Решение простых и составных задач 2 класс.
Средняя общеобразовательная школа №5 город Павлодар
Учитель начальных классов Чупрова С. А
Особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся начальных классов играют
задачи. В процессе их решения перед учащимися ставятся следующие цели:
развивать произвольное внимание;
развивать наблюдательность;
развивать логическое мышление;
развивать речь;
развивать самостоятельность;
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, способствовать развитию
познавательной деятельности;
вырабатывать навык самоконтроля (на этапах проверки задачи разными способами и т.д.);
воспитывать волю, развивать интерес к поиску решения задач.
Гипотеза: Как поставить обучение решению задач в начальных классах, чтобы оно способствовало
общему развитию учащихся, а вместе с тем овладению математическими знаниями и навыками?
Все арифметические задачи можно разбить на две группы: простые задачи, решаемые одним
арифметическим действием, и составные задачи, которые состоят из двух и более простых задач. Во 2
классе продолжается работа над простыми задачами, раскрывающими смысл действий и
показывающими различные случаи их практического применения.
Новыми для детей будут простые задачи на нахождение неизвестного компонента действий
(слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого). Основным шагом в обучении решению задач является
переход от простых задач к задачам, решаемым двумя действиями.
Остановлюсь на решении простых задач.
Решение простых задач на нахождение неизвестного слагаемого выполняется сначала
практически, на предметах, и сопровождается рассуждениями. Пусть надо узнать, сколько в кучке
зелёных кубиков, если известно, что всего зелёных кубиков вместе с красными 10, а красных — 3.
Если от всех 10 кубиков отнять 3 красных, останутся только зелёные. Дети от 10 отнимают 3, остается
7; стало быть, зелёных кубиков 7.
10 к.
3 к. ? к.
В этих задачах говорится об изменениях в числе предметов: к неизвестному числу их добавили
столькото, получилось указанное в задаче число предметов.
Ученик при разборе задачи должен осознать этот процесс изменения, который произошёл в
результате сложения двух чисел, и выбрать для решения обратное действие — вычитание, т.е.
10 – 3 = 7 (к.)
Ответ: стало 7 зелёных кубиков.
Предлагаю рассмотреть задачу из учебника Задача с.26 №2 (под буквой а).
В корзине 5 яблок и несколько груш. Всего фруктов – 9. Сколько груш было в корзине?
Прочитайте задачу про себя. Вслух.
О чём говорится в задаче?
Что в задаче известно?
Что требуется узнать?
Составим краткое условие задачи или графическую модель.
Яблок – 5 ф. 9 ф.
Груш ? ф.
5 ф. ? ф.
Составим план решения задачи: Что необходимо найти в задаче? (сколько груш в корзине).
Как мы это узнаем? (вычитанием).
Записываем решение задачи:
9 – 5 = 4 (гр.)
Ответ: 4 груши было в корзине.
Как мы проверим, правильно ли мы решили задачу (Способ проверки это решение задачи другим
способом). Запишем решение задачи, составив уравнение:
5 + х = 9
х = 9 – 5
х = 4 (гр.)
5 + 4 = 9
9 = 9
Ответ: 4 груши было в корзине.
При решении задач я беру уравнения, т.к. это лучший способ проверки нахождения
неизвестных компонентов действий.
Далее ученики усваивают решение простых задач на нахождение неизвестного
уменьшаемого по вычитаемому и остатку и на нахождение неизвестного вычитаемого — по
уменьшаемому и остатку.
Задачу на нахождение уменьшаемого можно предложить такую: «От полоски бумаги отрезали
кусок в 6 см длиной. После этого остался кусок длиной в 4 см. Какой длины была полоска?»
? см
4 см 6 см
При решении задачи надо восстановить первоначальную длину полоски. Если выполнить это
практически, то придётся к оставшемуся куску приклеить отрезанный. Переводя это практическое
действие в план вычислений, надо к 4 см прибавить 6 см, тогда узнаем первоначальную длину полоски.
Здесь сложение применяется для восстановления первоначального размера.
Предлагаю рассмотреть задачу из учебника Задача с.33 №4.
После того как из пачки взяли 40 тетрадей, в ней осталось ещё 10. Сколько тетрадей было в
пачке?
Прочитайте задачу про себя. Вслух.
О чём говорится в задаче?
Что в задаче известно?
Что требуется узнать?
Составим краткое условие задачи или графическую модель.
Было ? тетр. ? тетр.
Взяли – 40 тетр.
Осталось – 10 тетр.
40 тетр. 10 тетр.
Составим план решения задачи:
Что необходимо найти в задаче? (сколько тетрадей было).
Как мы это узнаем? (сложением).
Записываем решение задачи:
40 + 10 = 50 (т.)
Ответ: 50 тетрадей было в пачке.
Способы работы над решённой задачей:
1. Изменение условия задачи с сохранением числовых данных (сидело, улетело, осталось).
2. Составление обратной задачи.
Для уяснения особенностей задач на нахождение неизвестного вычитаемого можно предложить
решить такую задачу: Задача с.47 №2(под буквой а).
Когда от ленты длиной 60 см отрезали несколько сантиметров, в ней осталось ещё 20 см.
Сколько сантиметров ленты отрезали?
Прочитайте задачу про себя. Вслух.
О чём говорится в задаче? Что в задаче известно?
Что требуется узнать?
Составим краткое условие задачи или графическую модель.
Было – 60 см 20 см ? см
Отрезали – ? см
Осталось – 20 см
60 см
Составим план решения задачи:
Что необходимо найти в задаче? (сколько сантиметров ленты отрезали).
Как мы это узнаем? (вычитанием).
Записываем решение задачи:
60 – 20 = 40 (см)
Ответ: 40 сантиметров ленты отрезали.
