Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)
Оценка 4.7

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
чтение
1 кл
01.07.2017
Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)
Публикация является частью публикации:
Rabota.docx
ВВЕДЕНИЕ Без знания прошлого нет настоящего На уроках чтения по учебнику «Азбука» мы изучаем художественные произведения и произведения устного народного творчества. При этом оказывается, что многое из того, что мы читаем,   не   всегда   понятно,   потому   что   довольно   часто   встречаются   незнакомые   слова.   Мы знакомились   с   новыми   произведениями,   а   потом   выясняли   значение   новых   слов   у   нашей учительницы,   Марины   Анатольевны.   Иногда   она   сама   отвечала   на   наши   вопросы.   Но   чаще предлагала   обратиться   к   Толковому   словарю.   И   вот   мы   решили   составить   свой   маленький Толковый словарик. А еще нам стало интересно, только ли мы знаем так мало слов, которые встречаются в книгах?  Объект исследования: художественные произведения и произведения устного народного творчества из учебника «Азбука» для 1 класса. Предмет исследования:  слова, которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова. Цель данной работы:  найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.  Гипотеза   данного   исследования:  в   художественных   произведениях   и   произведениях устного народного творчества часто встречаются слова, значение которых непонятно. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:      выбрать из учебника «Азбука» все слова, значение которых незнакомо и непонятно;  найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам, которые обозначают предметы или какие­то события; провести анкетирование среди учащихся 1­4 классов; создать маленький «Толковый словарик незнакомых слов». Практический материал собирали в течение 2 месяцев: октябрь и ноябрь. Анкетирование провели в конце октября 2016 года.  Данное исследование  способствует привитию  интереса к чтению, изучению  истории и языкознания. В своей работе мы использовали справочную литературу, а также материалы веб­сайтов сети Интернет. 3 Основная часть 1 НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 1.1 Архаизмы, историзмы Чтобы   правильно   понять   текст   многих   произведений   необходимо   знать   значения устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых слов, с которыми мы еще не встречались. Мы стали читать книги,  в которых рассказывается  про старые слова  и узнали, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.  Архаизмами  называются  слова,   обозначающие   понятия,   предметы,   явления, существующие в настоящее время. Например, учительница нам говорила, что выражение «устная речь» произошло от слова «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.  Историзмы  –   это  слова,   вышедшие   из   употребления,   потому   что   исчезли   из   жизни предметы и явления, которые они обозначали. Например, верста ­ старая русская мера длины, равная чуть больше 1  км и выкрашенный черно­белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.  Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке,   но   пользуются   ими   люди,   которые   непосредственно   связаны   с   каким­то   видом деятельности. Например, «удила, повода (поводья)».  4 2 БЕЗ ЗНАНИЯ ПРОШЛОГО НЕТ НАСТОЯЩЕГО 2.1. Пояснения и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам Чтобы точно понимать значение каждого слова, мы читали литературные произведения в учебнике  «Азбука»,   выписывали   оттуда   непонятные   слова.   Потом   обратились   к   справочной литературе –  «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым; «Большому энциклопедическому словарю» под редакцией   А.М. Прохорова. Мы стали вести специальную тетрадь, в которую записывали слова, значение которых нам было непонятно, и выписывали из словарей   их   значения   (Приложение   1).   Но   и   этого,   порой   было   недостаточно.   Тогда   мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. В этом нам помогли родители. Они нашли в Интернете соответствующие иллюстрации.  Теперь понять значение некоторых слов и выражений нам помогают не только пояснения, но и картинки. Все найденные слова мы расположили в порядке изучения, и у нас получился небольшой словарик незнакомых слов.  ЛИНЬ ­ Пресноводная рыба семейства  карповых с широким и толстым слизистым  телом. Толковый словарь Ожегова.   ВЕТХИЙ — Разрушающийся от старости;  дряхлый. Толковый словарь Ожегова.  ПЛОТНИК — Рабочий, занимающийся  простой обработкой дерева, постройкой  деревянных зданий.  Толковый словарь  РОЗГА — 1. Срезанная тонкая ветка, прут  как орудие телесного наказания. Наказать  розгой. 2.  Удары таким прутом (устар.).   5 Ожегова. Толковый словарь Ожегова. СОЛИСТ — Артист, танцовщик,  выступающий соло .                                             Толковый словарь Ожегова. РУШИТЬ —  1. Ломая, разрушая, валить  вниз (что­нибудь большое, громоздкое).     