Презентация "Усвятские шлемоносцы"

  • Занимательные материалы
  • Книги
  • Лекции
  • Научные работы
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 13.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по широко известной повести Евгения Носова "Усвятские шлемоносцы" была подготовлена ученицей 9 класса как дополнительный материал к научному исследованию о стилистических особенностях произведений Е.Носова. материал может быть использован филологами в старших классах на уроках литературы, на факультативах, спецкурсах. Данный материал учит подробному анализу художественного произведения, следовательно, может быть использован и при подготовке к экзаменационному сочинению.
Иконка файла материала Презентация Орнаментальная проза Усявтские шлемоносцы.pptx
ОРНАМЕТАЛЬНАЯ ПРОЗА  ЕВГЕНИЯ НОСОВА (ПО  ПОВЕСТИ «УСВЯТСКИЕ  ШЛЕМОНОСЦЫ») Выполнила:  ученица 8 «А» класса Зимарёва Юлия
ЕВГЕНИЙ НОСОВ­ РАЗНОСТОРОННЕ ТАЛАНТЛИВЫЙ  ЧЕЛОВЕК.  ЕГО  ИМЯ СВЯЗЫВАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ С  ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗОЙ, НО ДОМИНИРУЕТ В ЕГО  ТВОРЧЕСТВЕ ТЕМА ВОЙНЫ.
ПОВЕСТЬ Е. И. НОСОВА «УСВЯТСКИЕ  ШЛЕМОНОСЦЫ» ОБРАЩЕНА К ПРЕДЫСТОРИИ  ВОЕННОЙ ЖИЗНИ, К ТОЙ САМОЙ ТОЧКЕ ОТСЧЕТА,  ОТКУДА НАЧИНАЛИСЬ 1418 ДНЕЙ ГЕРОИЧЕСКОГО  И ТРАГИЧЕСКОГО ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.  БОЛЬШИНСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ  РАССМАТРИВАЛИ ПОВЕСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ  НАРОДНОСТИ, ИЛИ ИСКАЛИ ФИЛОСОФСКИЕ И  БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ. А МЫ РЕШИЛИ АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ  НА СТИЛЕВОМ СВОЕОБРАЗИИ ПОВЕСТИ, А ИМЕННО НА ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЕ.
ЦЕЛЬ исследование стилевых особенностей повести  Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы» ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ повесть Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы» ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ методы и приемы  орнаментальной прозы в повести
Задачи: ­ ознакомиться с биографией писателя; ­ изучить литературоведческие статьи о  творчестве Е.Носова; ­ познакомиться с особенностями  орнаментальной прозы; ­ проработать лексический материал повести; ­ проанализировав язык и стиль повести,  определить их роль в раскрытии идейного  содержания произведения. Практическая значимость работы заключается в  том, что материал, изложенный в ней, может быть  использован  на уроках литературы , а также при  подготовке учащихся к олимпиадам по литературе.
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ (15 ЯНВАРЯ 1925  ­ 13 ИЮНЯ 2002)  РОДОМ ИЗ С.ТОЛМАЧЕВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.   РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПРОЗАИК, АВТОР  ПОВЕСТЕЙ И РАССКАЗОВ, ГЕРОЙ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, ЛАУРЕАТ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ, ПОЧЕТНЫЙ  ГРАЖДАНИН КУРСКА.
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ У ФОЛЬКЛОРА.   (ОТ ЛАТ.  ОRNAMENTUM – УКРАШЕНИЕ). ТАКАЯ ПРОЗА ЧАСТО БЕРЁТ СВОИ  Стилистика орнаментальной прозы: обращение к  простонародной  стихии языка  словотворчество  метафоричность,  образность  повышенная  эмоциональность
ПОВЕСТЬ ЕВГЕНИЯ НОСОВА «УСВЯТСКИЕ ШЛЕМОНОСЦЫ» ­  ВЕРШИННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ. ГЕРОЕВ РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ О МИНУВШЕЙ ВОЙНЕ МЫ ВСТРЕЧАЕМ В ОКОПАХ, В ТАНКОВЫХ АТАКАХ, В ДЕРЗКИХ ВЫЛАЗКАХ РАЗВЕДКИ, В  ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДАХ.  А В ПОВЕСТИ Е.И. НОСОВА  НЕТ НИКАКИХ БАТАЛЬНЫХ СЦЕН И  ДАЖЕ НИ ЕДИНОГО ВЫСТРЕЛА НЕ ПРОЗВУЧАЛО. ЭТО СКАЗАНИЕ  О ЖИЗНИ ГЛУБИННОГО СЕЛА УСВЯТЫ В ПЕРВЫЕ ДНИ ПОСЛЕ  ОБЪЯВЛЕНИЯ ВОЙНЫ, О ТОМ , КАК УСВЯТСКИЕ МУЖИКИ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПЕРЕЛАМЫВАЛИ СЕБЯ ДЛЯ РАТНОГО ДЕЛА. Но как все это было  художественно воссоздано,  с использованием точного,  меткого, правдивого,  народного языка,  от которого,  без преувеличения,  захватывало дух!
