План-конспект
Урока - деловой игры:
«На зло стихиям»
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Цель:
1. Контроль и обобщение знаний по темам ОБЖ, рассматривающим различные стихийные бедствия: землетрясения, сели, оползни, обвалы, ураганы, бури, смерчи, наводнения, лесные и торфяные пожары .
2. Закрепить знания учащихся по эвакуации и правилам оказания первой медицинской помощи при ЧС природного характера.
3. Учащиеся должны знать природу возникновения стихийных бедствий, их последствия; меры, принимаемые по их предупреждению и предотвращению.
Планконспект
Урока деловой игры:
«На зло стихиям»
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Цель:
1. Контроль и обобщение знаний по темам ОБЖ, рассматривающим
различные стихийные бедствия: землетрясения, сели, оползни, обвалы,
ураганы, бури, смерчи, наводнения, лесные и торфяные пожары .
2. Закрепить знания учащихся по эвакуации и правилам оказания первой
медицинской помощи при ЧС природного характера.
3. Учащиеся должны знать природу возникновения стихийных бедствий,
их последствия; меры, принимаемые по их предупреждению и
предотвращению.
Метод проведения:
игра, в которой теоретические вопросы сочетаются с практическими
заданиями. Соревнования команд учащихся происходят по теоретическим
вопросам, как в телевизионной игре «Брэйнринг».
Время:1 час(40 минут)
Подготовка к мероприятию (5 минут):
1.Формируются команды по 34 человека.
2.Сообщается основное требование к участникам: повторить пройденный
материал по темам: «Землетрясения», «Сели, оползни, обвалы», «Ураганы,
бури, смерчи», «Наводнения», «Лесные и торфяные пожары».
3.Команды участников придумывают название команды, рисуют эмблемы.
4.Готовится оформление: географическая карта, рисуется табло для оценок,
выставка сообщений на специальной подставке.
5.Вырабатывается критерий оценки за игру, выбирается жюри.
6.Готовятся оценочные листы для жюри.
Уход урокаделовой игры (30 минут):
Ведущий 1(из состава жюри):
Чтоб вдруг не настигла стихия
Не накрыла внезапно беда,
Мы принять должны меры такие,Чтоб отпор был готов её всегда!
Ведущий 2 (из состава жюри):
Для победы решенье ищите,
Пред стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой,
Вам поможет с бедой совладать.
Учитель:
Уважаемые друзья! Сегодня с вами попробуем показать, что мы знаем о
стихийных бедствиях и как умеем себя вести при различных ЧС
природного характера.
Любые стихии нам нипочем! И мы научимся с ними бороться!
Наш девиз: «На зло стихиям!»
Наши команды в начале игры покажут свои теоретические знания о
стихийных бедствиях, затем – как они могут вести себя при стихийных
бедствиях. У нас участвуют команды…
Представляем жюри. В брэйнринге за каждый правильный ответ 1
балл, побеждает тот, кто наберёт большее количество баллов. Кто
готов отвечать, поднимает карточку. В конце игры определяется лучшая
команда
Первый конкурс «Разминка»
Команды по очереди отвечают на вопросы.
Сколько правильных ответов, столько и баллов.
Вопросы первой команде:
1.Что собой представляет Буря?
2.Что такое гипоцентр?
Вопросы второй команде:
1.Как в Америке называют смерч?
2.Как называют области, подверженные частым землетрясениям?
Вопросы третьей команде:
1.Чем отличаются сели от оползней?
2.Как в Европе называют смерч?
Вопросы четвёртой команде:
1.Как называется чувствительный прибор, реагирующий на подземные
толчки?
2.Что такое эпицентр?
Вопрос пятой команде:
1.Что собой представляет шторм?
2.Чем отличаются низовые пожары от верховых?
Подводятся итоги.
Второй конкурс.
Необходимо быстро и правильно ответить на вопросы:1.Известо стихийное бедствие, которое наблюдалось 29 июня 1904 года.
