Презентация "Система работы учителя по подготовке к Единому государственному экзамену по биологии"
Оценка 5

Презентация "Система работы учителя по подготовке к Единому государственному экзамену по биологии"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
биология
Взрослым
24.01.2017
Презентация "Система работы учителя по подготовке к Единому государственному экзамену  по биологии"
Презентация состоит из 41 слайда и содержит методические рекомендации для учителя при подготовке учащихся к Единому государственному экзамену. В презентации подробно рассматривается методика решения заданий второй части, даются рекомендации по методическим приемам при решении заданий высокого уровня сложности, рассматриваются типичные ошибки и недочеты, которые не позволят учащимся получить максимальный балл за эти задания. Разработка будет интересна как учителям- практикам так и выпускникам сдающим ЕГЭ по биологии
Система работы учителя по подготовке к Единому государственному.pptx

Система работы учителя по подготовке к

Система работы учителя по подготовке к

Система работы учителя по подготовке к Единому государственному экзамену по биологии.

Знакомство с документами, рекомендациями по сдаче

Знакомство с документами, рекомендациями по сдаче

1. Знакомство с документами, рекомендациями по сдаче ЕГЭ (спецификацией экзаменационной работы, кодификатором, структурой экзаменационной работы, распределением заданий по содержанию и видам деятельности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условиями проведения и проверки результатов экзамена.)

Этапы работы

Рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в

Рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в


Рекомендую справочную и учебную литературу, пособия для поступающих в ВУЗы, СD-диски и интернет- сайты, где можно получить информацию по подготовке к экзамену, где можно провести on-line тестирование, скачать демоверсии разных лет, тренировочные тесты по биологии.

Методическое обеспечение

Знакомство с особенностями выполнения заданий «части 1 и части 2»

Знакомство с особенностями выполнения заданий «части 1 и части 2»

Знакомство с особенностями выполнения заданий «части 1 и части 2».

Изучение содержания КИМов по биологии.

Техническая подготовка к ЕГЭ.

Техническая подготовка к ЕГЭ.

Техническая подготовка к ЕГЭ.

Техника выполнения теста • Обучение приему «спирального движения по тексту»

Техника выполнения теста • Обучение приему «спирального движения по тексту»

Техника выполнения теста
• Обучение приему «спирального движения по тексту». Данный прием состоит в следующем – ученик сразу просматривает текст от начала до конца и отмечает про себя задания, которые кажутся ему наиболее простыми, понятными. Именно эти задания школьник выполняет первыми.
• Обучение объективной и субъективной трудности заданий. Обычно дети знают свои слабые места, пробелы в знаниях. Если попался такой вопрос – пропустить его и делать те задания, в которых ученик наиболее силен. А после, когда останется время для проверки еще раз подумать над проблемным вопросом.
• Обращать внимание на скрытые подсказки в вопросе или в ответах.
• Обучение постоянному жесткому самоконтролю времени. Вся работа должна быть выполнена за 2 часа. Остальное время на проверку и переписывание из черновика в бланки ответов.
• Не оставлять вопросы тестов, которые не знает без ответа, в худшем случае ставить интуитивно или наугад.

Внимательно прочти задание. Осмыслите задание, определитесь с позициями ответа

Внимательно прочти задание. Осмыслите задание, определитесь с позициями ответа

Внимательно прочти задание.
Осмыслите задание, определитесь с позициями ответа
На черновике запиши краткие позиции ответа ( не менее 2х)
Сформулируй полный ответ на предложенный вопрос, стараясь четко и логично излагать информацию.
Пиши четко и разборчиво.
Помните ,что на задание 34 должно быть предложено не менее 2х позиций, задания № 35- 40 не менее 3х позиций.

Технология работы с заданиями 2 части

Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника?

Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника?

Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника?

Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника?

Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние С3

Баллы

Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше эле­мен­ты и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок

2

Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но со­дер­жит не гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки

1

Ответ не­пра­виль­ный

0

Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов

2

1) антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;
2) нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.

Задание с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график ) 1 — серое вещество, образовано телами нейронов 2 — белое вещество, образованно длинными отростками нейронов

Задание с изображением биологического объекта (рисунок, схема, график ) 1 — серое вещество, образовано телами нейронов 2 — белое вещество, образованно длинными отростками нейронов

Задание с изображением биологического объекта
(рисунок, схема, график )










1 — серое вещество, образовано телами нейронов
2 — белое вещество, образованно длинными отростками нейронов

Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество — проводниковую функцию

Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.