1. ПРОСТОНАРОДНАЯ РЕЧЬ  ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЕЧЬ  ДИАЛЕКТНУЮ, ПРОСТОНАРОДНУЮ, РАЗГОВОРНУЮ,  УСТАРЕВШУЮ, ИСКОННО­РУССКУЮ И СТАРОСЛАВЯНСКУЮ  ЛЕКСИКУ. ПО ЛЕВУЮ, ТО ВИДЕЛАСЬ СТОРОНА НЕОБЖИТАЯ (ДИАЛЕКТ),  НЕ ВО ВСЯК ДЕНЬ ХОЖЕНАЯ(РАЗГ.) ­ ЗАЛИВНОЕ БУЙНОЕ  ЗАЙМИЩЕ (ДИАЛЕКТ), НЕПРОЛАЗНАЯ ПОВИТЕЛЬНАЯ  ЧАЩОБА В СЛАДКОМ ДУРМАНЕ КАЛИНЫ, В НЕУЕМНОМ  ПТИЧЬЕМ ПОСВИСТЕ И ПОЩЕЛКЕ.
2. МЕТАФОРИЧНОСТЬ И ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ : Метафоры:  «Касьяну тридцать шесть лет­«самое  спелое мужицкое времечко»;  «Усвятские» мужики казались ему…как серые горшки перед обжигом:  никому из них не дано было знать, кто выйдет из этого огня  прокаленным до звона, а кто при первом же полыме треснет до самого  конца». Лирические отступления:  ­Чудная картина реки Остомли открывается из окошка его дома.  ­Вода сама по себе, даже если она в ведерке,­ непознанное чудо. Когда  же она и денно и нощно(старосл.) бежит в берегах, то норовисто  пластаясь (диал.)тугой необоримой силой (разг.)на перекатах,  то  степенясь и полнясь (диалект) зеленоватой чернью  у поворотных  глин( разг.); когда то укрывается  молочной наволочью тумана(разг.),  под которой незримо  и таинственно ухает (разг.) вдруг взыгравшая  рыбина.
СКАЗКИ: ЖЕНА КАСЬЯНА НАТАХА,  ИМ, РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ СВОЕМУ  МЛАДШЕНЬКОМУ:  “ А ЗМЕЙ ТОТ НЕМЕЦКИЙ ОБ ТРЕХ ГОЛОВАХ. ИЗ НОЗДРЕЙ ОГОНЬ БРЫЗГАЕТ,  ИЗ   ЗЕЛЕНЫХ ОЧЕЙ  МОЛОНЬИ ЛЕТЯТ. ДА ТОЛЬКО  ПАПКА НАШ  В ЖЕЛЕЗНОМ  ШЕЛОМЕ, И РУБАХА НА НЕМ ЖЕЛЕЗНАЯ. НИПОЧЕМ ЕМУ НИ ОГОНЬ, НИ  ПОЛЫМЯ. А ТУТ ВОТ ОНИ ПОДОСПЕЛИ, И ДЯДЯ  АЛЕКСЕЙ МАХОТИН, И  ДЯДЯ   НИКОЛАЙ ЗЯБЛОВ, И ЕЩЕ МНОГО НАШИХ. КТО С РОГАТИНОЙ, КТО С ВИЛАМИ,  А ДЯДЯ АФОНЯ ДАК И С МОЛОТОМ... Сказ: Как у сгинь­болота жили три змеи: Как одна змея закликуха, Как вторая змея заползуха, Как третья змея веретенка... Былина (сходство с былиной): В «Усвятских шлемоносцах» 3 богатыря­ всадника. Первый: бригадир  «воевода» Иван Дронов ­один из первых добровольно уйдет на войну.  Второй­ колхозник Давыдко, принесший на покос весть о войне. Третий  всадник прибыл в Усвяты с повестками на войну.
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ: АХ ВЫ, СТОЛИКИ МОИ, ВЫ ТЕСОВЕНЬКИЕ! А ЧЕВО Ж ВЫ СТОИТЕ НЕ ЗАСТЕЛЕННЫЕ? А ЧЕВО Ж ВЫ СИДИТЕ, ХЛЕБА­СОЛИ НЕ ЯСТЕ?  ТО ЛЬ МЕДОК МОЙ НЕ СКУСЕН, ТО ЛЬ ХОЗЯИН НЕ ВЕСЕЛ? Мифология: Немцы представлялись усвятцам  с копытами и в касках с рогами,  то есть жутковатыми,  чертоподобными существами… Пословицы и поговорки:  От метлы щели нет;  Конец всему делу венец;  Ты только за пирог, а черт на порог.
3. ПОЭТИЧНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ ­  ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОЭТИЧНОСТЬ, СИМВОЛИКУ, СНЫ,  ПРИЕМ НЕДОГОВОРЕННОСТИ. Поэтичность: Исход повести очень поэтичен. Его картины щемят сердце. Художник  знает  , что Касьян уходит навсегда .Он точен в настроении и невидимыми слезами  плачет об уходящем.  Жена провожает Касьяна «помекнувшим взглядом, не найдясь ,что  сказать, чем остановить неумолимое время»…  Мать сует Касьяну его пуповинку­последнее, что связывает Человека с  его родом и со Светом. Сон: Касьяну снится  червонец,  обернувшийся сперва дамой пик в  невестиной фате, а потом смертью,  нюхающей цветок.
НОВОБРАНЦЫ СОБРАЛИСЬ У ДЕДУШКИ  СЕЛИВАНА ПОДЕЛИТЬСЯ СОКРОВЕННЫМ,  СТАРИК  ДОСТАЕТ СВОЮ  СТАРУЮ КНИГУ И  ОТКРЫВАЕТ МУЖИКАМ ПОДЛИННОЕ  ЗНАЧЕНИЕ ИХ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН. НИКОЛАЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ “ПОБЕДИТЕЛЕМ”,  АЛЕКСЕЙ “ЗАЩИТНИКОМ”, КАСЬЯН  “ШЛЕМОНОСЦЕМ”, ТО ЕСТЬ УСВЯТСКИЕ  МУЖИКИ ЯВЛЯЮТСЯ ПО ИМЕНАМ СВОИМ  ЕЩЕ И РАТНИКАМИ, “ИМЕЮЩИМИ  УКАЗАНИЕ К ВОИНСКОМУ ДЕЛУ.
4. ТЯГОТЕНИЕ К СЛОВОТВОРЧЕСТВУ  ПРОЯВЛЯЕТСЯ В АВТОРСКИХ НЕОЛОГИЗМАХ И  ПРИЁМЕ НЕДОГОВОРЁННОСТИ АВТОРСКИЕ  НЕОЛОГИЗМЫ • Наволочь тумана, вечернее предсонье ,  чибисный выклик, барашковый блекоток,   круговина неба, зубчики – секунды,  вымлевшее небо, «незыблемая жизнь». ПРИЕМ  НЕДОГОВОРЕННОСТИ • Касьян и уходящие вместе с ним усвятцы обратно  не вернутся. С ними прощаются всерьез, и  Алексей­защитник, Касьян­щлемоносец, и его  брат Никифор. Как зловещий знак  невозвращения почти перед каждым домом  вырата яма:писатель объясняет его прозаически­  хотели поставить столбы под радио, да не  успели…
МУСОРОСБОРНИКОМ? ФИЛЬТРОМ?  СВОБОДНЫМ ПОТОКОМ? В ЛИТЕРАТУРЕ БЫЛО НАПРАВЛЕНИЕ ,  КОГДА АВТОРЫ РАБОТАЛИ С НАРОДНЫМ  СЛОВОМ. НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ  ПРОЗУ НОСОВА БЕЗ ЭТИХ СЛОВ. ЕСТЬ ЛИ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ  ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТАКОЕ  НАПРАВЛЕНИЕ? ЕСЛИ УШЛА БАЗА,  НАРОДНАЯ, ДЕРЕВЕНСКАЯ,  КРЕСТЬЯНСКАЯ, ТО УШЛО И СЛОВО.  ТАКОГО СЛОВА СЕЙЧАС , К СОЖАЛЕНИЮ,  ПОВЕСТЬ ЕВГЕНИЯ НОСОВА «УСВЯТСКИЕ  ШЛЕМОНОСЦЫ»­ КАК ПЛАВИЛЬНЫЙ  КОТЁЛ НАРОДНОГО ЯЗЫКА. СЛОВА  АВТОРА ВКЛЮЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯ В ДРУГОЙ  НЕТ. МИР.
НЕБОЛЬШАЯ ПО ОБЪЕМУ, НО НЕОБЫЧАЙНО  ЕМКАЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ПОЧТИ БЫЛИННАЯ,  «БОГАТЫРСКАЯ», ПОВЕСТЬ Е.И.НОСОВА  «УСВЯТСКИЕ ШЛЕМОНОСЦЫ» ОСТАНЕТСЯ  ПАМЯТНИКОМ РУССКОМУ КРЕСТЬЯНСТВУ,  СТАВШЕМУ ТОЙ НАРОДНОЙ АРМИЕЙ, КОТОРАЯ  ОСТАНОВИЛА ВРАГА И ВОДРУЗИЛА ФЛАГ ПОБЕДЫ  НАД РЕЙХСТАГОМ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!