Становление социальной активности и гражданской позиции ─ важнейшая задача современного образования
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Одна из важнейших задач современного образования – становление гражданской позиции и социальной активности учащегося, цель формирования которой заключается в воспитанием самодостаточной и самостоятельной личности, способной жить в современном обществе и быть полезным в нем.
Трудно воспитывать человека в наше время, особенно подростков.
Трудно потому, что кроме школы они добывают много знаний из других источников, всё это нужно осмыслить, переварить.
В.А. Сухомлинский
Социальная активность − активная жизненная позиция человека, которая выражается в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
А.В. Петровский
Социальная активность ― общественно-политическая активность, представляющая собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается:
интерес к общественной работе;
ответственность при выполнении поручений;
исполнительность и инициативность;
требовательность к себе и товарищам;
готовность помочь другим при выполнении общественных поручений;
наличие организаторских умений.
Социальная активность - процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого:
ученик усваивает опыт, необходимый для жизни в обществе;
формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.
И.Ф. Харламов
Социальные качества личности
Жизненная позиция – внутренняя установка на определенную линию поведения, основанную на моральных и психологических качествах личности.
Имеет практическую направленность, проявляется в поведении человека и в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.
Социальная активность
Отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, которое обеспечивает самореализацию личности.
Гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности.
Глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность.
Сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.
Гражданское самосознание
осознание, оценка своего знания;
осознание, оценка нравственного облика и интересов;
осознание, оценка идеалов и мотивов поведения;
целостная оценка самого себя как деятеля.
Развивается с опорой на жизненную позицию личности:
Гражданское самосознание
чувство любви к Родине;
чувство ответственности за свои поступки и действия;
инициативность, самостоятельность;
формирование и развитие положительных мотивов.
Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях.
Гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.
Активная гражданская позиция
наличие интереса к общественной работе
инициатива и исполнительность
осознание личной значимости
наличие организаторских умений
О социальной активности и гражданских качествах подростка можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам.
Показателем уровня гражданского самосознания подростков является способность к рефлексии и адекватной самооценки.
Гражданская позиция
формирование сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом;
определение своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.
Задача становления активной гражданской позиции личности
Гражданская позиция
социальная активность и инициатива;
сочетание личностных и гражданских ценностей;
осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.
Становление активной гражданской позиции подростков – сложный процесс развития интегративного качества личности
осознание своего «Я»
становление качеств личности – готовность к выбору
готовность к проявлению «Я»
использование возможностей среды для собственного развития
I этап
Этапы становления качеств личности
II этап
III этап
IV этап
Активная гражданская позиция –
приобретенное качество, которое
развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни и
изменяется в зависимости от
условий, в которые попадает личность.
Каждый ребёнок ещё в детстве должен почувствовать себя активным участником в жизни общества.
Он должен получить реальный опыт гражданской активности, возможность для реализации своих прав и обязанностей по отношению к Отечеству, своей малой Родине, обществу, самому себе, а также формирования чувства ответственности за свои поступки.
Гражданская позиция
определить формы и методы взаимодействия;
помочь детям найти себя в жизни, самоопределиться;
привить навыки, которые помогли бы успешно функционировать в изменяющем мире;
помочь выбрать и приобрести профессию
Деятельность педагога:
Формирование гражданской позиции начинается с раннего детства, с семьи и школы и происходит не вдруг, не в один час.
Позиция каждого – это результат долгих трудов всех, кто работал над формированием мыслей, души, жизненной позиции человека.
Реализация гражданского образования на первой ступени (начальное общее образование)
закладываются основные моральные ценности, нормы поведения
развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют интегрироваться в сообщество и способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог
начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества
развивается творческий потенциал
Необходимым условием эффективной работы по формированию у учащихся социальной активности является его включенность в коллектив. Чем шире общение учащихся в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств.
В процессе воспитания педагогу нужно изучать особенности учащихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все школьники. Чтобы избежать чувства разочарования из-за недостаточного опыта участия в общественной работе, педагог должен поддерживать школьников в процессе развитии общественной активности.
Реализация гражданского образования на первой ступени (начальное общее образование)
Активная социальная позиция учащихся успешно развивается в условиях демократического стиля педагогического общения:
педагог заинтересован в повышении роли учащихся во взаимодействии;
стремится привлекать каждого из них к решению общих проблем;
создаются наиболее благоприятные условия для самореализации личности.
Реализация гражданского образования на первой ступени (начальное общее образование)
Если в начальной школе учитель проявляет заботу о развитии самостоятельности учащихся, уважает их мнение и считается с ним, если ему удается сформировать коллектив школьников, отличающийся высокой организованностью и активностью, у учащихся формируется социальная активная позиция, которая совершенствуется в дальнейшем.
