Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Оценка 4.9
Семинары
ppt
математика
5 кл—11 кл
31.01.2019
Учебное задание и учебная ситуация—основные средства реализации деятельностного подхода в руках учителя.
Основными средствами формирования универсальных и предметных учебных действий являются учебное задание, предъявляемое учителем учащимся.
Следовательно, и основным средством, будет служить правильный подбор учебных заданий, стимулирующих учащихся приобретать и развивать требуемые способности, и позволяющих им это делать.
При постановке учебного задания необходимо, кроме того, предусмотреть создание таких условий, которые бы инициировали (или даже провоцировали) собственные действия учащихся, их самостоятельную познавательную деятельность, т.е. создать учебную ситуацию.
Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных.ppt
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Особенности учебных заданий,
направленных на формирование
личностных и метапредметных
результатов
03.02.2016 Карпова С.Н., зам.директора, учитель
математики МБОУ «СОШ № 20»
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Источник
О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева
Реализация требований Федерального
государственного образовательного стандарта.
Москва
Педагогический университет
«Первое сентября»
2012
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Учебное задание и учебная ситуация
—основные средства реализации
деятельностного подхода в руках
учителя
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
В чем проявляется достижение основных
образовательных результатов?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Таким образом, основными средствами формирования
универсальных и предметных учебных действий являются
учебное задание, предъявляемое учителем учащимся.
Следовательно, и основным средством, будет служить
правильный подбор учебных заданий, стимулирующих
учащихся приобретать и развивать требуемые
способности, и позволяющих им это делать.
При постановке учебного задания необходимо, кроме того,
предусмотреть создание таких условий, которые бы
инициировали (или даже провоцировали) собственные
действия учащихся, их самостоятельную познавательную
деятельность, т.е. создать учебную ситуацию.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Требования Стандарта
Для достижения всей совокупности требований Стандарта в
арсенале учителя должны быть учебнопрактические и
учебнопознавательные задачи, направленные
на формирование и оценку навыков рефлексии,
самоорганизации и саморегуляции,
на формирование ценностносмысловых установок,
сотрудничества,
коммуникации, разрешения проблем/проблемных ситуаций,
освоения, самостоятельного приобретения, переноса и
интеграции знаний,
на формирование ИТКкомпетентности школьников.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Особенности учебных заданий, направленных
на формирование ценностносмысловых
установок
Стандарт определяет основные объекты, по отношению к
которым необходимо формировать ценностносмысловые
установки:
основы гражданской идентичности, гуманистические и
демократические ценностные ориентации,
нравственноэтические нормы, ценности
сотрудничества и взаимоуважения, эстетические
ценности, ценности безопасного, здорового образа
жизни, ценности труда, бережное отношение к
материальным и духовным ценностям.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Основной вопрос при конструировании
и оценке качества задания.
В какой мере учебное задание
стимулирует учащихся выразить и
аргументировать свою жизненную
позицию по отношению к
обсуждаемой проблеме и позволяет
им это сделать?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Общее описание «хорошего» задания
«Хорошее» учебное задание требует выражения своей позиции к
обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о
социальных и(или) личностных ценностях, нравственноэтических
нормах, эстетических ценностях, а также аргументации своей
позиции.
Выразить собственную позицию (ценностное суждение) учащиеся могут:
выбрав из предложенных одно или несколько ценностных суждений,
которые они разделяют, или противопоставив предложенным
вариантам ценностных суждений собственный;
оценив степень своего согласия с тем или иным ценностным суждением
(по шкале от «совершенно не согласен» до «полностью согласен»);
прямо высказав свою позицию в свободной форме по отношению к
конкретному наблюдаемому факту (например, к просмотренной сцене,
прочитанному эпизоду, полученному или выполненному заданию и
т.д.);
создав творческую работу, сюжет которой отражает позицию автора.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Рекомендуемые типы учебных
ситуаций
Данный тип учебных заданий целесообразно
использовать, как правило, на этапе
применения освоенных знаний.
Поэтому наиболее целесообразна организация
учебной ситуации с элементами проектной
и/или творческой деятельности или деятель
ности в контексте, максимально приближенном к
реальным жизненным ситуациям.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Пример 1.
Сколько существует флагов, составленных из трех горизонтальных полос
одинаковой ширины и различных цветов – белого, красного и синего.
Есть ли среди этих флагов Государственный флаг Российской Федерации?
Белый
Синий
Красный
Пример 2.