Решение составных задач.
Для того чтобы решить задачу в два действия, ученику необходимо предварительно овладеть
умением к числовым данным подобрать вопрос и указать данные, необходимые для ответа на заданный
вопрос. С целью выработки у детей этих умений учитель при обучении решению простых задач вводит
упражнения в подборе вопроса к данным числам и в подборе одного или двух числовых данных к
вопросу.
Чтобы подготовить детей к восприятию, а затем к решению задачи в два действия,
используются пары таких простых задач, из которых вторая задача является продолжением первой.
Примером таких связанных между собой задач может служить задачи:
Ира нашла у реки 7 белых камешков и один красный. Сколько всего камешков она нашла?
У Иры было 8 камешков. Она дала подруге 2 камешка. Сколько камешков осталось у
Иры? (рассматривается устное их решение)
Такие подготовительные упражнения способствуют овладению отдельными операциями, которые
придётся выполнять детям при решении задач в два действия.
Рассмотрим составную задачу, которая предлагается после решения двух простых задач: Ира
нашла у реки 7 белых камешков и один красный. Она отдала подруге 2 камешка. Сколько
камешков осталось у Иры?
О чём говорится в задаче?
Что в задаче известно?
Что требуется узнать?
Составим краткое условие задачи:
Было – 7к. и 1 к.
Отдала – 2 к.
Осталось ? к.
Составим план решения задачи:
Что необходимо найти в задаче? (сколько камешков осталось у Иры).
Можем ли мы это сразу узнать? (нет). Почему? (Мы не знаем сколько было).
Как мы это узнаем? (сложением).
После этого узнаем, сколько камешков осталось.
Как мы это узнаем? (вычитанием).
Записываем решение задачи:
1) 7 + 1 = 8 (к.) – было.
2) 8 – 2 = 6 (к.)
(7 + 1) – 2 = 6 (к.)
Ответ: 6 камешков осталось у Иры.
Особое внимание следует уделить задачам в два действия, первым из которых требуется
увеличить число на несколько единиц.
Предлагаю рассмотреть Пример:
Девочек в классе было 7 человек, а мальчиков – на 3 больше. Сколько человек было в классе?
О чём говорится в задаче?
Что в задаче известно о девочках? Что известно о мальчиках? Что требуется узнать?
Составим краткое условие задачи или графическую модель.
чел
.
Девочек – 7 чел.
Мальчиков ? , на 3 чел. Б 7 чел.
? чел.
? чел., на 3 Б.
В этих задачах появляется два вопроса: главный вопрос задачи мы берём в овал, второстепенный
подчёркиваем дугой.
Составим план решения задачи:
Рассуждай так: чтобы узнать, сколько человек было в классе, нужно знать, сколько девочек и
сколько мальчиков. Сколько девочек, мы знаем. Нужно узнать, сколько мальчиков, а потом узнать,
сколько девочек и мальчиков вместе в классе.
Записываем решение задачи:
1. По действиям с пояснениями:
1) 7 + 3 = 10 (чел.) – количество мальчиков.
2) 7 + 10 = 17 (чел.) – количество девочек и мальчиков.
2. По действиям с вопросами:
1) Сколько мальчиков? 7 + 3 = 10 (чел.)
2) Сколько девочек и мальчиков вместе? 7 + 10 = 17 (чел.)
Можно решить задачу выражением: к числу 7 + (7 + 3) = 17 (чел.)
Ответ: 17 человек было в классе.
РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ТРЕТЬЕГО
СЛАГАЕМОГО
Предлагаю рассмотреть задачу из учебника Задача с.130 №5(а).
В зоопарке было 34 птицы. Из них 12 куропаток, 15 глухарей и несколько тетеревов. Сколько
тетеревов было в зоопарке?
Прочитайте задачу про себя. Вслух.
О чём говорится в задаче?
Что в задаче известно?
Что требуется узнать?
Составим краткое условие задачи или графическую модель.
Куропаток – 12 пт.
Глухарей – 15 пт. 34 пт.
Тетеревов – ? пт.
12 15 ?
34
Составим план решения задачи.
1. Сначала узнаем, сколько куропаток и глухарей вместе.
2. После этого узнаем, сколько тетеревов было в зоопарке.
Записываем решение задачи:
I способ:
1) 12 + 15 = 27 (пт.) – куропаток и глухарей.
2) 34 – 27 = 7 (пт.) – тетеревов.
34 – (12 + 15) = 7 (пт.)
Решим задачу другим способом.
II способ:III способ:
1) 34 – 12 = 22 (пт.) глухарей и тетеревов.1) 34 – 15 = 19 (пт.) – куропаток и тетеревов.
2) 22 – 15 = 7 (пт.) тетеревов.2) 19 – 12 = 7 (пт.) – тетеревов.
(34 – 12) – 15 = 7 (пт.)(34 – 15) – 12 = 7 (пт.)
Ответ: 7 тетеревов было в зоопарке. Литература.
Акпаева А. Б., Лебедева Л. А., Учебник для 2 класса 11 летней общеобразовательной школы, 2013 г.
«Развитие логического мышления на уроках математике» Трапезникова И.Н., 2012г., город
Новокуйбышевск.
«Обучение решению задач 14 класс»,2014 г., И. Б. Истомина, город Москва.
Презентация "Решение простых и составных задач во 2 классе", статья к презентации.
Презентация "Решение простых и составных задач во 2 классе", статья к презентации.
Презентация "Решение простых и составных задач во 2 классе", статья к презентации.
Презентация "Решение простых и составных задач во 2 классе", статья к презентации.
Презентация "Решение простых и составных задач во 2 классе", статья к презентации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.