Модульная технология обучения – это дидактическая система, представляющая собой совокупность форм и способов организации и
управления учебным процессом с высоким уровнем самостоятельности обучающихся на основе планомерно-поэтапного освоения функциональных единиц профессиональной деятельности. Главная особенность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
Цель модульного обучения
формирование и развитие у
студентов
навыков
самообразования, способности
к
своей
деятельности и воспитание
ответственности за принятое
решение.
проектированию
Сущность модульного
обучения
состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно
с определенной
дозой помощи) достигает конкретных
целей учения в процессе работы с
модулем.
(или
содействие
развитию
Цель
студентов,
их умению работать с учетом индивидуальных способов
проработки учебного материала.
Основная задача
самостоятельности
научить студентов учиться, то
есть овладеть рациональными
способами отбора и получения
информации, приемами учебной
деятельности.
Основная идея
Студент учится сам.
Педагог должен управлять
учебным процессом:
мотивировать;
организовывать;
координировать;
консультировать;
контролировать.
Основные характеристики
модульной технологии:
мотивация деятельности;
паритетные отношения учителя и учеников;
возможность общения с товарищами;
открытость конечных результатов
деятельности и гарантированность их
достижения;
•
•
•
•
•
•
«мягкий» контроль в
процессе освоения;
психологически
комфортный климат на
уроке
Какие общеучебные умения и навыки
формируются у студентов?
• Умение ставить цель
своей деятельности
и подчинять
действия этой цели
• Умение
самостоятельно
добывать знания,
приобретать
специальные
навыки
• Умение работать в
паре, группе,
самостоятельно
по алгоритму и
творчески
• Навыки
самоконтроля,
взаимоконтроля,
учебного и делового
общения,
самообучения
• Оценивать и
анализировать
свою
деятельность
•Умение ставить цель своей деятельности и подчинять действия этой цели•Умение самостоятельно добывать знания, приобретать специальные навыки•Оценивать и анализировать свою деятельность•Навыки самоконтроля, взаимоконтроля, учебного и делового общения, самообучения•Умение работать в паре, группе, самостоятельно по алгоритму и творчески
Какова роль преподавателя при модульном
обучении?
1.Составление модулей –
инструкций.
2.Уточнение инструкций
практической
при
работе с ними.
3.Контроль
знаний и
коррекция умений и
навыков
Состав модуля
1. Блок целей;
2. Список необходимого оборудования;
3. Список учебных элементов;
4. Учебный материал в виде конспектов
или пакета иллюстраций;
Практические
5.
контрольные работы.
занятия
и
При этом не вся система обучения
строится по модульному принципу, а
только 1 – 2 дисциплины
Типизация УЭ на основе носителя учебной
информации
Носитель
Учебный
элемент (УЭ)
Текстовой
Табличный
Указания ученику
к применению
Прочитай, выдели главное,
составь конспект, таблицу, план и
т.д.
Определи, сравни, опиши
динамику изменения и т.д.
Иллюстративный Фото, рисунки, репродукции Определи, что изображено;
учебной информации
Учебник, дополнительная
литература, материалы
периодической печати
Таблицы, графики, блок
диаграммы
Словесный
Учитель, докладчик, лектор Прослушай и выполни задания,
составь рассказ, опиши и т.д.
Компьютерный
Аудиовизуальный
Базы данных,
мультимедийные средства
обучения
Видео, кино, слайды,
записи, диски
Смешанный
Несколько носителей
информации
ответь на вопросы,
составь список вопросов,
составь план, конспект и т.д.
Прочитай файл, выполни тест,
выполни практическую работу и
т.д.
Просмотри, прослушай, выполни
задания: ответь на вопросы,
составь свой комментарий и т.д.
Разнообразные
Преимущества для обучающихся:
• обучающиеся точно знают, что они
должны усвоить, в каком объеме и что
должны уметь после изучения модуля;
студенте, а не на преподавателе.
• они могут самостоятельно планировать
свое время, эффективно использовать
свои способности;
• учебный процесс сконцентрирован на
Преимущества для
преподавателей:
• преподаватель
концентрировать
внимание
индивидуальных проблемах обучающихся;
• он своевременно исправляет проблемы в
имеет
свое
возможность
на
обучении;
• преподаватель выполняет творческую работу,
заключающуюся в стимулировании мышления
обучающихся,
внимания,
мышления и памяти, активизации нужных
реакций, оказания им всевозможной помощи.
активизации
их
Основные трудности для
обучающихся:
• они должны владеть самодисциплиной,
чтобы добиваться поставленных целей;
• дети должны выполнять большой
объем самостоятельной работы;
• обучающиеся
сами
ответственность за свое обучение.
несут
Основные трудности для
Основные трудности для
преподавателя::
преподавателя
действий,
так
отказаться
• нам трудно изменить привычный образ
как
мыслей
и
от
необходимо
центральной роли в учебном процессе
и стать помощником студента в
достижении поставленных целей;
• преподавателю необходимо изменить
структуру и стиль своей работы для
активной,
обеспечения
самостоятельной, целеустремленной и
результативной
каждого
обучающегося.
работы
В
модульной
технологии
преподователь должен готовится
не к тому, как лучше провести
объяснение нового, а к тому, как
лучше управлять деятельностью
студентов.
Преимущества
модульного обучения
Недостатки модульного
обучения
при
1. Трудоемкость
2. Проблемность
это
составлении модулей.
содержания модулей не
плохо
велика,
творческий
развивает
потенциал ученика.
реализованы
диалоговые
функции
общения.
3. Не
1. Цели
точно
2. Модули
соответствую
достигнутым
результатам.
позволяю
уплотнить
учебную
информацию
и
представить
ее
блоками.
3. Индивидуальный
темп
учебной деятельности.
4. Поэтапный модульный
контроль дает гарантию
эффективности
обучения.
профессионализм.
5. Не требуется высокий
Среди недостатков модульного
обучения оппоненты выделяют
- трудоемкость изготовления модулей и подготовки к
проведению занятий.
расценивают
это
как
следующие моменты:
- фрагментарность процесса образования, под которой
понимается большой удельный вес самостоятельной
работы учащихся, вплоть до самообучения. Противники
метода
"предоставленность
учащихся самим себе" и отсутствие полноценного
процесса учебы;
игнорирование целостности и логики учебного предмета;
сокращение курса
обучения до серии дискретных и несвязных проблем или
задач, формирование лишь частных, конкретных умений в
ущерб обобщенным;
-
- сужение подготовки
учащихся:
Памятка обучающемуся для работы
по модулю
Твоя готовность к работе на уроке по модульной
- умением слушать, логически мыслить, делать
- самостоятельно работать с учебником и
1. Помни, что работу с учебным элементом (УЭ)
программе определяется:
выводы;
дополнительной литературой.
необходимо начинать с осознанного восприятия
цели, иметь ее в виду во время работы над УЭ и
возвращаться к ней в конце каждого УЭ.
2. У тебя есть право на получение консультации
учителя. Используй это право!
3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в
дальнейшей работе.
4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания
друг к другу, умения выслушивать мнение каждого.
Не забывай об этом!
Желаю успеха!
Твой учитель.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.