Какое растение живет дольше и на сколько лет: брусника или черника, если 5%
возраста брусники составляют 15 лет, а 7% возраста черники – 21 год?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Особенности учебных заданий, направленных
на формирование форм рефлексии
Рефлексия — способность рассматривать
и оценивать собственные действия,
содержание и процесс своей
мыслительной деятельности, свои
особенности,
т.е. способность ставить и отвечать на
вопросы типа: «Что я делаю?», «Как я
делаю?», «Почему я делаю так, а не
иначе?».
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Основной вопрос при конструировании и
оценке качества задания:
В какой мере задание стимулирует
учащихся задумываться над мотивами,
содержанием, способами, успешностью
или неуспешностью своей
деятельности, ее причинами?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Общее описание «хорошего» задания
Выполнение такого рода заданий может потребовать
от учащихся:
соотнести результаты выполнения задания со своим
пониманием учебной задачи;
соотнести результаты выполнения задания с
самостоятельно разработанными или
предоставленными учителем критериями оценки;
установить причинноследственные связи между
результатами и способом выполнения.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Простейшие листы самооценки:
1) что было интересно/неинтересно, что
нравится/не нравится;
2) что было легко/вызвало затруднения;
3) что мне помогало/мешало, что было
полезно/вредно;
4) что в следующий раз надо сделать
иначе.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Полезно предлагать школьникам заполнить лист самооценки,
например, после выполнения проверочной работы или «ключе
вого» для данной темы задания. Примерами могут служить сле
дующие задания:
Заполни лист самооценки
(предлагается заполнить по результатам выполнения проверочной
работы)
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что
_________________________________
Наиболее трудным мне показалось _________________
Я думаю, это потому, что ___________________________
Самым интересным было ___________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал __
_______________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы подругому
сделал ________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя __________________
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Лист самооценки
Десятичные дроби
Уровень усвоения
Умение
Номер
задания
из к/р
Представлять обыкновенные дроби в
виде десятичных и наоборот
Использовать десятичные дроби для
перехода от одних единиц измерения к
другим
Сравнивать и упорядочивать
десятичные дроби
Округлять десятичные дроби
Выполнять сложение и вычитание
десятичных дробей
Выполнять умножение десятичных
дробей
Выполнять деление десятичных дробей
Находить среднее арифметическое
чисел
Находить проценты от числа
Решать уравнения, содержащие
десятичные дроби
Анализировать текст задачи и
моделировать условие
Решать различные задачи на проценты
не умею
решаю с трудом,
допускаю ошибки
умею
Возникшие
трудности
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?)_______________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?)
_____________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать
(ЧТО?)_______________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало
(ЧТО?)_______________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _____________________ 6. Сегодня
на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ
УЧЕНИЦЕЙ?)___________________________
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Особенности учебных заданий, направленных
на формирование навыков самоорганизации
и саморегуляции
Основной вопрос при конструировании и
оценке качества задания:
В какой мере задание требует от
учащихся организации своей
деятельности и создает (обеспечивает)
необходимые
для этого условия?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Общее описание «хорошего» задания
«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями
самостоятельно:
планировать выполнение задания:
• планировать обязанности и/или виды выполняемых работ,
• в том числе распределять их;
• планировать время;
•
планировать и осуществлять поиск информационных
ресурсов;
отслеживать и контролировать:
•
• качество его выполнения.
продвижение в выполнении задания;
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Пример
Предстоит ремонт квартиры.
• Необходимо найти, сколько рулонов
обоев нужно купить, если в рулоне 5
кв. м
• Сколько нужно уложить плиток
паркета, если одна плитка имеет
размеры 30см*20см
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Особенности учебных заданий,
направленных на формирование навыков
сотрудничества
Сотрудничество предполагает прежде всего
совместную работу учащихся — в парах или группах,
со сверстниками, старшеклассниками или младшими
школьниками.
Требования стандарта допускают возможность
совместной работы и со взрослыми:
учителями, родителями, а также иными людьми — как
сверстниками, так и взрослыми — за пределами
класса.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Основной вопрос при конструировании
и оценке качества задания:
В какой мере задание требует
СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ учащихся
между собой и(или) с другими
людьми, при которой они вступают в
ОТНОШЕНИЯ ПАРТНЕРОВ, равно
заинтересованных в СОЗДАНИИ
ОБЩЕГО ПРОДУКТА?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Общее описание «хорошего» задания
≫
≪Хорошее учебное задание — всегда групповое или парное,
оно требует:
•
совместной работы учащихся с одноклассниками,
взрослыми или учащимися других классов, в том числе —
принятия согласованных решений, касающихся, например:
— важных особенностей или требований к проекту/дизайну/…;
— способов выполнения задания;
— распределения обязанностей между партнерами, координации
усилий;
• разделения ответственности за конечный результат,
осуществления взаимного контроля;
• создания общего продукта из взаимосвязанных частей.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Пример
Групповая работа – класс делиться на группы по
56 человек.
