Из всех предметов, преподаваемых в школе, нельзя выделить какойто один, назвав его
главным. Каждый предмет нужен и важен посвоему. Давайте вспомним такую
детскую игрушку, как пирамидка. Если сложить пирамидку правильно, нанизывая
детали на стержень, она будет очень крепкой, но если этот стержень убрать, пирамидка
рассыпается. Стержнем в школьном образовании служит чтение. Если в начальной
школе ученик не научится беглому и осознанному чтению, вряд ли он сможет достичь
успехов в дальнейшем образовании.
Мы, учителя, в начальной школе должны сформировать грамотного читателя, у
которого есть привычка к чтению, который знает книги, умеет их самостоятельно
выбирать. Этого от нас требует стандарт, этого же ждут от нас родители.
Развить читательский интерес, который, в свою очередь, будет способствовать
формированию грамотного, эрудированного, духовно развитого человека, помогает
технология продуктивного чтения,разработанная профессором Н.Н. Светловской и
заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».
Технология продуктивного чтения.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым
текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к
восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем
объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее
выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только
после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя.
Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем.
В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не
ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому
принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит
уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому
что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к
чтению.
"Технология продуктивного чтения — это образовательная технология,
опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью
конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем,
активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору" (доктора пед.
наук Е.В. Бунеева и О.В. Чиндилова).
Цель технологии — формирование читательской компетенции младших
школьников.
Средства — приемы понимания и анализа текста.
Этапы — работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
1 Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то
есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Перед чтением любого
произведения применяется приём «прогнозирования», ученикам
предлагаютсяориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати
внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие
произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем
высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании
увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются
литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память,
мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и
используя опорные фразы, школьники определяют цель урока «Прочитаем текст,
проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Таким образом,
технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую
работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока
и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Первичное
чтение текста организовуется в соответствии с особенностями текста, возрастными и
индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение
в классе или чтениеслушание, или комбинированное чтение. Далее идет выявление
первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений
учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте
автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и
действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического,
изучающего, «медленного») чтения. Поэтому особо хотелось бы остановиться на
анализе текста. При анализе текста следует использовать разные приемы, которые
определяются художественной задачей текста, его жанровой спецификой. Хочу
обратить особое внимание на два основных приема анализа текста технологии
продуктивного чтения, которые обеспечивают наиболее короткий и доступный «путь к
автору» это диалог с автором через текст и комментированное чтение.
Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы
диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения
совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские
вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании
текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Способность, читая, вести
диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства
учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с
детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во
времяперечитывания – все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с
автором необходимо соблюдать такую последовательность действий: научитьребят
видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; включать творческое
воображение учащихся; научитьребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения;
2 помочьучащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего
чтения к чтению самостоятельному расставлять втексте (в конце предложений)
сигналы: В – вопрос (найди, задай), О –ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка
(проверь точность своихпредположений именно в этом месте текста), З – зеркало
(включивоображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Комментированное чтение используется преимущественно во время
перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором,
обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Рассмотрим, что же
необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение. Озвучивают
текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли
квалифицированного читателя. Однако, если в ходе комментария учителя дети
высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в
общий разговор, не оставлять их без внимания. Комментарий ни в коем случае не
должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и динамичным,
усиливающимэмоциональную реакцию детей(«Догадались почему?»,
«Почемуименно…»). Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми,
можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Комментируется текст в
том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение
или фрагмент дочитаны до конца.
III этап. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Результатом коллективного обсуждения прочитанного должно стать понимание
авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.
В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его
личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после
чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее
с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.
Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание
прочитанного произведения.
На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и
иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной
мыслью автора. По иллюстрации использую следующие вопросы: какой именно
фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко
всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли видение автора с
вашим?
Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание. При
выборе творческих заданий учитываю особенности класса в целом и возможности
отдельного ребенка, используя дифференцированный подход на уроке и дома: детям с
художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» –
подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное
словесное рисование, творческие задания по группам. Учитываю художественные
задачи текста, например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть
3 необычное в обычном, повседневном, а это значит, что уместно выбрать творческое
задание, связанное со сферой воображения: иллюстрирование, творческий пересказ от
лица одного из героев, устное словесное рисование. Не менее важны и учебные задачи,
например, если учитель сосредоточился на развитии устной речи, следует выбрать
соответствующие задания.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут
однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках –
помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к
ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в
ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.
Много времени на уроке нужно отводить и самостоятельному чтению: «Читай
самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть
обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребёнку увидеть, что
ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и
поделиться мыслями со всеми.
Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин,
сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и
исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает
исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные
дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
Сравнение традиционного урока с продуктивным чтением.
традиционный продуктивный
До чтения До чтения
Учитель готовит к Ученики прогнозируют
восприятию текста содержание текста
например: Сейчас я расскажу например: предположите,
вам о писателе о чем этот текст, по его названию
А иллюстрация подтверждает это?
(Возникает мотивация к чтению)
Во время чтения Во время чтения
Учитель сам читает вслух, «Читаем и ведем диалог с автором:
дети слушают. задаем вопросы, прогнозируем
ответы, проверяем себя по тексту.»
(Возникает читательская интерпретация)
После чтения
Ученики отвечают на вопросы Беседуем и уточняем позицию
учителя, перечитывают текст, автора.
по заданиям учителя.
После чтения
«Подготовка урока с использованием учебнонаучного текста в режиме
ПАМЯТКА
4 технологии продуктивного чтения (правильного типа читательской деятельности)»
1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для
чтения на уроке (текст целиком, абзац, формулировка правила, таблица, схема
и т.п.).
2. Прочитайте текст, выделите в нём три уровня информации:
фактуальную (то, о чём говорится в явном виде);
подтекстовую (то, о чём сказано в неявном виде, «между строк»);
Данный уровень может быть не во всех текстах.
концептуальную (основная идея, главная мысль текста).
3. Определите роль данного текста на уроке:
используется на этапе введения нового знания или развития умений;
какова основная цель чтения этого текста учениками на уроке –
выполнение, например, продуктивного задания к тексту (составить список
особенностей, причин, доказать чтолибо, вывести формулировку понятия,
заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения с целью
прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для
знакомства с текстом. Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) –
о чём будет этот текст, из каких частей состоит, есть ли выделенные слова,
иллюстрации и т.п.
Для каждого конкретного текста должны быть свои
вопросы, не рекомендуется использовать однотипные вопросы.
Этап должен быть коротким, плавно переходящим в собственно чтение!
5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста вслух:
короткие комментарии для облегчения понимания какихто слов, оборотов;
краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации
(предвосхищение, предугадывание будущего текста);
вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:
В – вопрос к автору текста или обращение учителя классу,
побуждающее задать такой вопрос.
О – предложение ученикам спрогнозировать свой ответ на
возникший вопрос к автору.
П – предложение ученикам проверить свои предположения после
прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть
авторские ответы на возникшие вопросы.
Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть
5 предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот –
обеспечить его глубокое понимание.
6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения
вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система
вопросов для беседы) или организуйте проверку выполнения продуктивного
задания к тексту …
6
Презентация "Технология продуктивного чтения"
Презентация "Технология продуктивного чтения"
Презентация "Технология продуктивного чтения"
Презентация "Технология продуктивного чтения"
Презентация "Технология продуктивного чтения"
Презентация "Технология продуктивного чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.