Реализация гражданского образования на второй ступени (основное общее образование)
продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка
помощь в приобретении знаний и умений, необходимых для самостоятельной жизни в обществе
обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, познание элементарных моральных и правовых норм
Реализация гражданского образования на второй ступени (основное общее образование)
уважение к закону, праву, правам других людей;
формирование ответственности перед обществом.
Основное направление:
Реализация гражданского образования на второй ступени (основное общее образование)
использование системы меняющихся поручений;
работа в группах сменного состава, где каждый ученик имеет возможность побывать в роли лидера, организатора какого-либо совместного дела;
обучение умениям планировать, контролировать, оценивать свою работу и работу своих товарищей.
обучение учащихся организаторским умениям:
углубление знаний о процессах, происходящих в различных сферах общества
углубление знаний о правах людей
определение гражданской позиции человека, его социально-политической ориентации
Реализация гражданского образования на третьей ступени (среднее общее образование)
совершенствование учащимися в процессе общественной деятельности готовности и умения защищать свои права и права других людей;
формирование умения строить индивидуальную и коллективную деятельность
Задача:
Реализация гражданского образования на третьей ступени (среднее общее образование)
Ребенок – субъект воспитания
Реализация гражданского образования на третьей ступени (среднее общее образование)
формирующаяся гражданская
личность
аккумулирует общественное сознание;
осмысливает идеи, формирующие собственные мотивы и стимулы поведения;
совершает все более осознанный и сознательный выбор поступков;
формируются личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция;
происходит постановка целей для сознательного самосовершенствования;
осуществление самовоспитания;
содействие становлению собственной личности.
Главное в формировании гражданской позиции - системный подход, создание условий для их самопознания и самовоспитания.
Важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно только при условии реализации единой образовательной системы, в которой и задачи, и механизмы, и способы,
и принципы воспитания
подчинены единой цели:
воспитание культурного
человека, гражданина
и патриота.
Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции
классный руководитель – воспитатель, друг, координатор, советчик, психолог;
ведущая линия - воспитание у школьников активной гражданской позиции.
Задача: воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь
Классный руководитель, ориентированный на конечную воспитательную цель, должен быть озабочен и настоящим моментом жизни ребёнка.
Поэтому он должен прививать детям ценностные отношения в процессе познания, игры, общения, труда, спортивных занятий и развлечений.
Роль классного руководителя в формировании гражданской позиции
давать детям материал для размышления и переживания;
получать отклик на мероприятие, личностное отношение происходящему;
воспитательный материал должен проходить через ум, сердце и душу ребёнка и оставлять прочный след в сознании будущего гражданина,
прививать и закреплять нравственные качества.
Эффективная воспитательная работа:
Реализация содержания гражданского образования посредством учебных предметов
Литература
произведения выступают в качестве источника знаний о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, о правах человека, чести и долге, совести, нравственном выборе;
способствуют формированию важнейших нравственных понятий и ценностей.
Реализация содержания гражданского образования посредством учебных предметов
Иностранный язык
получают общие сведения о стране языка, который изучают, о её национальной культуре и вкладе в мировую культуру;
знакомятся с традициями, этикетом, бытом и досугом народов, населяющих страну;
понимание культуры других народов,
знакомство с опытом становления и развития гражданского общества и демократического государства за рубежом;
воспитание взаимопонимания и толерантности.
Реализация содержания гражданского образования посредством учебных предметов
Предметы
общественно-научного цикла
акцентируют внимание на взаимодействии и взаимозависимости природных, социальных и экономических аспектов жизни общества;
формируют чувство ответственности за сохранение окружающей среды, готовность активно участвовать в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Реализация содержания гражданского образования посредством учебных предметов
систематическое и целенаправленное освоение школьниками истории развития прав человека и основных принципов, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека;
представления о духовном развитии человека;
знания об условиях становления различных цивилизаций, демократии;
понятия «свобода», «ответственность», «гражданственность», «гражданское самосознание», «терпимость».
История и обществознание
Реализация содержания гражданского образования посредством учебных предметов
усвоение знаний о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, другим людям, об основных областях общественной жизни;
социальная адаптация;
опыт освоения основных социальных ролей;
уважительное отношение к иному мнению, толерантность;
умение вести диалог и конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в сложных ситуациях.
История и обществознание
Формирование социальной активности осуществляется при включении личности в деятельность, которая подразумевает присвоение общественного опыта.
Формирование социальной активности
функционирование детских общественные организаций;
участие детей в социально признаваемой деятельности постоянных и временных детских объединений;
организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность;
социально ориентированные акции и операции.
Общественная деятельность
Формирование социальной активности
является результатом организации общественной практики, в которую включен ребёнок;
активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем;
творческая работа (самореализация личности, совместная работа в коллективе, формирование гражданской позиции, ответственности).
Ценностно-ориентированная позиция
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.