Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 01.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Rabota.docx
ВВЕДЕНИЕ Без знания прошлого нет настоящего На уроках чтения по учебнику «Азбука» мы изучаем художественные произведения и произведения устного народного творчества. При этом оказывается, что многое из того, что мы читаем,   не   всегда   понятно,   потому   что   довольно   часто   встречаются   незнакомые   слова.   Мы знакомились   с   новыми   произведениями,   а   потом   выясняли   значение   новых   слов   у   нашей учительницы,   Марины   Анатольевны.   Иногда   она   сама   отвечала   на   наши   вопросы.   Но   чаще предлагала   обратиться   к   Толковому   словарю.   И   вот   мы   решили   составить   свой   маленький Толковый словарик. А еще нам стало интересно, только ли мы знаем так мало слов, которые встречаются в книгах?  Объект исследования: художественные произведения и произведения устного народного творчества из учебника «Азбука» для 1 класса. Предмет исследования:  слова, которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова. Цель данной работы:  найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.  Гипотеза   данного   исследования:  в   художественных   произведениях   и   произведениях устного народного творчества часто встречаются слова, значение которых непонятно. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:      выбрать из учебника «Азбука» все слова, значение которых незнакомо и непонятно;  найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам, которые обозначают предметы или какие­то события; провести анкетирование среди учащихся 1­4 классов; создать маленький «Толковый словарик незнакомых слов». Практический материал собирали в течение 2 месяцев: октябрь и ноябрь. Анкетирование провели в конце октября 2016 года.  Данное исследование  способствует привитию  интереса к чтению, изучению  истории и языкознания. В своей работе мы использовали справочную литературу, а также материалы веб­сайтов сети Интернет. 3Основная часть 1 НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 1.1 Архаизмы, историзмы Чтобы   правильно   понять   текст   многих   произведений   необходимо   знать   значения устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых слов, с которыми мы еще не встречались. Мы стали читать книги,  в которых рассказывается  про старые слова  и узнали, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.  Архаизмами  называются  слова,   обозначающие   понятия,   предметы,   явления, существующие в настоящее время. Например, учительница нам говорила, что выражение «устная речь» произошло от слова «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.  Историзмы  –   это  слова,   вышедшие   из   употребления,   потому   что   исчезли   из   жизни предметы и явления, которые они обозначали. Например, верста ­ старая русская мера длины, равная чуть больше 1  км и выкрашенный черно­белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.  Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке,   но   пользуются   ими   люди,   которые   непосредственно   связаны   с   каким­то   видом деятельности. Например, «удила, повода (поводья)».  42 БЕЗ ЗНАНИЯ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО 2.1. Пояснения и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам Чтобы точно понимать значение каждого слова, мы читали литературные произведения в учебнике  «Азбука»,   выписывали   оттуда   непонятные   слова.   Потом   обратились   к   справочной литературе –  «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым; «Большому энциклопедическому словарю» под редакцией   А.М. Прохорова. Мы стали вести специальную тетрадь, в которую записывали слова, значение которых нам было непонятно, и выписывали из словарей   их   значения   (Приложение   1).   Но   и   этого,   порой   было   недостаточно.   Тогда   мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. В этом нам помогли родители. Они нашли в Интернете соответствующие иллюстрации.  Теперь понять значение некоторых слов и выражений нам помогают не только пояснения, но и картинки. Все найденные слова мы расположили в порядке изучения, и у нас получился небольшой словарик незнакомых слов.  ЛИНЬ ­ Пресноводная рыба семейства  карповых с широким и толстым слизистым  телом. Толковый словарь Ожегова.   ВЕТХИЙ — Разрушающийся от старости;  дряхлый. Толковый словарь Ожегова.  ПЛОТНИК — Рабочий, занимающийся  простой обработкой дерева, постройкой  деревянных зданий.  Толковый словарь  РОЗГА — 1. Срезанная тонкая ветка, прут  как орудие телесного наказания. Наказать  розгой. 2.  Удары таким прутом (устар.).   5Ожегова. Толковый словарь Ожегова. СОЛИСТ — Артист, танцовщик,  выступающий соло .                                             