Актуальность:
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение и развитие математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Средства развития элементарных математических представлений у дошкольников
1. Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
2. Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
3. Сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
4. Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
1.Комплекты наглядного дидактического материала для занятий. В него входят объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины, крышки от бутылок и т. д
- изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках; - графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.
Наглядные материалы: - крупные (демонстрационные)
служат для объяснения и показа способов действий воспитателем.
К демонстрационным материалам относятся:
- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;
-геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <;
-мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;
- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;
полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;
- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);
-карточки и таблицы;
- модели («числовая лесенка», календарь и др.);
- логические блоки;
- панно и картинки для составления и решения арифметических задач;
- оборудование для проведения дидактических игр;
-приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.)
К раздаточным материалам относятся:
- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;
- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;
- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
- таблицы и модели;
- счетные палочки и т. д.
2. Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей:
- специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;
- разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; шашки, шахматы;
- занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;
- отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое;
- книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.
3.Сборники дидактических игр и упражнений для формирования и развития количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников
Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы.
Виды занимательного математического материала
- геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;
- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;
- логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;
- задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);
- задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;
- лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);
- занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;
- занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);
- задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);
- загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;
- стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;
- задачи в стихотворной форме;
- задачи-шутки и т. д.
4. Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
-сочетание познавательного содержания с художественно формой: герои (сказочные персонажи, взрослые, дети), сюжет (путешествие, жизнь семьи, разнообразные события, участникам которых становятся главные герои, и т. д.);
- занимательность, красочность, которые достигаются комплексом средств: художественным текстом, многочисленными иллюстрациями, разнообразными упражнениями, непосредственны», обращением к детям, юмором, ярким оформлением и т. д.; все это направлено на то, чтобы сделать познавательное содержание более привлекательным, значимым, интересным для ребенка;
- книги рассчитаны на минимальную методическую и математическую подготовку взрослого, содержат конкретные, четкие рекомендации для него либо в предисловии, либо в послесловии, а иногда параллельно с текстом для чтения детям;
- основной материал разбит на главы (части, уроки и т. д.), которые читает взрослый, а ребенок рассматривает иллюстрации и выполняет упражнения. Рекомендуется заниматься с ребенком несколько раз в неделю по 20—25 минут, что в целом соответствует количеству и длительности занятий по математике в детском саду;
- содержание книг рассчитано на последовательное, постепенное формирование элементарных математических представлений в определенной системе с учетом основных закономерностей развития познавательной деятельности дошкольников.
Использование материалов комплексной программы математического развития «Мате:плюс» в группе «Волшебники»
1.Пространство и форма2.Структуры,закономерности,узоры3.Величины и измерения4.Данные,частота,вероятность5.Множества,числа,операции
С “Мате:плюс” все основные математические понятия дети осваивают в игре. Играя в “числовые битвы” с друзьями или сосредоточенно создавая узоры в одиночестве, дети проживают математическое содержание эмоционально и в результате принимают его самым естественным образом. Они экспериментируют с основными геометрическими формами, исследуют закономерности и симметрию с узорами и кубиками, в увлекательных играх осваивают числовой ряд и сопоставляют чисто с количеством, получают первые представления о вероятности и пробуют себя в написании чисел.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.