Оно возникло в грозовом облаке и продвинулось в сторону Москвы,
разрушив по пути несколько деревень, повредив дома в Лефортово, повалив
вековые деревья в Сокольниках, подняв телеги, животных, встретившихся
на пути. Проходя через Москвуреку, это стихийное бедствие высосало
воду и обнажило на короткое время её дно.
Вопрос: Что это за стихийное бедствие? (Ответ: смерч)
2.Всем известно, что торнадоэто настоящий круговой шторм.
Вопрос: Торнадо вращается по часовой стрелке или против?
(Ответ: в северном полушарии против, в южном по часовой)
3.На высоком правом берегу Волги стояло старое русское село Федоровка.
Както в душную, июльскую ночь 1889 года население села было разбужено
необычными явлениями: стены изб шатались ,земля содрогалась и
вспучивалась. Из её недр несся глухой гул. Жители высыпали из домов на
улицу. Они увидели, что деревья вместе с участком берега движутся к
Волге. Перемещение длилось около 3х дней.
Вопрос: Что это было за стихийное бедствие? (Ответ: оползень)
4.Вопрос:Как вы думаете, что является причиной возникновения ураганов на
равнинах Северной Америки?(Ответ: связано это с отсутствием горных
хребтов, что создает условия для проникновения арктических воздушных
масс)
5.Замечено, что в большинстве случаев сели происходят в определённое
время.
Вопрос: Для кого времени суток характерно возникновение селей (Ответ:
вечером и ночью)
6. В ХIХ веке Гете утверждал: «Нельзя спорить с землетрясением».
Современные специалисты убеждены в обратном.
Задание: Докажите их позицию.
7.Что происходит перед приходом цунами на берег?
(Ответ: вода отступает на сотни метров, а иногда на километры)
8. «Против гор могут быть только…» так говорили и строили плотину.
Вопрос: Что может устоять против гор? Закончите фразу. (Ответ: горы)
9. В 1923 году близ Токио, на пляже в городе Хаяма, один ихтиолог увидел
«усатую треску», которая водится только в очень глубоких местах.
Вопрос: О чем свидетельствует этот факт? (Ответ: это происходит пред
сильным землетрясением)
10. Вопрос: В какую сторону вытягивают клювы пингвины перед бурей?
(Ответ: в ту, откуда должна прийти буря)
11. Вопрос: Может ли произойти землетрясение рядом с озером Байкал?
(Ответ: Да)12.Вопрос: Может ли наводнение быть полезным? (Ответ: Да)
13.Вопрос: Чем заторы отличаются от зажоров? (Ответ: зажоры –
скопление внутриводного льда)
Подводятся итоги
Третий конкурсэвакуация.
Команды отвечают на вопросы по карточкам, которые выбирают.
1. Какой сигнал сообщит вам о стихийном бедствии?
2. При каком стихийном бедствии эвакуация возможна с имуществом и
даже с животными?
3. что необходимо делать капитанам кораблей, если приближается
цунами?
4. Если Вы входите в группу по тушению лесного пожара, что необходимо
делать?
Подводятся итоги.
Четвёртый конкурс капитанов
Им предлагаются вопросы текстового характера:
1.Где больше всего выпадает осадков?
а) в России; б) в Индии; в) в Бразилии.
2. Может ли землетрясение быть сильным, но небольшим по
разрушениям?
а) иногда; б) нет; в) да.
3.Как называют кубинцы вытянутые в изогнутую трубку вихри?
а) «крокодилий хвост»; б) «коровий хвост»; в) «кошачий хвост».
4. Цунами – это:
а) речное землетрясение; б) сильная волна; г) « волна в гавани».
5. Где зафиксировано большее количество землетрясений?
а) в Японии; б) в Китае; в) в Америке.
6.Назовите название снежных бурь (метель, позёмка).
Практическое задание: Кто из капитанов быстрее оденет противогаз.
Подводятся итоги(5 минут)
Песня: «Если друг оказался вдруг…»