2.   Губить, разрушать. Толковый словарь  Ожегова. ЧЕРДАК  —  Помещение между потолком и  крышей дома. Толковый словарь Ожегова.  ИЗБА  — Деревянный крестьянский дом.        Толковый словарь Ожегова.  СКИРДА — Большой, обычно  продолговатый стог сена (соломы) или  сложенные по особому способу снопы хлеба  для хранения под открытым небом. Толковый словарь Ожегова. КАЛАЧ —  Пшеничный хлеб, по форме  напоминающий замок с дужкой. Толковый  словарь Ожегова.  6 ЛОХАНЬ  —  Круглая или продолговатая  посуда для стирки белья, мытья посуды,  сливания жидкости. Толковый словарь  Ожегова.   МЕТЕОРИТ —  Металлическое или  каменистое тело, падающее на Землю из  межпланетного пространства. Толковый  словарь Ожегова.   7 2.2. ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ В ходе нашей работы мы заинтересовались, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Мы обратились к учащимся начальных классов с тремя  вопросами: 1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные  слова? 2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов? 3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение  какого­либо слова? На   первый  вопрос   «да»   ответили   почти   все   учащиеся,   из   опрошенных.   Значит,   эта проблема есть не только у нас. На   второй  вопрос   ответили   утвердительно   все   учащиеся.   Значит,   не   только   нам интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.  На третий  вопрос 42 учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 5 – посмотрят в словаре, 5 – спросят у родителей, 12 – найдут в Интернете и 8 – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств (Приложение 2). Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что  в художественных произведениях   и   произведениях   устного   народного   творчества   часто   встречаются   слова, значение которых непонятно.  С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – учителям, родителям. Оказывается, и им в жизни и книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов. Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. 8 Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова   продолжают   жить   в   языке   наряду   с   новыми,   заменившими   их.   Они   используются   в художественной литературе. Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях. Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова передавались из поколения в поколение,  и   многие   люди   разговаривают   так,   как   их   научили.   Для   них   эти   слова   незаменимы   и неповторимы.  РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1­4 КЛАССОВ Вопросы анкеты Всего участников анкетирования Общий результат 1. Часто ли вы  встречаете в  литературных  произведениях  непонятные  слова? 2. Считаете ли вы  необходимым знать  значения устаревших  слов? 3. Чем вы пользуетесь,  если вам непонятно  значение  какого­либо  слова? Да – 69 Нет ­ 3 Да – 72 Нет ­ 0 У учителя – 42 В словаре – 5 У родителей – 5 В интернете – 12 Зависит от ситуации – 8 72 72 72 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Считаем, что  цель  данной работы была достигнута.  Задачи, которые мы поставили в начале выполнения работы, были решены. Мы выписали все незнакомые и непонятные слова, нашли их толкование, подходящие иллюстрации.  На основе проведенных исследований можно сделать выводы:   незнакомые и непонятные слова встречаются людям в течение всей их жизни; для   того,   чтобы   узнать   значение   незнакомых   слов,   можно   пользоваться   различными источниками информации. Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Наша учительница часто нам говорит: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок». Мы хотим, чтобы в нашем будущем жизнь была очень хорошей. Поэтому будем читать  разные  умные   книги,  в  том  числе  и   о  прошлом.   А понять  их  помогает   знание  слов, которые раньше были нам непонятны. 10 Мы   создали   ещё   и   «Толковый   словарик   незнакомых   слов»,   воспользоваться   которым смогут   те ребята, которые придут в 1 класс после нас. А мы продолжим эту работу и во 2 классе. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1 Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Горецкий  В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. – Москва: Просвещение, 2011. 2 Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Горецкий  В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. – Москва: Просвещение, 2011. 3 Большой энциклопедический словарь/Ред.  А.М. Прохоров. – 2­е изд., переработанное и  дополненное. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.  4 Ожегов  С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» ­ Москва. РАН, 2001. 5 6 7 http://newslab.ru/blog/30128 http://ru.wikipedia.org/wiki/ https://www.google.by/search?q 11 12

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)

Презентация "В мире незнакомых слов" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017