Внимательно прочти предложенный текст

Внимательно прочти предложенный текст

Внимательно прочти предложенный текст.
Определи предложения , в которых допущены ошибки.
Исправь ошибки и сформулируй предложения с учетом исправления.
В ответе не должно быть перевода информации с добавлением просто отрицания. (половые клетки не образуются в результате митоза), а должна быть четкая формулировка ответа .

Задание на анализ биологической информации

Найдите ошибки в приведенном тексте

Найдите ошибки в приведенном тексте

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Растения растут только в первые годы жизни. 5. Наряду с растениями автотрофами, существуют гетеротрофы, это паразитические растения. 6. Все растения распространяются с помощью семян.

Ошибки допущены: №3. В растениях происходит два противоположных процесса: фотосинтез и дыхание

Ошибки допущены: №3. В растениях происходит два противоположных процесса: фотосинтез и дыхание

Ошибки допущены:
№3. В растениях происходит два противоположных процесса: фотосинтез и дыхание. При дыхании растения, как и все другие организмы, поглощают кислород, выделяют углекислый газ. №4. Растения растут в течение всей жизни и, порой, вырастают в огромные деревья. У них работают всю жизнь клетки образовательной ткани. №5. Паразитических растений нет, а есть растения-сорняки, они не дают расти культурным растениям, конкурируют с ними.

Ошибки допущены в предложениях: 1) 3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 2) 4 — растения растут в течение всей жизни;…

Ошибки допущены в предложениях: 1) 3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 2) 4 — растения растут в течение всей жизни;…

Ошибки допущены в предложениях:
1) 3 — при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ;
2) 4 — растения растут в течение всей жизни;
3) 6 — не все растения образуют семена.

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации

Типы задач Установление последовательности нуклеотидов в

Типы задач Установление последовательности нуклеотидов в

Типы задач

Установление последовательности нуклеотидов в ДНК, иРНК, антикодонов тРНК, используя принцип комплементарности.
Вычисление количества нуклеотидов, их процентное соотношение в цепи ДНК, иРНК.
Вычисление количества водородных связей в цепи ДНК, иРНК.
Определение дины, массы ДНК, иРНК.
Определение последовательности аминокислот по таблице генетического кода.
Определение массы ДНК, гена, белка, количества аминокислот, нуклеотидов.
Комбинированные .

Требования к решению задач ход решения должен соответствовать последовательности процессов, протекающих в клетке решать задачи осознано, обосновывать каждое действие теоретически запись решения оформлять аккуратно, цепи

Требования к решению задач ход решения должен соответствовать последовательности процессов, протекающих в клетке решать задачи осознано, обосновывать каждое действие теоретически запись решения оформлять аккуратно, цепи

Требования к решению задач

ход решения должен соответствовать последовательности процессов, протекающих в клетке
решать задачи осознано, обосновывать каждое действие теоретически
запись решения оформлять аккуратно, цепи ДНК, иРНК , тРНК прямые, символы нуклеотидов четкие, расположены на одной линии по горизонтали
цепи ДНК, иРНК , тРНК размещать на одной строке без переноса
ответы на все вопросы выписывать в конце решения

ДНК ( дезоксирибонуклеиновая кислота) две цепи в спирали

ДНК ( дезоксирибонуклеиновая кислота) две цепи в спирали

ДНК
( дезоксирибонуклеиновая кислота)
две цепи в спирали

РНК
(рибонуклеиновая кислота)
одна цепь

состоят из нуклеотидов
Строение нуклеотида

1 дезоксирибоза

1 рибоза

2 остаток фосфорной кислоты

3 азотистое основание:

А- аденин

Г – гуанин

Ц – цитозин

Т - тимин

У - урацил

А-Т, Г-Ц Принцип комплементарности А-У, Г-Ц

Между азотистыми основаниями водородные связи
А = Т двойная , Г ≡ Ц тройная

Правила Чаргаффа
А=Т, Г=Ц А+Г = Т+Ц ( 100% в 2-х цепях)

 
( 100 % в 1-й цепи)

