛАЙЫН»
Доклад + презентация
«Формирование навыков
самообслуживания
у детей дошкольного возраста»
второй категории
Винокурова А. Н.
Подготовила воспитатель
Утвердила: УстьКаменогорск, ноябрь 2016 год
Доклад + Презентация (24.11.2016 год)
Подготовила Винокурова А. Н.
Слайд 1
«Формирование навыков
самообслуживания
у детей дошкольного возраста»
Слайд 2
Воспитание самостоятельности у ребёнка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к
самообслуживанию.
Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурногигиенических навыков: навыков
приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.
Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у
ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут
сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в
современном обществе.
Слайд 3
Актуальность
Навыки самообслуживания важная составная часть культуры поведения. Воспитание у
детей навыков самообслуживания играет главную роль в охране их здоровья, способствует
правильному поведению в быту.
Слайд 4
Значение
Труд по самообслуживанию развивают у ребёнка ловкость, координацию движений,
приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого,
уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая
воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную
необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей
Слайд 5
ребёнка.
Задачи:
• Учить самостоятельно умываться;
• Воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки во внешнем виде;
• Формировать умения и навыки опрятности;
• Воспитывать положительное отношение к предметам личной гигиены.
Слайд 6 Личный
пример
взрослых
Дидактические
упражнения
игры,
Сюжетно-
ролевые игры
Потеш
ки,
стихот
ворен
ия
Слайд 7
и
Методы
приёмы
работы
Организованн
образователь
деятельность
ая
ная
Беседы
САМООБСЛУЖИВАНИЕ:
Задачи и содержание работы по группам
2я младшая группа
1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
(надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.) .
2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи
взрослых.
3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо
вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.
Средняя группа
1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и
вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядокчистить, просушивать
2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными
3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после
пользования туалетом
4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.
5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком
6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами — ложкой, вилкой, ножом) .
7. Учить полоскать рот после еды
Старшая группа
1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду,
своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место) 3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
5. Развивать желание помогать друг другу
6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей
7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места
8. Учить опрятно убирать постель
Слайд 8
Формирование навыков самообслуживания в ДОУ осуществляется в двух формах:
− индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);
− групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение
ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).
Слайд 9
Методы формирования навыков самообслуживания
Общие методы работы по формированию навыков самообслуживания:
Наглядные методы:
Показ выполнения каждого элемента деятельности и их последовательности.
Алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания
Наблюдение за действиями взрослого.
Рассматривание иллюстраций, моделей.
Просмотр диафильмов, мультфильмов
Словесные методы:
Объяснения действий взрослого в ходе показа.
Подробное словесное объяснение без показа.
Общее или индивидуальное напоминание.
Контроль и оценка деятельности детей.
Чтение художественной литературы.
Практические, игровые методы:
Сюрпризные моменты.
Игры с куклами.
Упражнения в выполнении навыков самообслуживания.
Использование спец. игр и пособий для обучения детей застегиванию пуговиц, шнуровке
Слайд 10
Пути формирования навыков самообслуживания
• Овладение предметом орудием
• Перенос в игровую ситуацию
• Освоение труда по самообслуживанию
Слайд 11
Средства формирования навыков самообслуживание в дошкольном возрасте.
Включение каждого ребенка в стабильный режим основное средство воспитания навыков
самообслуживания в группах дошкольного возраста
Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность
навыков, создаёт предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к
самообслуживающему труду.
Слайд 12 Навыки и умения
1. Самостоятельно одеваться и раздеваться в
определенной последовательности.
2.Складывать, вешать предметы одежды.
3. Мыть руки, лицо, уши аккуратно.
4. Насухо вытираться.
5. Вешать полотенце на место.
6. Пользоваться носовым платком (расческой).
1. Самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно
складывать и вешать одежду.
2. С помощь взрослого приводить в порядок одежду
чистить, просушивать.
3. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед
едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
1. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
2. Аккуратно складывать свою одежду в шкаф.
3. Своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью
(мыть, протирать, чистить).
4. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед
едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
я
2
я
а
ш
д
а
л
м
я
я
н
д
е
р
С
я
а
ш
р
а
т
С
Условия для формирования
самообслуживания
1. Индивидуальные носовые платки,
полотенца, расчески
2. Тарелки, ложки (столовые, чайные),
чашки, вилки.
3. Салфетки.
4. Шкафчики для одежды и стойки для
полотенец с индивидуальной меткой
ребенка.
1. Индивидуальные носовые платки,
полотенца, расчески.
2. Тарелки, ложки (столовые и чайные),
чашки, вилки, ножи.
3. Щетки для очистки одежды, обуви.
4. Стакан для полоскания рта после
1. Щетки для чистки одежды, обуви.
2. Мыло, индивидуальное полотенце.
3. Индивидуальная расческа и носовой
платок.
4. Столовые приборы: ложки, вилки,
ножи, чашки, блюдца, салфетки.
Слайд 13 Слайд 14
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических
принципов.
Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда
возникают поисковые ситуации с вероятным результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на
занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно.
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является
необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к
программному материалу, способствует стабильности их действий.
Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях с детьми воспитатель использует
наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д.) . Это важно, так как на начальных этапах
обучения пояснения взрослого даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного
дидактического материала.
Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обусловлена постепенностью
освоения отработки какоголибо умения, навыка. Это дает возможность подвести ребенка к
положительному результату, поощряя его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что
наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребенком не при первом предъявлении
ему материала (игрушки, картинки и т. д., а при повторных показах (в третий четвертый раз) .
Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях.
Это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их
практически. Одно и то же упражнения не следует воспроизводить более 23 раз. Каждое повторное
занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично.
Слайд 15
Если хочешь быть здоровым, чисти зубы по утрам,
умывайся и гимнастикой занимайся, бегай,
Начинаем день с гимнастики! прыгай, закаляйся и режим свой соблюдай.
Слайд 16
Если хочешь быть здоров умывайся!!!
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит, тот
водички не получит. Слайд 17
Петушокпетушок, принеси мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу, я кудряшки расчешу.
Перенос в игровую ситуацию
Слайд 18
Слайд 19
Освоение труда по самообслуживанию
Формы работы с детьми.
Организованнообразовательная
деятельность.
Навыки умывания
Игровая ситуация «Водичкаводичка»
Д/И « Это нужно нам зачем?»
Чтение стихий А. Барто «Девочка чумазая»
ООД по развитию речи «В гостях у Мойдодыра»
Слайд 20
Навыки опрятной еды
Играупражнение «Как Мишка учился кушать»
СР игра «Угостим куклу чаем»
ООД «Убери со стола», «Чаепитие у кукол»
Досуг «День рождения Мишки».
На моей тарелочке
рыженькая белочка.
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна!
Слайд 21
Самостоятельная деятельность детей
Фото: Зайчик Саша скокпоскок,
Подберет штаны, носок.
Свои вещи не теряет
И на место убирает!
Фото: Если носик твой сопит,
Значит он совсем забит.
Свой платочек доставай,
Нос получше вытирай!
Слайд 22
Мы научим куклу правильно умываться и быть чистой
Оля плохо руки мыла,
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась
И на ручках грязь осталась.
Полотенце –в чёрных пятнах Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот
Может заболеть живот
Мы научим куклу
Правильно умываться
И быть чистой!
Слайд 23
Примерные дидактические игры и упражнения,
которые мы используем:
«Оденем куклу на прогулку»,
«Уложим куклу спать»,
«Покажем куколке, как надо складывать одежду перед сном (убирать ее в шкафчик)»,
«Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)»,
«Как мы помогали кукле собраться в гости»,
«Такие разные носочки», «Причешем куклу Машу» и другие.
