Презентация по широко известной повести Евгения Носова "Усвятские шлемоносцы" была подготовлена ученицей 9 класса как дополнительный материал к научному исследованию о стилистических особенностях произведений Е.Носова. материал может быть использован филологами в старших классах на уроках литературы, на факультативах, спецкурсах. Данный материал учит подробному анализу художественного произведения, следовательно, может быть использован и при подготовке к экзаменационному сочинению.
ОРНАМЕТАЛЬНАЯ ПРОЗА
ЕВГЕНИЯ НОСОВА (ПО
ПОВЕСТИ «УСВЯТСКИЕ
ШЛЕМОНОСЦЫ»)
Выполнила:
ученица 8 «А» класса
Зимарёва Юлия
ЕВГЕНИЙ НОСОВ РАЗНОСТОРОННЕ ТАЛАНТЛИВЫЙ
ЧЕЛОВЕК.
ЕГО ИМЯ СВЯЗЫВАЕТСЯ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ С
ДЕРЕВЕНСКОЙ ПРОЗОЙ, НО ДОМИНИРУЕТ В ЕГО
ТВОРЧЕСТВЕ ТЕМА ВОЙНЫ.
ПОВЕСТЬ Е. И. НОСОВА «УСВЯТСКИЕ
ШЛЕМОНОСЦЫ» ОБРАЩЕНА К ПРЕДЫСТОРИИ
ВОЕННОЙ ЖИЗНИ, К ТОЙ САМОЙ ТОЧКЕ ОТСЧЕТА,
ОТКУДА НАЧИНАЛИСЬ 1418 ДНЕЙ ГЕРОИЧЕСКОГО
И ТРАГИЧЕСКОГО ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЯ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
БОЛЬШИНСТВО ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
РАССМАТРИВАЛИ ПОВЕСТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
НАРОДНОСТИ, ИЛИ ИСКАЛИ ФИЛОСОФСКИЕ И
БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ.
А МЫ РЕШИЛИ АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ
НА СТИЛЕВОМ СВОЕОБРАЗИИ ПОВЕСТИ,
А ИМЕННО НА ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЕ.
ЦЕЛЬ
исследование стилевых особенностей повести
Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы»
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
повесть Е.И.Носова «Усвятские шлемоносцы»
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
методы и приемы
орнаментальной прозы в повести
Задачи:
ознакомиться с биографией писателя;
изучить литературоведческие статьи о
творчестве Е.Носова;
познакомиться с особенностями
орнаментальной прозы;
проработать лексический материал повести;
проанализировав язык и стиль повести,
определить их роль в раскрытии идейного
содержания произведения.
Практическая значимость работы заключается в
том, что материал, изложенный в ней, может быть
использован на уроках литературы , а также при
подготовке учащихся к олимпиадам по литературе.
ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ (15 ЯНВАРЯ 1925
13 ИЮНЯ 2002)
РОДОМ ИЗ С.ТОЛМАЧЕВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.
РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ПРОЗАИК, АВТОР
ПОВЕСТЕЙ И РАССКАЗОВ, ГЕРОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА, ЛАУРЕАТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИИ, ПОЧЕТНЫЙ
ГРАЖДАНИН КУРСКА.
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ У ФОЛЬКЛОРА.
(ОТ ЛАТ. ОRNAMENTUM – УКРАШЕНИЕ).
ТАКАЯ ПРОЗА ЧАСТО БЕРЁТ СВОИ
Стилистика орнаментальной прозы:
обращение к
простонародной
стихии языка
словотворчество
метафоричность,
образность
повышенная
эмоциональность
ПОВЕСТЬ ЕВГЕНИЯ НОСОВА «УСВЯТСКИЕ ШЛЕМОНОСЦЫ»
ВЕРШИННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ. ГЕРОЕВ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ О МИНУВШЕЙ ВОЙНЕ МЫ ВСТРЕЧАЕМ В ОКОПАХ,
В ТАНКОВЫХ АТАКАХ, В ДЕРЗКИХ ВЫЛАЗКАХ РАЗВЕДКИ, В
ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДАХ.
А В ПОВЕСТИ Е.И. НОСОВА НЕТ НИКАКИХ БАТАЛЬНЫХ СЦЕН И
ДАЖЕ НИ ЕДИНОГО ВЫСТРЕЛА НЕ ПРОЗВУЧАЛО. ЭТО СКАЗАНИЕ
О ЖИЗНИ ГЛУБИННОГО СЕЛА УСВЯТЫ В ПЕРВЫЕ ДНИ ПОСЛЕ
ОБЪЯВЛЕНИЯ ВОЙНЫ, О ТОМ , КАК УСВЯТСКИЕ МУЖИКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПЕРЕЛАМЫВАЛИ СЕБЯ ДЛЯ РАТНОГО ДЕЛА.