 *азотистые основания : 1. Пуриновые – А, Г 2. Пиримидиновые – Ц, Т,У

Функция: хранение наследственной информации
*Спираль ДНК:
Ширина 2 нм
Шаг спирали 10 пар нуклеотидов 3,4 нм
Длина нуклеотида 0, 34 нм
Масса ДНК 6·10-12

Виды РНК и их функции:
1. иРНК или мРНК – 5%, считывает информацию с ДНК и переносит её к рибосоме
2. тРНК – 10%, переносит аминокислоту
3. рРНК – 85%, входит в состав рибосом

Первый тип задач - задачи на установление последовательности нуклеотидов в

Первый тип задач - задачи на установление последовательности нуклеотидов в

Первый тип задач - задачи на установление последовательности нуклеотидов в ДНК, иРНК, антикодонов тРНК

Участок цепи молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: Ц-Т-А-А-Ц-Ц-А-Т-А-Г-Т-Т-Г-А-Г. Запишите последовательность нуклеотидов иРНК.
Дано: ДНК Ц-Т-А-А- Ц-Ц-А-Т-А-Г-Т-Т- Г- А- Г
Решение: ( нуклеотиды иРНК подбираем по принципу комплементарности к ДНК : А-У, Г-Ц)
 
ДНК Ц Т А А Ц Ц А Т А Г Т Т Г А Г
 иРНК Г А У У Г Г У А У Ц А А Ц У Ц
 
Ответ : иРНК имеет последовательность нуклеотидов Г-А-У-У-Г- Г-У-А-У-Ц-А-А-Ц-У-Ц

Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны молекул тРНК , если фрагмент

Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны молекул тРНК , если фрагмент

* Определите последовательность нуклеотидов иРНК, антикодоны молекул тРНК , если фрагмент ДНК имеет последовательность нуклеотидов
Г-Ц-Ц-Т-А-Ц-Т-А-А-Г-Т-Ц
Дано: ДНК Г-Ц-Ц-Т-А-Ц-Т-А-А-Г-Т-Ц
Решение: (нуклеотиды подбираем по принципу комплементарности А-У, Г-Ц под ДНК сначала строим иРНК, затем тРНК)
  
ДНК Г Ц Ц Т А Ц Т А А Г Т Ц
иРНК Ц Г Г А У Г А У У Ц А Г
тРНК Г Ц Ц У А Ц У А А Г У Ц
Ответ : иРНК имеет последовательность нуклеотидов Ц Г Г А У Г А У У Ц А Г
антикодоны тРНК Г Ц Ц, У А Ц, У А А, Г У Ц

Второй тип задач - на вычисление количества нуклеотидов, их процентное соотношение в цепи

Второй тип задач - на вычисление количества нуклеотидов, их процентное соотношение в цепи

Второй тип задач - на вычисление количества нуклеотидов, их процентное соотношение в цепи ДНК, иРНК.

В одной молекуле ДНК нуклеотидов с тимином Т -22% . Определите процентное содержание нуклеотидов с А, Г, Ц по отдельности в этой молекуле ДНК.
Дано: Т -22%
Найти: % А, Г, Ц
Решение 1:
согласно правилу Чаргаффа А+Г = Т+Ц, все нуклеотиды в ДНК составляют 100%.
Так как тимин комплементарен аденину, то А=22%.
22+22=44% ( А+Т)
100- 44 =56% (Г+Ц)
Так как гуанин комплементарен цитозину, то их количество тоже равно, поэтому
56 : 2 =28% (Г, Ц)

Решение 2:
согласно правилу Чаргаффа А+Г = Т+Ц, все нуклеотиды в ДНК составляют 100% или А+Г и Т+Ц по 50 %
Так как тимин комплементарен аденину, то А=22%.
следовательно 50 - 22=28% (Г, Ц, т.к. они комплементарны)
Ответ : А=22%, Г=28%, Ц=28%

Сколько содержится нуклеотидов

Сколько содержится нуклеотидов

Сколько содержится нуклеотидов А, Т, Г, во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 1500 нуклеотидов Ц, что составляет 30% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?
Дано: Ц- 30% =1500 нуклеотидов
Найти: количество нуклеотидов А, Т, Г
 
Решение:
Так как Ц комплементарен Г и их количество равно, то Г =30%,
что составляет 1500 нуклеотидов.
согласно правилу Чаргаффа А+Г = Т+Ц, все нуклеотиды в ДНК составляют 100%
А+Г и Т+Ц по 50 % следовательно 50-30=20% (А, Т). Составим пропорцию 30% - 1500
20% - ?
20х1500 : 30 =1000 нуклеотидов (А, Т)
Ответ: во фрагменте молекулы ДНК содержится:
Г=1500 нуклеотидов, А=1000 нуклеотидов, Т=1000 нуклеотидов.