Настольные игры:
«Веселые шнурочки»,
«Волшебные веревочки»,
«Застежкишнурочки»,
«Волшебные пуговки»,
«Наряди куклу Катю» и другие.
Игры на внимание: «Что лишнее». «Найди и назови» и другие.
Сюжетноролевые игры: «Парикмахерская», «К куклам в гости» и другие.
Слайд 24
Литературный материал, используемый в процессе формирования навыков самообслуживания в
различных видах труда:
«Валенки» (рус), «Солнышковедрышко!» (рус), «Отличные пшеничные» (шведская песенка в обр. И.
Токмаковой), «Ласковые песенки» (азерб.). «Баюбаю, баюбаю...» (рус), «У Аленки в гостях» (рус),
«КисонькаМурысенька» (рус), «Водичкаводичка» (рус), «Наша Маша» (рус), «Топтоп» (кабардино
балкарск.).
Я. Аким «Мама»;
Александрова «Постройка», «Большая ложка»;
А. Барто «Девочкаревушка», «Девочка чумазая»;
Е. Благинина «Аленушка», «Обедать», «С добрым утром», «Не мешайте мне трудиться»;
П. Воронько «Обновки»;
О. Высотская «Тихий час»;
Ш. Галиев «Баюбаю»;
B. Данько «Нет, я не шучу»;.
Капутикян «Хлюпхлюп», «Моя бабушка», «Маша обедает», «Все спят»;
Н. Калинина «Помощники»;
А. Кардашова «В детский сад». «Уборка»;
Л. Квитко «Бабушкины руки»:
О. Кригер «На прогулку»;
Н. Найденова «Наши полотенца»;
М. Пожарова «Толя и медвежонок»;
П. Чайников «Мой сын»; К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.
Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная», «Помощники весны»,
Стихотворения и рассказы:
Н. Артюхова «Ручеек»;
A. Барто «Мишка», «Машенька»;
B. Берестов «Больная кукла»;
Е. Благинина «С добрым утром», «Мы пускаем пузыри»;
П. Воронько «Спать пора»;
C. Капутикян «Хлюпхлюп», «Маша обедает»;
О. Кригер «На прогулку»;
Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла...»;
И. Муравейка «Я сама»;
Н. Найденова «Наши полотенца»;
М. Пожарова «Толя и медвежонок»; Н. Саконская «Где мой пальчик?»;
Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру» и др.
Слайд 25
Работа с родителями
Можно провести в течение года
1.Родительское собрание «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»
2.Консультации «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности» «Как научить ребёнка одеваться
самостоятельно» 3.Индивидуальные беседы «Как правильно одевать ребёнка на прогулку» «Развитие
самостоятельности детей 4го года жизни» 4.Наглядная информация для родителей «Как приучить
ребёнка быть аккуратным» 5.Памятка для родителей «Внешний вид малышей: о чём не стоит
беспокоиться»
6.Анкеты – вопросники, буклеты
7.Папкапередвижка «Будем опрятными» 8.Оформление фотовыставки «Вот что я умею»
9.Выставка литературы (методической, художественной)
Слайд 26
Спасибо за внимание
Презентация "Развитие у детей навыков самообслуживания" дошкольное воспитание
Презентация "Развитие у детей навыков самообслуживания" дошкольное воспитание
Презентация "Развитие у детей навыков самообслуживания" дошкольное воспитание
Презентация "Развитие у детей навыков самообслуживания" дошкольное воспитание
Презентация "Развитие у детей навыков самообслуживания" дошкольное воспитание
Презентация "Развитие у детей навыков самообслуживания" дошкольное воспитание
Презентация "Развитие у детей навыков самообслуживания" дошкольное воспитание
Презентация "Развитие у детей навыков самообслуживания" дошкольное воспитание
Презентация "Развитие у детей навыков самообслуживания" дошкольное воспитание
Презентация "Развитие у детей навыков самообслуживания" дошкольное воспитание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.