Презентация "Технология разработки адаптированной образовательной программы"

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 30.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная основная образовательная программа – это программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью. Программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей». Грамотно выстроенная адаптированная образовательная программа для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личностное развитие школьника, усвоение учебного материала и социализацию в детском коллективе. Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.
Иконка файла материала Презентация по адаптированной программе Microsoft PowerPoint.ppt
Адаптированная образовательная  программа –  это образовательная программа,  адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в  том числе с инвалидностью), разрабатывается  на базе основной общеобразовательной  программы, с учетом адаптированной основной  образовательной программы  и в соответствии с  психофизическими особенностями и особыми  образовательными потребностями категории лиц  с ОВЗ.
 При определении адаптированной образовательной программы  ключевым моментом является  понятие  «образовательная  программа» ­  это комплекс основных характеристик образования  (объем, содержание, планируемые результаты), организационно­ педагогических условий и в случаях, предусмотренных 273­ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», форм аттестации.   Данный комплекс состоит из  учебного плана,   календарного учебного графика   рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин  (модулей)  оценочных и методических материалов  иных компонентов
 Структура адаптированной образовательной программы  может включать   несколько модулей (в зависимости от  образовательных потребностей и психофизических   особенностей ребенка с ОВЗ или с инвалидностью).  Адаптированная образовательная программа  обучения на  основе рекомендаций ПМПК предусматривает  корректировку как самого учебного процесса (сроки,  содержание учебного плана, формы и методы обучения),  так и корректировку критериев и условий определения  результатов обучения  для каждого обучающегося с ОВЗ.
Структура  адаптированной  образовательной программы может  быть такой:  Пояснительная записка, раскрывающая содержание особых  образовательных потребностей ученика, определяемых на основе  заключений и рекомендаций ПМПК;  Индивидуальный учебный план, включающий объем и формы  организации обучения;  Адаптированные программы изучаемых предметов, включающие  компоненты коррекционно­развивающей направленности в соответствии  с особенностями нарушений у ребенка, требования к формируемым  компетенциям, а также критерии и условия определения результатов  обучения;  Индивидуально   ориентированные программы психолого­педагогической  поддержки ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК (программа  логопедической работы, программа коррекционной работы педагога­ психолога, программы учителя­дефектолога  ­ индивидуальные и  групповые  занятия коррекционно­педагогической и психологической  направленности в соответствии со специфическими психофизическими  особенностями и образовательными потребностями данного ребенка;  включение специфических учебных предметов, необходимых для  компенсации нарушений).
Объекты  адаптации и  модификации.  Программы учебных предметов  Учебники и рабочие тетради  Формы организации обучения  Способы учебной работы учащимися (способы  организации коллективной учебной  деятельности, способы коммуникации, способы  предъявления и выполнения заданий, формы и  способы контроля и оценки знаний, компетенций  и др.
Модификация программ учебных  предметов       При составлении адаптированной образовательной программы   по общеобразовательным предметам для детей с особыми  образовательными потребностями необходимо предусмотреть:  частичное выполнение общей учебной программы в соответствии  с возможностями учащегося, снизить объем и глубину  изучаемого материала; пересмотреть учебные достижения по каждому предмету (кроме  тех, которые не вызывают затруднений у ученика),  требования к  достижениям должны быть четко сформулированы;  снизить требования к усвоению второстепенного материала,  оставив неизменными требования к основному материалу  учебного курса;  определить время, необходимое для изучения каждой темы;  предусмотреть, в случае необходимости, пропедевтические  периоды.
Модификация учебных пособий /или  рабочими   Обеспечение двухуровневыми учебниками  или  и  дополнительной  учебной  тетрадью  с  упрощенным содержанием. тетрадями
Методическая поддержка работы с  учебником  предоставление учащимся краткого содержания  изучаемой главы учебника;  маркировка важной для учащихся  с ОВЗ информации;  предоставление списка слов и оборотов речи,  потенциально непонятных учащемуся с ОВЗ, с  пояснениями, иллюстрациями, синонимическими заменами;  обеспечение дополнительными материалами,  компенсирующими недостаточный личный опыт ученика с  ОВЗ, значимый для  изучения данного предмета;  разработка и использование вспомогательных учебных  электронных ресурсов к отдельным темам и разделам  учебника.