В состав иРНК входят нуклеотиды: аденина 28%, гуанина 16%, урацила 24%

В состав иРНК входят нуклеотиды: аденина 28%, гуанина 16%, урацила 24%

*В состав иРНК входят нуклеотиды: аденина 28%, гуанина 16%, урацила 24%. Определите процентный состав нуклеотидов в двуцепочечной молекулы ДНК, информация с которой «переписана» на иРНК
Дано: нуклеотидов в иРНК: А-28%, У-24%, Г-16%.
Найти: % А, Т, Ц, Г в ДНК.
Решение:
Определяем процентное содержание цитозина в иРНК, учитывая, что сумма всех нуклеотидов иРНК составляет 100%:
100 - ( 24+28+16) = 32% (Ц)
Учитывая принцип комплементарности ( А=Т, У=А, Г=Ц, Ц=Г), вычисляем процентный состав нуклеотидов цепи ДНК, с которой была списана информация на и РНК. Сумма всех нуклеотидов в двух цепях ДНК составляет 100%:
Т=28:2=14%, Г= 32:2=16%, А=24:2=12%, Ц=16:2=8%
Вторая цепочка ДНК является комплементарной первой, следовательно, в ней процентный состав нуклеотидов следующий:
А=14%, Ц=16%, Т=12%, Г=8%
В двуцепочечной ДНК процентное содержание нуклеотидов будет таким:
А = 12+14=26%, Т= 14+12=26%, Г=16+8=24%, Ц= 8+16=24%
Ответ: в двух цепях ДНК % состав нуклеотидов: Т -26%, А-26%,
Г-24%, Ц-24%

Третий тип задач на вычисление количества водородных связей

Третий тип задач на вычисление количества водородных связей

*Третий тип задач на вычисление количества водородных связей.

Две цепи ДНК удерживаются водородными связями. Определите число водородных связей в этой цепи ДНК, если известно, что нуклеотидов с аденином 12, с гуанином 20.
Дано: А-12, Г-20
Найти: водородных связей в ДНК
Решение:
А=Т, Г=Ц, так как они комплементарны
Между А и Т двойная водородная связь, поэтому 12х2=24 связи
Между Г и Ц тройная водородная связь, поэтому 20х3=60 связей
24+60=84 водородных связей всего
Ответ: 84 водородных связей.

Биосинтез белка, генетический код» на участке

Биосинтез белка, генетический код» на участке

« Биосинтез белка, генетический код»

на участке ДНК строится иРНК
иРНК переходит в цитоплазму
иРНК соединяется с рибосомой ( 2 триплета)
тРНК несет аминокислоту в рибосому
кодон иРНК комплементарен антикодону тРНК
в рибосоме из аминокислот образуется белок
ДНК- РНК- белок
20 аминокислот - 64 триплета
ДНК - иРНК - тРНк
3 нуклеотида =1 триплет =1 аминокислота = 1тРНК

Пятый тип задач - определение последовательности аминокислот по таблице генетического кода

Пятый тип задач - определение последовательности аминокислот по таблице генетического кода

Пятый тип задач - определение последовательности аминокислот по таблице генетического кода.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТГГАГТГАГТТА. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны тРНК и аминокислотную последовательность фрагмента молекулы белка.
Дано: ДНК Т-Г-Г-А-Г-Т-Г-А-Г-Т-Т-А
Найти: иРНК, тРНК и аминокислотную последовательность белка
Решение: на участке ДНК по принципу комплементарности (А-У, Г-Ц) построим иРНК, затем по цепи иРНК построим тРНК по принципу комплементарности ( А-У, Г-Ц)
ДНК Т- Г- Г- А- Г- Т- Г- А- Г- Т- Т- А
иРНК А-Ц-Ц-У- Ц- А- Ц- У- Ц- А- А- У
тРНК У- Г- Г- А -Г- У- Г -А- Г- У- У-А
иРНК разделим на триплеты и по таблице генетического кода определим аминокислотную последовательность белка:
А-Ц-Ц тре, У-Ц-А сер, Ц-У-Ц лей, А- А-У асн.
Ответ : иРНК А-Ц- Ц-У- Ц- А-Ц-У-Ц-А- А-У
тРНК У- Г -Г- А- Г-У- Г-А-Г- У- У-А
аминокислотную последовательность белка :тре, сер, лей, асн