Задание составить кроссворд по теме
«Окружность и круг».
Далее группы обмениваются кроссвордами и
решают работа какой группы наиболее полно и
интересно отразила понятия данной темы.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Особенности учебных заданий,
направленных на формирование навыков
коммуникации
Важнейшим условием формирования
навыков коммуникации является
создание ситуации общения —
реального или виртуального.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Основной вопрос при конструировании и
оценке качества задания:
В какой мере задание требует
РАЗВЁРНУТОЙ (достаточно
протяженной и связной)
коммуникации с ОПРЕДЕЛЁННЫ
МИ ПАРАМЕТРАМИ?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Общее описание «хорошего» задания
Задание требует участия в диалоге, создания
собственного высказывания или текста, для которого
заданы, или известны заранее, или определены
учащимися самостоятельно основные параметры:
• коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА,
ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ сообщает, говорит или пишет);
• тема и предмет (ЧТО сообщает, говорит или пишет);
• формат: жанр, объем, структура, особенности
построения, языковые особенности и т.д. … (КАК
сообщает, говорит или пишет).
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Пример 1
По рисункам попробуй объяснить
другому человеку, как решены примеры.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Пример 2
Тема: Действия с дробями
Учащиеся в паре друг другу проговаривают
правило действий с дробями.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Особенности учебных заданий,
направленных на формирование навыков
разрешения проблем и проблемных ситуаций
Формирование навыка разрешения проблемы предполагает
освоение и выполнение учащимися следующих действий:
осознание проблемной ситуации — необходимости начать
работу, принять общее решение: НАДО ЧТОТО ДЕЛАТЬ? ЧТО
ДЕЛАТЬ?
постановка проблемы — осознание и определение того, ЧТО
ИМЕННО необходимо делать, разрешать;
оценка компонентов проблемы — поиск и отбор информации,
обработка информации, условий и ограничений (КАК ДЕЛАТЬ?
В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ?);
перебор и анализ допустимых вариантов, оценка последствий,
поиск оптимального варианта (ЧТО ИЗ ЭТОГО ПРИЕМЛЕМО ДЛЯ
МЕНЯ?);
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Основной вопрос при конструировании и
оценке качества задания:
В какой мере задание требует анализа и
практического разрешения новой, ранее не
встречавшейся, и значимой для учащегося
ситуации, сопровождающейся перебором и
оценкой возможных вариантов, выполнением
и совершением ряда практических действий
в условиях, максимально приближенных к
реальным, приводящих к воплощению
найденных или отобранных решений в
практике?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Общее описание «хорошего» задания
Задание требует:
• анализа новой (незнакомой, ранее не встречавшейся)
ситуации с целью поиска и/или разработки новых
подходов к ее разрешению;
• принятия решения путем перебора и оценки
различных
вариантов действий в ситуации неопределенности
(связанной, например, с недостатком или, напротив, с
избытком информации или с необходимостью выбора
из нескольких возможных вариантов действий);
• воплощения решения на практике.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Пример
1. Задачи с несформулированным вопросом.
Пример 1. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Задайте все возможные вопросы по
условию данной задачи.
Пример 2. Тема «Проценты»
Треть поверхности нашей планеты приходится на
сушу, остальное – океан. А что такое суша? Более
десятой части ее составляют ледники Арктики и Антарктиды; 15,5% пустыни, скалы и
прибрежные пески; 7.4% тундры и болота, около 2% занято городами, поселками, заводами,
шахтами, аэродромами; почти 3% испорченные человеком земли (карьеры, овраги, пустыни с
разрешенной почвой). Пахотные земли составляют около 11%, или только 1,5 млрд га из общей
площади суши. Сколько пахотной земли приходиться на каждого из нас, если население
планеты около 6 млрд человек?
Задание: сформулируй сам вопросы по данному тексту и ответь на них.
2. Задачи с недостающими данными.
Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость
одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет
между пешеходами через 2 часа?
Учащимся задаются вопросы:
Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?
Чего не хватает?
Что нужно добавить?
Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?
А можно ли чтонибудь извлечь даже из имеющихся данных?
Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Пример
Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в
этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?
Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема
параллелепипеда.
Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника.
Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.
Пример
Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000
л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?
Проблема: несоответствие единиц измерения.
Учащиеся ищут пути решения задачи, используя повествование учителя о
единицах измерения объемов.
Пример
Все грани куба покрасили красной краской и распилили его на n3 маленьких
одинаковых кубиков. Выведите формулу для нахождения количества кубиков, не
имеющих ни одной окрашенной грани.
