Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии, при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флеш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.
Оптимизация
применения
объяснительно
иллюстративного
метода обучения
на уроках
физики
МБОУ Суховская
СОШ
Пролетарский
район Ростовская
область
Учитель физики
1 квалификационной
категории
Пучкова С.А.
Усвоение знаний
происходит на
трех уровнях:
• осмысленное
восприятие и
запоминание;
• применение знаний
применение знаний.
по образцу и в
похожей ситуации;
• творческое
исследова
- тельский
объяснительно
иллюстративн
-
ый
Анализ видов
содержания
образования и
способов их
усвоения
позволил
выделить
пять методов
репродук-
тивный
обучения:
частично-
поисковый
эвристически
или
й
проблемное
изложение
объяснительно-иллюстративный репродук- тивныйпроблемное изложениечастично-поисковый или эвристическийисследова- тельский
Объяснительно
иллюстративные
технологии
Объяснительно
иллюстративный метод
Сущность этого метода состоит в том,
что в процессе учебной работы учитель
использует иллюстрации, т. е. наглядное
пояснение, или же демонстрирует то или
иное учебное пособие, которое могут, с
одной стороны облегчать восприятие и
осмысление изучаемого материала, а с
другой – выступать в качестве источника
новых знаний.
Важная особенность
компьютерной демонстрации – это
динамичность и управляемость
наглядными образцами
демонстрации с
чередование
пояснениями
учителя
объяснение в
демонстрации
ходе
Формы сочетания комментария
учителя с демонстрацией материала:
демонстрация с
последующей
беседой по
содержанию
просмотренного
предварительна
я беседа с
учащимися и
последующая
демонстрация
чередование демонстрации с пояснениями учителяобъяснение в ходе демонстрациидемонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренногопредварительная беседа с учащимися и последующая демонстрация
Привлеч
ение
учащих-
ся
Деталь-
ные
поясне-
ния
Соответ
ствие
возраст
у
Усло
вия:
Главные
момент
ы
Мера
показа
Хорошо
видеть
Условия:Соответствие возрастуМера показаХорошо видетьГлавные моментыДеталь- ные поясне-нияПривлечение учащих-ся
Место ИКТ
возможность представлять в мультимедийной форме
(фотографии, картины,
информационные материалы
рукописи, видеофрагменты);
возможность
автоматизированный
контроль с целью объективного оценивания знаний и
умений;
осуществлять
оптимизация учебнопознавательного процесса, что
способствует повышению мотивации к обучению,
активизирует
творческую
деятельность учащихся;
познавательную
и
возможность
решить
проблему
здоровьесбережения, т.к. нейтрализуется страх ребенка
быть неуспешным.
отчасти
Уроки с использованием объяснительно
иллюстративного метода кроме учебных
целей по предмету имеют еще и задачи по
формированию информационной
грамотности учащихся: получение знаний,
позволяющих перерабатывать, осмыслять,
оценивать большие потоки современной
информации и умений пользоваться и
управлять ей для различных практических
целей, данный метод как инструмент
профессиональной деятельности и общей
культуры человека.
наглядность
Проектная
деятельност
ь
производи-
тельность
Особенности
объяснительно
иллюстратив
ного метода
Межпредме
т ные связи
Темп урока
наглядностьпроизводи-тельностьТемп урокаМежпредмет ные связиПроектная деятельность
Учитыва
способно
ребенка
ть
сти
Для
обеспечения
эффективнос
ти учебного
процесса
необходимо:
Учитывать
фактор памяти
Учитывать фактор памятиУчитывать способности ребенка
Этапы урока
организационны
й
Содержание
демонстрация
темы и целей
урока
Цели
Подготовить
учащихся к
работе на
уроке
проверка
домашнего
задания
актуализация
опорных знаний
и способов
действий
демонстрация
правильного
решения для
заданий
вызывающих
затруднения,
вопросы для
проверки знаний,
тестовый опрос по
теории
вопросы и
задания,
подводящие к
необходимости
изучения темы;
краткое
обобщение по
пройденному
материалу
Условия достижения
положительных результатов
доброжелательный настрой
учителя и учащихся; быстрое
включение класса в деловой
ритм; обеспечение полной
готовности класса и
оборудования к работе
выявление факта выполнения
домашнего задания у всего
класса;
устранение типичных ошибок;
обнаружение причин
невыполнения домашнего
задания отдельными учащимися
выявить
уровень знаний
учащихся по
заданному на
дом заданию
формирование дидактической
цели вместе с учащимися;
использование различных
приемов организации
деятельности учащихся по
принятию цели
восполнить
недостающие у
учащихся
знания,
вспомнить
необходимые
опорные
знания и
способы
действий
Этапы урока
организационны
й
Содержание
демонстрация
темы и целей
урока
Цели
Подготовить
учащихся к
работе на
уроке
Условия достижения
положительных результатов
доброжелательный настрой
учителя и учащихся; быстрое
включение класса в деловой ритм;
обеспечение полной готовности
класса и оборудования к работе
формирование
новых понятий и
способов
действий
демонстрация
нового
учебного
материала
основные понятия,
схемы, таблицы,
рисунки, анимация,
видеофрагменты
иллюстрирующие
особенности
нового материала
применение различных способов
активизации мыслительной
деятельности учащихся,
включение их в поисковую работу,
в самоорганизацию обучения
систематизация новых знаний
Этапы урока
организационны
й
Содержание
демонстрация
темы и целей
урока
Цели
Подготовить
учащихся к
работе на
уроке
применение
знаний,
формирование
умений
контроль и учет
знаний
выполнение
тренировочных
заданий
организация
контроля и
самоконтроля
вопросы и задания,
требующие
мыслительной
активности и
творческого
осмысления
материала,
демонстрация
правильного
решения при
возникновении
затруднений
задания разного
уровня сложности,
использование
нестандартных
ситуаций в
применении
проверяемых
знаний
Условия достижения
положительных результатов
доброжелательный настрой
учителя и учащихся; быстрое
включение класса в деловой ритм;
обеспечение полной готовности
класса и оборудования к работе
использование различных
способов закрепления знаний;
обращение учителя по поводу
ответа ученика к классу с
требованием дополнить, уточнить,
исправить, взглянуть на
изучаемую проблему с иной
стороны; умение учащихся
узнавать и соотносить факты с
понятиями, правилами и идеями
использование различных
способов контроля и самоконтроля
знаний; рецензирование работ
учащихся с указанием
положительных моментов и
недостатков в знаниях