Участок молекулы ДНК имеет следующее строение:

Участок молекулы ДНК имеет следующее строение:

*Участок молекулы ДНК имеет следующее строение:
ГГА -АЦЦ-АТА-ГТЦ-ЦАА
Определите последовательность нуклеотидов соответствующего участка иРНК. Определите последовательность аминокислот в полипептиде, синтезируемом по иРНК. Как изме­нится последовательность аминокислот в полипептиде, если в результате мутации пятый нуклеотид в ДНК будет заменён на аденин? Ответ объясните.

Дано: ДНК ГГА -АЦЦ-АТА-ГТЦ-ЦАА
Найти: аминокислотную последовательность исходного белка, мутированного
Решение: определим иРНК по принципу комплементарности
ДНК ГГА -АЦЦ-АТА-ГТЦ- ЦАА
иРНК ЦЦУ- УГГ-УАУ-ЦАГ-ГУУ
По таблице генетического кода определим аминокислотную последовательность белка: про, три, тир, глн, вал
В результате мутации ДНК изменится , т.к. пятый нуклеотид в ДНК будет заменён на аденин
ДНК ГГА - ААЦ-АТА-ГТЦ- ЦАА
иРНК ЦЦУ- УУГ-УАУ-ЦАГ-ГУУ
По таблице генетического кода определим аминокислотную последовательность измененного белка: про, лей, тир, глн, вал,
Ответ: про, три, тир, глн, вал; про, лей, тир, глн, вал, так как изменился нуклеотид в ДНК, то изменился нуклеотид иРНК, изменилась аминокислота и структура белка.

Известно, что все виды РНК синтезируются на

Известно, что все виды РНК синтезируются на

* Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК- матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК.
Дано: ДНК АТАГЦТГААЦГГАЦТ
Найти:
нуклеотидную последовательность участка тРНК
аминокислоту, которую будет переносить тРНК
Решение :
Так как тРНК синтезируются на ДНК, то построим тРНК по принципу комплементарности (А-У, Г-Ц)
 ДНК А Т А Г Ц Т Г А А Ц Г Г А Ц Т
тРНК У А У Ц Г А Ц У У Г Ц Ц У Г А
Третий триплет ( антикодон тРНК) ЦУУ , соответствует кодону на иРНК ГАА (по принципу комплементарности), по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ГЛУ, которую переносить данная тРНК.
Ответ: тРНК УАУЦГАЦУУГЦЦУГА
аминокислота ГЛУ

Деление клетки митоз мейоз Интерфаза 2n2c - 2n4c 6

Деление клетки митоз мейоз Интерфаза 2n2c - 2n4c 6

Деление клетки

митоз

мейоз

Интерфаза

2n2c -
2n4c

6 . 10 -9 мг

12 . 10 -9 мг

Профаза

2n4c

12 . 10 -9 мг

Метафаза

Анафаза

2n2c у каждого полюса

6 . 10 -9 мг

Телофаза

2n2c

Интерфаза

2n2c -
2n4c

6 . 10 -9 мг

12 . 10 -9 мг

Профаза 1

2n4c

12 . 10 -9 мг

Метафаза 1

Анафаза 1

n2c

6 . 10 -9 мг

Телофаза 1

Профаза 2

6 . 10 -9 мг

Метафаза 2

6 . 10 -9 мг

Анафаза 2

n c

3 . 10 -9 мг

Телофаза 2

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 . 10 -9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом деления, в конце телофазы мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты.
Дано: 46 хромосом = масса 6 . 10 -9 мг
Найти: массу ДНК: перед началом деления, в конце телофазы мейоза I и мейоза II.
Решение:
1)перед началом деления в процессе репликации число ДНК удваивается и масса ДНК равна 2 • 6 . 10 -9 = 12 . 10 -9 мг;
2) первое деление мейоза редукционное, число хромосом становится в 2 раза меньше, но каждая хромосома состоит из двух молекул ДНК (сестринских хроматид), поэтому в телофазе мейоза I масса ДНК равна 12 . 10 -9 : 2 = 6 . 10-9 мг;
3)после мейоза II каждое ядро в клетке содержит однохроматидные хромосомы гаплоидного набора, поэтому в телофазе мейоза II масса ДНК равна 6 . 10-9 : 2 = 3. 10-9 мг.
Ответ: масса ДНК перед началом деления 12 . 10 -9 мг, в конце телофазы мейоза I - 6 . 10-9 мг, в конце телофазы мейоза II - 3. 10-9 мг