Модификация организации  учебного пространства  в классе  расположение мебели, обеспечивающее учащимся работу  индивидуально, парами, небольшими группами; обеспечение  достаточного пространства для передвижения учащегося с ОВЗ;  наличие в классе «кабинета» для индивидуальной работы;  наличие индивидуальных правил работы  для учащихся с ОВЗ и  уважительное отношение к этим правилам других учащихся  класса;  поддержание тишины во время интенсивной работы, а также во  время устных ответов учеников класса;  близость расположения учащегося с ОВЗ в классе к учителю;  предоставление  ученику с ОВЗ дополнительного времени (при  необходимости) для выполнения задания, упражнения.
Модификация способов  предъявления и выполнения  заданий  предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и письменной   неоднократное повторение инструкции, указания индивидуально  форме; учащемуся с ОВЗ;  объяснение материала, способа выполнения задания в малой группе;  выявление понимания учащимся инструкции, задания;  поэтапное разъяснение заданий;   поэтапное (пооперационное) выполнение задания ( (возможно  использование предметно­операционных карт);  демонстрация  образца выполнения задания с одновременным участием в  этом процессе учащегося;  выполнение задания в парах: обычный ученик – ученик с ОВЗ;  выполнение задания в малой группе, где ученик с ОВЗ выполняет ту  часть общего задания, которое для него посильна;  индивидуальное выполнение задания, имеющего коррекционную  направленность.
Модификация контрольных и  тестовых материалов, способов  оценки успешности:  использование индивидуальной шкалы оценок  в соответствии с успехами  и затраченными усилиями учащегося с ОВЗ (личностное оценивание, а не  нормативное);   ежедневный анализ достижений и оценивание продвижения учащегося с  ОВЗ для выведения объективной четвертной оценки;  разрешение переделать задание, с которым ученик не справился;  предоставление возможности выбора контрольного задания;  объяснение учащимся сущности контрольного задания в доступной для  них форме (показ образца выполнения,  упрощенная формулировка  задания,  разрешение выполнить пробу и пр.);  разрешение устных ответов по читаемым текстам;  оценка содержания выполненной работы отдельно от ее правописания,  аккуратности, скорости выполнения и других второстепенных  показателей;  неограниченное время для выполнения контрольной работы, тестов;  предоставление ученику возможности представить выполненное задание  сначала в малой группе, а затем уже перед всем классом;  акцентирование внимания на достижениях ученика.
Модификация межличностных  отношений и поведения всех  участников инклюзивного  образовательного процесса:   модификация деятельности педагогического коллектива (кооперация и  сотрудничество, работа в команде, взаимопомощь, единство требований и  согласованность методических подходов);  модификация взаимоотношений и сотрудничество школы с родителями,  участие родителей в учебном процессе в качестве ассистентов,  подготовка ими специальных дидактических материалов, ежедневное  индивидуальное личное и виртуальное общение;  составление и реализация индивидуального плана коррекции поведения  учащегося с ОВЗ, а также (при необходимости) обычных учащихся;  воспитание социально приемлемого поведения в ситуациях  индивидуальной и коллективной учебной деятельности как для учащихся  с нормативным развитием, так и для учащихся с ОВЗ (самостоятельное  принятие решения и ответственности за это решение; умение  договариваться; уступать; соблюдать очередность);  педагогическому персоналу  необходимо научиться избегать реакций,  обусловленных чувством жалости  к ребенку с ОВЗ; поощрение стремления обычных учащихся к общению, взаимодействию  с  интегрированным /включенным одноклассником, к оказанию ему помощи.
