Цель урока " Духовная жизнь Серебряного века " - рассмотреть достижения русской культуры, установить связь культуры этого времени и социально-экономических процессов, происходивших в стране. В ходе урока обучающиеся знакомятся с основными чертами духовной жизни Серебряного века, анализируют систему образования, оценивают уровень грамотности и достижения науки; знакомятся с основными тенденциями развития литературы и художественной культуры.Урок "Духовная жизнь Серебряного века" 9 класс история
Россия на рубеже
XIX- ХХ вв.
Тема урока: Духовная
Духовная
жизнь Серебряного века.
жизнь Серебряного века.
История 9 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ №1
г.Вилючинск
Цели:
Цели:
рассмотреть
культуры
достижения
русской
установить связь культуры этого
социальноэкономических
времени
процессов, происходивших в стране
и
План:
1. Духовное состояние общества.
2. Просвещение и наука.
3. Литература.
4. Живопись.
5. Скульптура и архитектура.
6. Музыка, балет, театр, кинематограф.
Основные понятия:
Культура Серебряного века,
Биосфера,
Импрессионизм,
Ноосфера,
Модерн,
Футуризм,
Акмеизм,
Символизм,
Декаданс.
1. Духовное состояние общества.
Черты российской
культуры:
Усиление интеграции в европейскую и
мировую культуру, применение достижений
НТП, развитие научной мысли
Настроения упадничества, вызванные возраста
нием роли техники в жизни людей и усилением
социальных противоречий
Переход от непосредственного изображения
мира
(реализм)
мира
художественными
(модерн,
авангардизм)
преображению
Влияние революции
к
средствами
Черты российской культуры:
Культура Серебряного века –
культура к. XIX – нач. ХХв., назван
ная философом Н.Бердяевым в
сравнении с культурой предшеству
ющих «золотых» эпох.
В литературный и научный оборот
это словосочетание вошло в 60е гг.
ХХ века.
Н.Бердяев.
2. Просвещение и наука.
Бурное развитие капитализма, индустриализация
стимулировали развитие образования.
Уровень образования в
России в начале ХХ века.
ВУЗы
Университеты, институты,
высшие курсы
Гимназия начала ХХ в.
Средняя школа
Классические
гимназии
Реальные
училища
Коммерческие
училища
Начальная школа
Церковно
приходские
школы
Начальные
школы
Министерства
просвещения
Земские
Начальные
училища
Школа
ВУЗы
Важную роль в развитии
образования играли перио
дическая печать и книгоиз
дательство.
1890г.:
100 газет
ок.1000 типографий.
1913г.
1263 газет и журналов,
книжных магазинов.
городах
в
ок.2
тыс.
Книжная лавка.
Худ. Васнецов.
?
Как вы думаете, почему в Думе не
приняли закон о введении всеоб
щего народного образования?
Задание:
Задание: заполнить таблицу
заполнить таблицу
Российская наука в начале ХХ
Российская наука в начале ХХ
века.века.
Достижения
Наука
Физика
Биология
Аэродинамика
Историческая
наука
Философия
3. Литература.
Одним из наиболее
популярных
жанров
того
стал
символизм.
времени
А.А.Блок.
Худ.Сомов.
В.Я.Брюсов
Худ.Малютин.
Н.Гумилев
А.Ахматова.
Символизм – художественное направление,
использующее символы для выражения идей,
чувств и видений авторов.
Акмеизм течение в русской поэзии нач.ХХв.,
провозгласившее освобождение поэзии от сим
волистских усложненных образов, возврат к
материальному миру, предмету.
4.Живопись.
В живописи одним из
В живописи одним из
ведущих течений стано
ведущих течений стано
вится символизм.
вится символизм.
Цель – постичь красоту
Цель – постичь красоту
бытия.
бытия.
Вдвоем. Худ. В.И.Борисов
Мусатов.
Накануне Первой
Накануне Первой
и
и
появляется
появляется
мировой
мировой
революции
революции
авангардизм.
авангардизм.
войны
войны
Основная идея:
Основная идея:
• отказ от культурного
отказ от культурного
наследия
наследия
•
цель
цель
творить будущее.
творить будущее.
искусства
искусства
–
–
Композиция.
Худ.В.В. Кандинский. 1910г.
одного
одного
К.С.Малевич(18781935) – осново
К.С.Малевич(18781935) – осново
положник
видов
положник
видов
абстрактного искусства, т. н.
абстрактного искусства, т. н.
супрематизма, автор знаменитой
супрематизма, автор знаменитой
картины «Черный квадрат».
картины «Черный квадрат».
из
из
«Мир искусства» (органи
«Мир искусства» (органи
заторы Бенуа и Дягилев) –
заторы Бенуа и Дягилев) –
свобода
творческого
творческого
свобода
самовыражения.
самовыражения.
организация выставок
организация выставок
журнала,
журнала,
объединившего и художников,
объединившего и художников,
и писателей.
и писателей.
издание
издание
Арлекин и дама.
Арлекин и дама.
Худ. Сомов.
Худ. Сомов.
5. Скульптура и архитектура.
Особняк
Ф.О.Шехтеля
Гостиница «Метрополь». Арх.
Валькотт.
Модерн::
Модерн
использование новых технических приемов и материалов
использование новых технических приемов и материалов
элементы народной культуры
элементы народной культуры
смешение различных стилей.
смешение различных стилей.