Современные образовательные идеи и урок
Идея субъективности
Идея мотивированности обучения
Идея активизации обучения
Идея индивидуально-личностного подхода
Идея рефлексивности обучения
Идея субъективности
Персональность
Осмысленность и осознанность действий учащихся
Ценностно-смысловое равенство учителя и ученика
Персональность дает право на «авторство» ученика.
Осмысленность и осознанность действий учащихся (осмысленность –видит смысл и ценность выполнения ожидаемых действий; осознанность – ученик знает, что и как ему надлежит делать, чтобы достичь намеченной цели).
Логика движения в усвоении учебного материала
Работа с ОТНОШЕНИЕМ учащихся к тому, что предстоит сделать или изучить, пробуждение эмоций, интереса, личностной заинтересованности в предлагаемой информации, поиск личностного смысла в ее освоении.
Работа с СОЗНАНИЕМ: построение плана действий, поиск необходимых знаний, средств и инструментов для их реализации.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ осуществление на практике замысленного и обдуманного.
Ценностно-смысловое равенство учителя и ученика
Местоимения на уроке
Я объясню, я покажу, смотрим на меня, слушаем меня, я жду, я прошу, я не понимаю | Вы сделаете, вам предлагается, ваша задача, это ваша проблема | Мы сделаем, мы попробуем, нам предстоит |
Главное действующее лицо -учитель | Основные действующие лица – учащиеся, выполняющие действия, спущенные сверху | Сотрудничество |
Модальность заданий урока
Модальность долженствования | Модальность предложения |
Вы должны, вы обязаны, вам необходимо | Вам предлагается, я приглашаю вас, давайте попробуем, я надеюсь |
Следствием наиболее часто встречающейся модальности урока и использованных местоимений является определенный тип взаимодействия учителя и ученика, стиль их отношений.
В идеале от современного урока ожидается обеспечение условий ценностно-смыслового равенства учителя и ученика.
Идея мотивированности обучения
«Мотивационный кризис» –вызван перегрузками.
Психологическая безопасность (у учителя доминируют отрицательные оценочные действия и суждения).
Внимание на уроке
Разнообразные мотивы учения в зависимости от способностей.
Мотивационный кризис
Избыточность учебного материала;
Отсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх, стресс как доминирующие условие образования);
Есть «кнут», но недостаточно «пряников»;
Различные способности и мотивация учащихся
Разнообразные мотивы учения в зависимости от способностей.
Для учащихся с рациональными способностями: | Для учащихся с эмоциональными способностями: |
Разнообразные мотивы учения в зависимости от способностей.
Для учащихся с деятельностными способностями: | Для учащихся с интуитивными способностями: |
Как избежать мотивационный кризис?
Предлагать учащимся значимый и интересный для них материал;
Задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
Предлагаются задания с очевидным результатом;
Возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий учащихся.
«Изюминка» урока
Каждый урок должен содержать элемент удивления, изумления, восторга, все то что будут помнить долго, когда сам урок постепенно уйдет из памяти.
Идея активизации обучения
Инициативная активность учащихся появляется на уроке во время которого учащиеся могут сделать осознанный выбор;
Виды и приемы активизации: 1.на уровне физиологии (комфортное помещение); 2.поощрение, хорошие отметки; 3. актуальные, интересные задания для учащихся
Идея индивидуально-личностного подхода
Учить диагностично и диалогично;
Индивидуальные образовательные траектории, у учащегося должно быть право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования-смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результата;
Идея индивидуально-личностного подхода
Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности: определять индивидуальный смысл в изучении учебных дисциплин; ставить собственные цели в изучении конкретной темы; выбирать формы и темпы обучения; применять способы обучения, которые соответствуют его индивидуальным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Идея рефлексивности обучения
1.Остановка предметной деятельности.
2.Восстановление последовательности выполненных заданий.
3.Осмысление составленной последовательности деятельности с точки зрения ее эффективности и продуктивности, соответствия поставленным задачам.
Идея рефлексивности обучения
4.Выявление и формулирование результатов рефлексии:
Предметная продукция деятельности-идеи, предложения, закономерности, ответы на вопросы.
Способы, которые использовались в результате деятельности.
Предложения по отношению к будущей деятельности.
Общее состояние, эмоциональные ощущения.
Личностная динамик, что изменилось в самом ученике.
Содержательно-целевой компонент урока
Целепологании на уроке.
1.Стратегические цели;
2.Общие и частные;
3.Дидактические цели;
4.Конкретные задачи урока;
Содержательно-целевой компонент урока
Определение целей через содержание;
Определение целей через деятельность учителя;
Определение целей через деятельность ученика;
Определение целей урока через результат деятельности учащихся;
Что есть цель?
Планируемый результат;
Ожидаемый результат определенных действий, осуществляемых самостоятельно или совместно с кем-то;
Образ будущего результата;
Задачи урока
На уровне задач урока необходимо определить:
1.Мотивационные задачи:
Что учащиеся прочувствуют;
Чем заинтересуются;
Чего захотят;
Какое стремление усилит;
Задачи урока
2.Когнитивные задачи:
Что учащийся поймет;
О чем задумается;
Что осмыслит;
К какому выводу придет;
3.Поведенческие задачи:
Какие навыки закрепит;
Какие умения приобретет;
Какие способности и в чем усилит;
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.