Презентация "Учебные ситуации"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 06.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая презентация "«Учебные ситуации как способ реализации системно-деятельностного подхода». Включает такие моменты, как - что такое учебная ситуация, что учитывается при ее создании, виды ситуаций, типология учебных ситуаций, характеристика нейтральной ситуации, проблемы, возникающие при подготовке учебных ситуаций, способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию.
Иконка файла материала Учебные ситуации.ppt



«Учебные ситуации как способ реализации системно-деятельностного подхода»

Б. Шоу сказал:

«Единственный путь, ведущий
к знанию - деятельность»

Динамичностью

Глобализацией

Экспоненциальным ростом информации

Чем характеризуется новая (информационная) эпоха?

4

Ориентация системы образования
на достижение качественно новых результатов
образования посредством реализации парадигмы
деятельностного развития

ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ

ОРИЕНТАЦИЯ
НА РЕЗУЛЬТАТ

РЕАЛИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
ПОДХОДА

НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
КАК ЭЛЕМЕНТ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ:
ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ
«КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА»

Смысл введения ФГОС

В основе НОВОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя:

УС - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл

Виды ситуаций:

Выбор. Дается ряд готовых решений. Среди них и неправильные. Надо выбрать правильное.
Неопределенность. Неоднозначные решения ввиду недостатка данных
Неожиданность. Вызывает удивление необычностью, парадоксальность.
Конфликт. Ситуация, рассматривающая противоположности.
Несоответствие. Не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.

Типология учебных ситуаций:

Ситуация –
проблема

Ситуация –
иллюстрация

Ситуация -
оценка

Ситуация –
тренинг

Характеристика нейтральной ситуации

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з учеников

2. Учитель объявляет новую тему

3. Учитель объясняет новую тему

4. Учитель организует закрепление знаний учениками

Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Примером учебной ситуации может стать:

Ситуация
неожиданности

Ситуация предложения

Ситуация
конфликта

Ситуация
несоответствия

Ситуация выбора

Ситуация
неопределенности

Проблемы, возникающие при подготовке учебных ситуаций.

Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию

продумать содержание учебной ситуации;
продумать её и её «аранжировку»-поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причём не вынуждения, а побуждения.

Проектирование и отбор
учебных ситуаций
на примере учебной ситуации

Учебные ситуации с элементами игровой деятельности:

Учебные ситуации с элементами
исследовательской деятельности:

эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов)

маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие)

проведение мини-исследований

описание и оценка

Учебные ситуации с элементами
исследовательской деятельности:

«Золотые правила» использования приемов технологий

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди ученика от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй ученика.

Вы - блестящий учитель,
у вас прекрасные ученики!

Учись у времени,
в котором ты живёшь!

Список использованных ресурсов

Е. Старостенко. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.
И. Зимняя. Педагогическая психология "Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса". Часть III. [http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/pedogogicheskaya_psihologiya/glava2.htm].
Нейтральная педагогическая ситуация. [http://vashabnp.info]