Алгоритм решения генетических задач

Алгоритм решения генетических задач

Алгоритм решения генетических задач

Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В (в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования (доминантность, рецессивность), если это не указано.
Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности).
Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами.
Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов.
Составление решетки Пеннета.
Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
Краткая запись ответа.

Ответ При записи ответа задачи учитывать следующие моменты:

Ответ При записи ответа задачи учитывать следующие моменты:

Ответ

При записи ответа задачи учитывать следующие моменты:
Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах.
Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного ответа, даётся отрицательный ответ
Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.

Правила при решении генетических задач

Правила при решении генетических задач

Правила при решении генетических задач.

Правило первое.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.
 Правило второе.
Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.
 Правило третье.
Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.
 Правило четвертое.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны.
 Правило пятое.

При сцепленном наследовании запись идет в хромосомном виде АВ
ав
Если образуется 2 сорта гамет- сцепление полное и расщепление идет в соотношении 1:1.
Если же появляется 4 фенотипические формы в неравных количествах, значит произошел кроссинговер.

Аутосомно-доминантное наследование

Аутосомно-доминантное наследование

1.Аутосомно-доминантное наследование
Признак встречается часто, практически во всех поколениях, одинаково часто у мальчиков и девочек
Если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявляется либо у всего потомства, либо у половины.

Анализ родословных

Аутосомно- рецессивное наследование

Аутосомно- рецессивное наследование

2.Аутосомно- рецессивное наследование
Признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто у мальчиков и девочек.
Признак может проявляться у детей , даже если родители не обладают этим признаком
Если один из родителей обладает этим признаком, то он либо не проявляется у детей или проявляется у половины потомства.

Х-доминантное наследование Чаще признак встречается у женского пола

Х-доминантное наследование Чаще признак встречается у женского пола

Х-доминантное наследование
Чаще признак встречается у женского пола
Если мать больна , а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола и может проявляться как у девочек так и у мальчиков
Если мать здорова , а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет.

Наследование сцепленное с полом

Х- рецессивное наследование Чаще признак встречается у мужского пола чаще проявляется через поколение

Х- рецессивное наследование Чаще признак встречается у мужского пола чаще проявляется через поколение



Х- рецессивное наследование
Чаще признак встречается у мужского пола
чаще проявляется через поколение
Если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак проявится у 50% сыновей.
Если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола.

Признаки встречаются только у лиц мужского пола

Признаки встречаются только у лиц мужского пола

Признаки встречаются только у лиц мужского пола
Если отец несет такой признак, то этим признаком обладают сыновья.

Y- сцепленное наследование

По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей…

По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей…

По родословной, представленной на рисунке, определите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), выделенного черным цветом, генотипы родителей и детей в первом поколении. Укажите, кто из них является носителем гена, признак которого выделен черным цветом.

Если признак все время встречается только у мужчин, значит он сцеплен с

Если признак все время встречается только у мужчин, значит он сцеплен с

Если признак все время встречается только у мужчин, значит он сцеплен с Х-хромосомой. Этот признак отсутствовал у отца семейства, следовательно, ген присутствовал у матери семейства в скрытом (рецессивном) состоянии, мать семейства являлась носителем гена.
Обозначим исследуемый ген как а. Следовательно, мать семейства XAXa, отец семейства XAY. Дети 2 и 3 могли быть XAXA или XAXa. Ребенок 4 был XaY.

ФИПИ ЗЗУБРОМИНИМУМ: готовимся к

ФИПИ ЗЗУБРОМИНИМУМ: готовимся к

ФИПИ

ЗЗУБРОМИНИМУМ: готовимся к ЕГЭ быстро
Решу ЕГЭ Дмитрий Гущин

Сайты

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017