Реализация ФГОС ДО, требует от педагогов ДОУ желания создать такие условия в своей возрастной группе, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным, постараться научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помочь ребенку дошкольнику сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Семинарпрактикум
«Реализация ФГОС ДО: требования
к организации НОД в ДОУ»
Полунина И.Л. к.п.н.
Заместитель
заведующего
МБДОУ № 38 «Успех»
город Ставрополь
ФГОС ДО
Один мудрец пришёл к бедным и сказал: «Я вижу, Вы голодны, давайте,
я дам Вам рыбу, чтобы Вы утолили голод» Притча гласит: не надо
давать рыбу, надо научить ловить её.
ФГОС дошкольного образования это стандарт, который помогает
научиться «ловить рыбу» в основу, которого заложен деятельностный
подход концептуально базирующийся на обеспечении
соответствия
образовательной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным
особенностям. Именно в действии порождается знание.
Реализация ФГОС ДО
Введение и реализацию ФГОС ДО можно рассматривать
как инновационную деятельность, успешность которой зависит
от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками
образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных
организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих
структур разного уровня.
Что такое деятельность?
Деятельность можно
как
специфический
вид
человека,
направленный на познание и творческое превращение
окружающего мира, включая самого себя и условия
своего существования.
Деятельность – система действий человека,
направленная на достижение определенной цели
определить
активности
Структура деятельности
Цель
Потребность
Средства
Мотив
Результат
Действие
Деятельностный подход ставит
перед педагогом следующие
задачи :
создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний
ребенком мотивированным;
учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в
том числе средства, ее достижения;
помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля,
оценки и самооценки.
.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА
принцип субъектности воспитания;
принцип учета ведущих видов деятельности и
законов их смены;
принцип учета сензитивных периодов развития;
принцип преодоления зоны ближайшего развития и
организация в ней совместной деятельности детей и
взрослых;
принцип
обогащения,
углубления
усиления,
детского развития;
принцип
конструирования
создания ситуации воспитывающей деятельности;
проектирования,
и
.
ПРИНЦИПЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
принцип
деятельности;
принцип
деятельности;
обязательной
результативности
каждого
вида
высокой
мотивированности
любых
видов
принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
принцип нравственного обогащения используемых в качестве
средства видов деятельности;
принцип сотрудничества при организации и управлении
различными видами деятельности
принцип активности ребенка в образовательном процессе ,
который заключается в целенаправленном активном восприятии
ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и
применении.
По ФГОС основными принципами
дошкольного образования становятся:
1. Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства,
амплификация (обогащения) детского развития.
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития
детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
4. Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности.
Принципы дошкольного образования
5.Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
6.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
7.Поддержка инициативы, активности и способностей детей в разных видах
деятельности, помощь ребенку в самоутверждении и самовыражении.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в
специфических детских видах деятельности.
9.Сотрудничество образовательной организации с семьей.
Суть образования
Суть обучения и воспитания в ДОУ с точки
зрения
деятельностного подхода заключается в том, что в центре
внимания стоит не просто деятельность, а совместная
деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе
выработанных целей и задач.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Образовательная деятельность осуществляется на
протяжении всего времени нахождения ребенка в
дошкольной организации.
Совместная (партнерская) деятельность
взрослого и ребенка.
Образовательная деятельность в режимных моментах;
Организованная образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей.
Формы образовательной
деятельности:
образовательные предложения для целой группы
(занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра,
играисследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и
традиционные народные игры;
взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей
проекты различной направленности, прежде
всего
между собой;
исследовательские;
праздники, социальные акции т.п., а также использование
образовательного потенциала режимных моментов.
Если раньше организованная образовательная деятельность
осуществлялась в виде учебной деятельности, то стандарт
ФГОС предполагают проводить обучение детей через
организацию детских видов деятельности.
в раннем возрасте (1 год 3 года):
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВИДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством
взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметамиорудиями (ложка,
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
совок, лопатка и пр.),
двигательная активность;
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для детей дошкольного возраста
(3 года 8 лет):
изобразительная (рисование;, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах)
двигательные
(овладение основными движениями) формы активности
ребенка.
Структура образовательной
деятельности
1.Создание проблемной ситуации
2.Целевая установка
3.Мотивирование к деятельности
4.Проектирование решений проблемной
ситуации
5.Выполнение действий (заданий)
6.Анализ результатов деятельности
7.Подведение итогов
При проектировании занятий, воспитатель
должен учитывать следующие особенности
современного дошкольного образования.
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они
равны по значимости. Каждый в равной степени ценен.
2. Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем
активность взрослого. Онто слушающий, тонаблюдающий,
тодействующий.
3. Основная деятельность –детские виды деятельности,
где главныйдух открытий.
Особенности современного
дошкольного образования
Цель подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и
навыков – побочный эффект этой активности. Обязательны смена мизансцен и
движение.
Основная модель организации образовательного процесса – совместная
деятельность взрослого и ребенка.
Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы,
разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение,
реализация проектов, и т.д.
Особенности современного
дошкольного образования
Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов
деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам
деятельности.
Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую
инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке
информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и
т. д.
Учить детей видеть возможность много вариативности выполнения заданий.
Особенности современного
дошкольного образования
Допускается, так называемое, свободное посещение занятий.
Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы,
взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или
не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом
вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого
совместного дела.
Проектирование занятия по
этапам деятельности:
Создание проблемной
ситуации
Целевая установка
Мотивирование к
деятельности
Содержание
Процесс вовлечения в деятельность:
1.Чтото внести, чтобы большинство детей заинтересовалось.
2.Чтото убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или
машин или др.)
3. Приходит ктото в гости или игрушка.
4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...)
5.Делать в присутствии детей чтото необычное с просьбой отойти и не
мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и
др.)
СОДЕРЖАНИЕ
Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите,
после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое,
испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить
на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там
такая красивая картина, попозже о ней поговорим»).
Договориться с родителями одеть ребенка во чтото
определенного цвета; повар приглашает в гости и просит
сделать тото; муз. Рук. обещает интересное развлечение, но
надо помочь в томто.
Специально организованная ситуация (все мыло заменить
камушками, мелок кусочком сахара).
СОДЕРЖАНИЕ
День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от
конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза».
Дети заинтересованы : «Какого?»).
Воспитателю нужна помощь детей в чемто конкретном, он
обращается с просьбой к детям.
Проектирование решений
проблемной ситуации
выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить
проблему.
ответы детей не оцениваются, принимаются любые, не предлагается
чтото делать или не делать, а предлагается чтото сделать на выбор.
опора на личный опыт детей, с выбором помощников или
консультантов.
Выполнение действий
В процессе деятельности воспитатель всегда
спрашивает детей:
• «Зачем, почему ты это делаешь?»,
чтобы ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок
делает чтото не так, дать ему возможность самому
понять что именно, можно на помощь отправить более
смышленого ребенка.
РЕФЛЕКСИЯ
Не спрашивать у детей: понравилось или нет.
Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтобы
понять, осознал ли ребенок цель.
Что сегодня удалось в процессе занятия?
С каким заданием ты сегодня не справился?
Что оказалось самым интересным?
Подведение итогов
Найти, кого за что похвалить (не только за
результат, но и за деятельность в процессе)