Для решения учащиеся используют окрашенную модель куба и по ней
устанавливают связь между объемом и количеством маленьких кубиков.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Особенности учебных заданий, направленных на
формирование навыков самостоятельного
приобретения, переноса и интеграции знаний
Смысл этой группы требований
Стандарта — формировать готовность и
способность школьников к
самостоятельному освоению
предметного содержания курсов
(системы знаний и способов действий с
изучаемым материалом), к расширению и
углублению знаний, приобретению
дополнительных знаний.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Общее описание «хорошего» задания
Задание требует продвижения от воспроизведения известного
образца к получению нового знания или более глубокому
пониманию известного на основе:
• поисковой или исследовательской деятельности (поиска новых
смыслов, преобразования известного, поиска новой информации,
нового взгляда на известное, нового применения известного,
установления новых связей, выдвижения и проверки идей и т.п.);
• осознанного и целенаправленного использования познавательных
действий (обработки информации, схематизации и символизации,
построения диаграмм; сопоставления и сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и
связей, рассуждений, отнесения к известным понятиям;
целенаправленного наблюдения, выдвижения и проверки
предположений, интерпретации, оценки);
• использования содержания/идей/методов других областей знания
(переноса в иной содержательный контекст, использования
межпредметных связей, установления области применимости,
привлечения иллюстраций из других областей знания, выражения
знания с помощью способов, используемых в других предметах, и
т.д.).
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Основной вопрос при конструировании и
оценке качества задания:
В какой мере задание стимулирует
учащихся приобретать новое знание и
на какой основе строится это новое
знание?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Работа с учебником
Некоторые заданий, которые можно выполнять по тексту учебника:
1. Найти задание по оглавлению.
2. Обдумать заголовок (ответить на вопросы: «О чем пойдет речь?», «Что
мне предстоит узнать?», «Что я уже знаю об этом?»).
3. Прочитать содержание пункта параграфа; выделить все непонятные
слова и выражения, выяснить их значение (в Интернете, справочнике,
словаре).
4. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них (О чем здесь говорится?
Что мне уже известно об этом? Что именно об этом сообщается? Чем это
можно объяснить? Как это соотносится с тем, что я уже знаю? С чем это
нужно не перепутать? Что из этого должно получиться? К чему это можно
применить?).
5. Выделить основные понятия в тексте.
6. Выделить основные теоремы или правила.
7. Изучить определения понятий, теорем (правил).
8. Изучить теоремы (правила).
9. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои.
10. Самостоятельно провести доказательство теоремы.
11. Составить схемы, рисунки, чертежи по имеющейся информации.
12. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по схеме,
мнемонические приемы, повторение трудных мест).
13. Ответить на конкретные вопросы в тексте.
14. Придумать и задать себе вопросы.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Алгоритм по приобретению навыка
самостоятельности учащихся с помощью
ситуационных задач.
1. Внимательно познакомиться с текстом задачи;
2. Определить (практическую, теоретическую) значимость
информации из текста: мотив ее решения;
3.Смоделировать (абстрагировать) ситуацию из текста;
4.Определить основные понятия и их содержание (слова — ключи)
в тексте;
5.Выяснить, из каких областей необходимы знания для решения
данной задачи;
6.Определиться с источниками информации;
7. Сопоставить действительное с содержанием текста и выдвинуть
гипотезу;
8. Записать свои выводы с пояснениями.
Таким образом, используя ситуационные задачи, учитель
мотивирует ученика на поэтапное овладения новых знаний,
которые ученик сам «добывает» в результате ее решения.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Особенности учебных заданий,
направленных на формирование
навыков ИКТкомпетенций
Основной вопрос при конструировании и
оценке качества задания:
В какой мере задание поощряет
учащихся использовать ИКТ в целях
обучения и развития?
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Общее описание «хорошего» задания
«Хорошее» задание требует, чтобы ИКТ использовались в
целях обучения и развития учащихся, т.е. способствовали:
• приобретению новых знаний на основе поиска и обработки
информации, ее анализа, сериации, обобщения, схематизации,
представления в ином формате и т.д.;
• формированию иных ключевых навыков (сотрудничества,
коммуникации; саморегуляции, решения проблем или более слож
ных ИКТнавыков);
• помогает учителю и учащимся выполнять ранее недоступные на
уроке действия и операции.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Выполните задание с помощью
программы Microsoft Offise Word или
Microsoft Offise Exsel
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Выполните презентацию по
следующим темам:
Арифметика: Замечательные числа
Геометрия: Разнообразный мир линий.
Геометрические тела и их
изображение.
Комбинаторика: Комбинаторные задачи.
Математика: Задачи на движение.
Задачи на совместную работу.
Нахождение части целого и
целого по его части.
Презентация семинара Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных результатов
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.