Но как все это было
художественно воссоздано,
с использованием точного,
меткого, правдивого,
народного языка,
от которого,
без преувеличения,
захватывало дух!
1. ПРОСТОНАРОДНАЯ РЕЧЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЕЧЬ
ДИАЛЕКТНУЮ, ПРОСТОНАРОДНУЮ, РАЗГОВОРНУЮ,
УСТАРЕВШУЮ, ИСКОННОРУССКУЮ И СТАРОСЛАВЯНСКУЮ
ЛЕКСИКУ.
ПО ЛЕВУЮ, ТО ВИДЕЛАСЬ СТОРОНА НЕОБЖИТАЯ (ДИАЛЕКТ),
НЕ ВО ВСЯК ДЕНЬ ХОЖЕНАЯ(РАЗГ.) ЗАЛИВНОЕ БУЙНОЕ
ЗАЙМИЩЕ (ДИАЛЕКТ), НЕПРОЛАЗНАЯ ПОВИТЕЛЬНАЯ
ЧАЩОБА В СЛАДКОМ ДУРМАНЕ КАЛИНЫ, В НЕУЕМНОМ
ПТИЧЬЕМ ПОСВИСТЕ И ПОЩЕЛКЕ.
2. МЕТАФОРИЧНОСТЬ И ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ :
Метафоры:
«Касьяну тридцать шесть лет«самое спелое мужицкое времечко»;
«Усвятские» мужики казались ему…как серые горшки перед обжигом:
никому из них не дано было знать, кто выйдет из этого огня
прокаленным до звона, а кто при первом же полыме треснет до самого
конца».
Лирические отступления:
Чудная картина реки Остомли открывается из окошка его дома.
Вода сама по себе, даже если она в ведерке, непознанное чудо. Когда
же она и денно и нощно(старосл.) бежит в берегах, то норовисто
пластаясь (диал.)тугой необоримой силой (разг.)на перекатах, то
степенясь и полнясь (диалект) зеленоватой чернью у поворотных
глин( разг.); когда то укрывается молочной наволочью тумана(разг.),
под которой незримо и таинственно ухает (разг.) вдруг взыгравшая
рыбина.
СКАЗКИ:
ЖЕНА КАСЬЯНА НАТАХА, ИМ, РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ СВОЕМУ
МЛАДШЕНЬКОМУ:
“ А ЗМЕЙ ТОТ НЕМЕЦКИЙ ОБ ТРЕХ ГОЛОВАХ. ИЗ НОЗДРЕЙ ОГОНЬ БРЫЗГАЕТ, ИЗ
ЗЕЛЕНЫХ ОЧЕЙ МОЛОНЬИ ЛЕТЯТ. ДА ТОЛЬКО ПАПКА НАШ В ЖЕЛЕЗНОМ
ШЕЛОМЕ, И РУБАХА НА НЕМ ЖЕЛЕЗНАЯ. НИПОЧЕМ ЕМУ НИ ОГОНЬ, НИ
ПОЛЫМЯ. А ТУТ ВОТ ОНИ ПОДОСПЕЛИ, И ДЯДЯ АЛЕКСЕЙ МАХОТИН, И ДЯДЯ
НИКОЛАЙ ЗЯБЛОВ, И ЕЩЕ МНОГО НАШИХ. КТО С РОГАТИНОЙ, КТО С ВИЛАМИ,
А ДЯДЯ АФОНЯ ДАК И С МОЛОТОМ...
Сказ:
Как у сгиньболота жили три змеи:
Как одна змея закликуха,
Как вторая змея заползуха,
Как третья змея веретенка...
Былина (сходство с былиной):
В «Усвятских шлемоносцах» 3 богатыря всадника. Первый: бригадир
«воевода» Иван Дронов один из первых добровольно уйдет на войну.
Второй колхозник Давыдко, принесший на покос весть о войне. Третий
всадник прибыл в Усвяты с повестками на войну.
НАРОДНЫЕ ПЕСНИ:
АХ ВЫ, СТОЛИКИ МОИ, ВЫ ТЕСОВЕНЬКИЕ!
А ЧЕВО Ж ВЫ СТОИТЕ НЕ ЗАСТЕЛЕННЫЕ?
А ЧЕВО Ж ВЫ СИДИТЕ, ХЛЕБАСОЛИ НЕ ЯСТЕ?
ТО ЛЬ МЕДОК МОЙ НЕ СКУСЕН, ТО ЛЬ ХОЗЯИН НЕ ВЕСЕЛ?
Мифология:
Немцы представлялись усвятцам
с копытами и в касках с рогами,
то есть жутковатыми,
чертоподобными существами…
Пословицы и поговорки:
От метлы щели нет;
Конец всему делу венец;
Ты только за пирог, а черт на порог.
3. ПОЭТИЧНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ
ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОЭТИЧНОСТЬ, СИМВОЛИКУ, СНЫ,
ПРИЕМ НЕДОГОВОРЕННОСТИ.
Поэтичность:
Исход повести очень поэтичен. Его картины щемят сердце. Художник знает
, что Касьян уходит навсегда .Он точен в настроении и невидимыми слезами
плачет об уходящем.
Жена провожает Касьяна «помекнувшим взглядом, не найдясь ,что
сказать, чем остановить неумолимое время»…
Мать сует Касьяну его пуповинкупоследнее, что связывает Человека с
его родом и со Светом.
Сон:
Касьяну снится червонец,
обернувшийся сперва дамой пик в
невестиной фате, а потом смертью,
нюхающей цветок.
НОВОБРАНЦЫ СОБРАЛИСЬ У ДЕДУШКИ
СЕЛИВАНА ПОДЕЛИТЬСЯ СОКРОВЕННЫМ,
СТАРИК ДОСТАЕТ СВОЮ СТАРУЮ КНИГУ И
ОТКРЫВАЕТ МУЖИКАМ ПОДЛИННОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ИХ СОБСТВЕННЫХ ИМЕН.
НИКОЛАЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ “ПОБЕДИТЕЛЕМ”,
АЛЕКСЕЙ “ЗАЩИТНИКОМ”, КАСЬЯН
“ШЛЕМОНОСЦЕМ”, ТО ЕСТЬ УСВЯТСКИЕ
МУЖИКИ ЯВЛЯЮТСЯ ПО ИМЕНАМ СВОИМ
ЕЩЕ И РАТНИКАМИ, “ИМЕЮЩИМИ
УКАЗАНИЕ К ВОИНСКОМУ ДЕЛУ.
4. ТЯГОТЕНИЕ К СЛОВОТВОРЧЕСТВУ
ПРОЯВЛЯЕТСЯ В АВТОРСКИХ НЕОЛОГИЗМАХ И
ПРИЁМЕ НЕДОГОВОРЁННОСТИ
АВТОРСКИЕ
НЕОЛОГИЗМЫ
• Наволочь тумана, вечернее предсонье ,
чибисный выклик, барашковый блекоток,
круговина неба, зубчики – секунды,
вымлевшее небо, «незыблемая жизнь».
ПРИЕМ
НЕДОГОВОРЕННОСТИ
• Касьян и уходящие вместе с ним усвятцы обратно
не вернутся. С ними прощаются всерьез, и
Алексейзащитник, Касьянщлемоносец, и его
брат Никифор. Как зловещий знак
невозвращения почти перед каждым домом
вырата яма:писатель объясняет его прозаически
хотели поставить столбы под радио, да не
успели…
МУСОРОСБОРНИКОМ? ФИЛЬТРОМ?
СВОБОДНЫМ ПОТОКОМ?
В ЛИТЕРАТУРЕ БЫЛО НАПРАВЛЕНИЕ ,
КОГДА АВТОРЫ РАБОТАЛИ С НАРОДНЫМ
СЛОВОМ. НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ
ПРОЗУ НОСОВА БЕЗ ЭТИХ СЛОВ.
ЕСТЬ ЛИ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДОЙ
ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТАКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ? ЕСЛИ УШЛА БАЗА,
НАРОДНАЯ, ДЕРЕВЕНСКАЯ,
КРЕСТЬЯНСКАЯ, ТО УШЛО И СЛОВО.
ТАКОГО СЛОВА СЕЙЧАС , К СОЖАЛЕНИЮ,
ПОВЕСТЬ ЕВГЕНИЯ НОСОВА «УСВЯТСКИЕ
ШЛЕМОНОСЦЫ» КАК ПЛАВИЛЬНЫЙ
КОТЁЛ НАРОДНОГО ЯЗЫКА. СЛОВА
АВТОРА ВКЛЮЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯ В ДРУГОЙ
НЕТ.
МИР.
НЕБОЛЬШАЯ ПО ОБЪЕМУ, НО НЕОБЫЧАЙНО
ЕМКАЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ, ПОЧТИ БЫЛИННАЯ,
«БОГАТЫРСКАЯ», ПОВЕСТЬ Е.И.НОСОВА
«УСВЯТСКИЕ ШЛЕМОНОСЦЫ» ОСТАНЕТСЯ
ПАМЯТНИКОМ РУССКОМУ КРЕСТЬЯНСТВУ,
СТАВШЕМУ ТОЙ НАРОДНОЙ АРМИЕЙ, КОТОРАЯ
ОСТАНОВИЛА ВРАГА И ВОДРУЗИЛА ФЛАГ ПОБЕДЫ
НАД РЕЙХСТАГОМ.