Исследовательский проект по химии: Занимательная химия для любознательных
Выполняла работу: Рыженькина София,
обучающаяся 9В класса
Руководитель: Федорова Алла Михайловна,
учитель химии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 26 ИМ. А. С. ПУШКИНА»
ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Смоленск 2018
Введение
Гипотеза исследования: в школьной лаборатории и даже в домашних условиях можно провести простейшие занимательные опыты, зная химические и физические свойства веществ.
Объект исследования: химические вещества.
Предмет исследования: физические и химические свойства веществ, их эффектное применение.
Цель: изучение и демонстрация удивительных свойств химических веществ в школьной лаборатории и домашних условиях.
Задачи:
дать характеристику химическим и физическим свойствам веществ, используемых в работе над проектом;
преподнести химию школьникам, как увлекательную науку, побуждая их к исследовательской деятельности;
провести занимательные опыты, дать детальное описание, происходящим химическим процессам;
провести анализ полученных результатов и сделать выводы.
Этапы исследования
1 этап. Выбрала объект исследования, сформулировала цель, выдвинула гипотезу исследования.
2 этап. Сформулировала задачи исследования.
3 этап. Изучила и проанализировала литературу и Интернет-источники, выбрала методики эксперимента.
4 этап. Провела эксперименты, объяснила результаты.
5 этап. Написала и оформила исследовательскую работу.
6 этап. Составила доклад.
7 этап. Подготовила компьютерную презентацию.
Хрустальное яйцо
Наблюдала: через 24 часа происходило нарастание небольших белых кристаллов на поверхности яйца:
KAL(SO4) + 8H2O = KAL(SO4) · 8H2O
Вывод: безводные квасцы при помещении в воду переходят в кристаллогидрат, который и оседает на яйце.
«Кровавый» нож
Признак реакции: при соприкосновении ножа, смоченного хлоридом железа (III) и руки с роданидом калия, появляется след, похожий на кровавый порез, так как происходит реакция:
FeCl3 + KCNS – Fe(CNS)3↓ + 3KCl
Fe 3+ + 3CNS- = Fe(CNS)3↓
Вывод: в данном опыте я использовала качественную реакцию на ион
Fe 3+- реактив роданид-ион CNS-.
Воздушная перчатка
Признак реакции: выделяющийся в ходе реакции углекислый газ надувает перчатку:
CH3COOH + NaHCO3 = CH3COONa + H2O + CO2↑
HCO3- + H+ = H2O + CO2 ↑
Вывод: перчатка надулась без всякой помощи, так как она наполнилась образовавшимся в результате реакции углекислым газом, в данном опыте я использовала качественную реакцию на карбонат-ион CO32- - реактив H+ (любая растворимая кислота).
Кока-кола с молоком
Признак реакции: в нижней части бутылки с напитком выпадает осадок, через какое-то время отстаивается столб жидкости, идет реакция нейтрализации:
2H3PO4 +6KOH = 3H2O + 2K3PO4
Вывод: в кока-коле содержится ортофосфорная кислота, поэтому белки, содержащиеся в молоке, подверглись денатурации в кислоте; кислота же нейтрализуется щелочами, содержащимися в молоке.
Пена из перекиси водорода
Признак реакции: бурное выделение пены с пузырьками кислорода
4NH3. H2O + CuSO4 = [Cu(NH3)4]SO4 + 4H2O
2H2O2 = 2H2O + O2
Вывод: опыт наглядно показал реакцию разложения пероксида водорода с образованием кислорода; катализатором в реакции стал аммиакат меди(II), полученный взаимодействием медного купороса с раствором аммиака.
Стеклянный сахарный цветок
Вывод: получается цветок, похожий на стекло, который можно съесть, при нагревании сахар переходит в прозрачный раствор, затвердевающий при комнатной температуре, образуя карамель.
Заключение
Я узнала много нового о свойствах химических веществ, которые использовались в моих исследованиях, провела анализ полученных результатов, применив знания, полученные на уроках химии. Я попыталась сделать скучные, непонятные химические формулы и уравнения очень интересными, стоит лишь немного изменить свою точку зрения. Но знать химию нужно обязательно, ведь объяснить многие явления в нашей жизни можно только с помощью химии, а желание познать неизвестное очень велико и есть у каждого человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.