Этап Предвари тельный Шаги разработки  адаптированной  образовательной  программы Предварительная  оценка  образовательных  потребностей ребенка и запроса  родителей Содержание деятельности. Результат Понимание специфики  семьи, предварительный  план действий для  облегчения адаптации  ребенка в новой среде. Администрация школы  определяет, к какому учителю и в  какой класс поступает ребенок. Так же  определяется, какие специалисты   психолого­педагогического  сопровождения могут войти в   междисциплинарную команду; если в школе нет какого­либо  специалиста,  административная группа  ищет возможные варианты привлечения  дополнительных ресурсов  (сотрудничество с ППМС­центром,  привлечение волонтеров и т.д.); заключается договор с родителями проводится сбор и анализ  предварительной  (первоначальной)  информации о ребенке и его семье.  Оценка  требований  ФГОС и ОП Изучение документации. Рекомендаций ПМПК
Диагностическ ий Изучение  результатов  комплексного  психолого­ педагогического  обследования Описание  необходимых  ребенку  с ОВЗ  специальных  образовательных  условий с учетом  возможностей и  дефицитов   Организация диагностической  работы учителя и специалистов  психолого­педагогического  сопровождения в режиме  взаимодействия (по возможности –  комплексно); Подготовка заключений о  психологических особенностях  ребенка, сформированности у него  учебных  навыков, специфике  взаимодействия со сверстниками и  взрослыми.  Организация деятельности ПМПк:   обсуждение заключений  специалистов. Принятие решения о  необходимости разработки АОП. Понимание  возможностей ребенка и основных проблем в  сфере освоения  образовательной  программы и поведения Конкретизация и  коррекция собственных  представлений о  возможностях и  проблемах ребенка.  Определение стратегии  по выстраиванию  сотрудничества и  продуктивного  взаимодействия
Деятельность учителя и специалистов  сопровождения в рамках работы ПМПк. Анализ содержания основной  образовательной программы с точки  зрения возможностей ребенка ее  освоить. Адаптация содержания   учебных материалов и  пособий, подбор  дидактических материалов,  формирование, использование  поддерживающих стратегий. Приказ об утверждении АОП Разработка Определение  необходимых  структурных составляющих АОП При необходимости – привлечение  специалистов ППМС­центра, с  которым заключено соглашение о  сотрудничестве. Определение временных границ  реализации АОП Четкое формулирование цели  АОП (совместно с родителями!) Определение круга задач в рамках  реализации АОП Определение содержания АОП  (коррекционный, образовательный  компоненты) Планирование форм реализации  разделов АОП Определение форм и критериев  мониторинга  учебных достижений  и формирования социальной  компетентности Определение форм и критериев  мониторинга эффективности  коррекционной работы
Реализация Организация образовательного  процесса, способствующего  адаптации и формированию  продуктивной учебной работы у  ребенка с ОВЗ. Деятельность  учителя и специалистов  психолого­педагогического  сопровождения в соответствии с  Программой и планом; Организация мониторинга   учебных достижений и  социальной компетентности  ребенка; Организация  мониторинга  эффективности коррекционной  работы Успешная адаптация  ребенка с ОВЗ в  среде сверстников,  динамика его  развития,  продуктивность  учебной  деятельности  ребенка,  формирование  основных  компетенций
Анализ и  коррекция Организация деятельности  ПМПк по анализу  эффективности работы, Динамики развития и учебных  достижений ребенка Определение ведущих  направлений  дальнейшей работы с  ребенком и его семьей,  постановка задач на  следующий период.  Выявление наиболее  эффективных стратегий  включения ребенка в  образовательную среду,  внесение корректив в  АОП
 Основная задача администрации и сотрудников школы на  предварительном этапе или этапе целеполагания – договориться  с родителями об одной общей цели на определенный,  «понятный» период времени – например, на один год. В беседе с  родителями необходимо расставить приоритеты в развитии  ребенка исходя из его возможностей  ­ в соответствии с ними  учитель и вся междисциплинарная команда  будут решать  практические задачи в области обучения и социальной  адаптации ребенка.  При этом, подписывая договор о сотрудничестве, а затем  принимая участие в разработке индивидуального  образовательного плана для своего ребенка, родитель должен  осознавать меру своей ответственности за качество жизни  ребенка не только в кругу семьи, но и в школе.

Посмотрите также