Толковый словарь Ожегова. РУШИТЬ —  1. Ломая, разрушая, валить  вниз (что­нибудь большое, громоздкое).     2.   Губить, разрушать. Толковый словарь  Ожегова. ЧЕРДАК  —  Помещение между потолком и  крышей дома. Толковый словарь Ожегова.  ИЗБА  — Деревянный крестьянский дом.        Толковый словарь Ожегова.  СКИРДА — Большой, обычно  продолговатый стог сена (соломы) или  сложенные по особому способу снопы хлеба  для хранения под открытым небом. Толковый словарь Ожегова. КАЛАЧ —  Пшеничный хлеб, по форме  напоминающий замок с дужкой. Толковый  словарь Ожегова.  6ЛОХАНЬ  —  Круглая или продолговатая  посуда для стирки белья, мытья посуды,  сливания жидкости. Толковый словарь  Ожегова.   МЕТЕОРИТ —  Металлическое или  каменистое тело, падающее на Землю из  межпланетного пространства. Толковый  словарь Ожегова.   72.2. ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ В ходе нашей работы мы заинтересовались, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Мы обратились к учащимся начальных классов с тремя  вопросами: 1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные  слова? 2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов? 3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение  какого­либо слова? На   первый  вопрос   «да»   ответили   почти   все   учащиеся,   из   опрошенных.   Значит,   эта проблема есть не только у нас. На   второй  вопрос   ответили   утвердительно   все   учащиеся.   Значит,   не   только   нам интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.  На третий  вопрос 42 учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 5 – посмотрят в словаре, 5 – спросят у родителей, 12 – найдут в Интернете и 8 – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств (Приложение 2). Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что  в художественных произведениях   и   произведениях   устного   народного   творчества   часто   встречаются   слова, значение которых непонятно.  С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – учителям, родителям. Оказывается, и им в жизни и книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов. Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. 8Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова   продолжают   жить   в   языке   наряду   с   новыми,   заменившими   их.   Они   используются   в художественной литературе. Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях. Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова передавались из поколения в поколение,  и   многие   люди   разговаривают   так,   как   их   научили.   Для   них   эти   слова   незаменимы   и неповторимы.  РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1­4 КЛАССОВ Вопросы анкеты Всего участников анкетирования Общий результат 1. Часто ли вы  встречаете в  литературных  произведениях  непонятные  слова? 2. Считаете ли вы  необходимым знать  значения устаревших  слов? 3. Чем вы пользуетесь,  если вам непонятно  значение  какого­либо  слова? Да – 69 Нет ­ 3 Да – 72 Нет ­ 0 У учителя – 42 В словаре – 5 У родителей – 5 В интернете – 12 Зависит от ситуации – 8 72 72 72 9ЗАКЛЮЧЕНИЕ Считаем, что  цель  данной работы была достигнута.  Задачи, которые мы поставили в начале выполнения работы, были решены. Мы выписали все незнакомые и непонятные слова, нашли их толкование, подходящие иллюстрации.  На основе проведенных исследований можно сделать выводы:   незнакомые и непонятные слова встречаются людям в течение всей их жизни; для   того,   чтобы   узнать   значение   незнакомых   слов,   можно   пользоваться   различными источниками информации. Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Наша учительница часто нам говорит: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок». Мы хотим, чтобы в нашем будущем жизнь была очень хорошей. Поэтому будем читать  разные  умные   книги,  в  том  числе  и   о  прошлом.   А понять  их  помогает   знание  слов, которые раньше были нам непонятны. 10Мы   создали   ещё   и   «Толковый   словарик   незнакомых   слов»,   воспользоваться   которым смогут   те ребята, которые придут в 1 класс после нас. А мы продолжим эту работу и во 2 классе. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1 Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Горецкий  В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. – Москва: Просвещение, 2011. 2 Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Горецкий  В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. – Москва: Просвещение, 2011. 3 Большой энциклопедический словарь/Ред.  А.М. Прохоров. – 2­е изд., переработанное и  дополненное. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.  4 Ожегов  С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» ­ Москва. РАН, 2001. 5 6 7 http://newslab.ru/blog/30128 http://ru.wikipedia.org/wiki/ https://www.google.by/search?q 1112