В статье отражены основные направления работы учителя математики по подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ. Изложены принципы подготовки к ГИА. Рассказывается о комплексном подходе к деятельности по подготовке учащихся к ГИА, об особенностях психологической подготовки.
Подготовка к ГИА по математике.docx
"Внутри каждого человека есть дремлющие силы;
силы, способные удивить его самого,
так как он зачастую и не предполагает,
что обладает ими; силы, способные перевернуть
жизнь,
стоит их только поднять из глубин и привести в
действие"
Оризон Свит Марден
американский психолог и психотерапевт.
Основные направления работы учителя математики по подготовке
учащихся к успешной сдаче ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ
Формула успешной сдачи экзамена по математике– высокая степень
восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае
натаскивание на варианты ОГЭ и ЕГЭ необходимо, но его нужно сочетать с
фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.
В экзаменационных материалах по математике встречаются
нестандартные, сложные вопросы и задачи. Их часто не может быстро
решить даже опытный специалист. Однако даже в таких нетиповых
заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному
правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя
и часто обыгрываемые типы каверзных задач.
Сложные и нестандартные задачи составляют только часть так
называемой специфики ГИА по математике. Подготовленность в плане
специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К
таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий,
тактику и стратегию решения в условиях дефицита выделенного времени
на экзамене, а также банальную невнимательность.
Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и
еще раз тренировка. Требуется довести решение задач до автоматизма.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ можно
выделить следующие составляющие:
информационная готовность (информированность о правилах поведения
на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
предметная или содержательная готовность (готовность по
определенному предмету, умение решать тестовые задания); психологическая готовность (состояние готовности – "настрой",
внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность
на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей
личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Ориентируясь на данные компоненты, выделим актуальные вопросы при
подготовке к ГИА:
организация информационной работы;
мониторинг качества;
психологическая подготовка.
Подготовка к сдаче ГИА по математике должна идти через приобретение
и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит
выпускнику успешную сдачу экзамена.
Принципы подготовки к ГИА.
Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую
подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.
Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо
подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из
одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания
способствуют пониманию нового материала.
Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся
предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить
степень подготовленности к экзаменам.
Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может
не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые
вызвали затруднение.
Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует
проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать
себя за какое время сколько заданий они успевают решить.
Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по
содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо,
поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и
предполагает объективный контроль результатов.
Благодаря этим принципам, у учеников формируются навыки
самообразования, критического мышления, самостоятельной работы,
самоорганизации и самоконтроля. II. Комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к
ГИА.
Под комплексным подходом следует понимать целенаправленное
сотрудничество администрации, учителейпредметников, учащихся и их
родителей.
В информационной деятельности по подготовке к ГИА выделяются три
направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с
родителями.
Содержание информационной работы с педагогами.
1) Информирование учителей на производственных совещаниях:
о нормативноправовых документах по ГИА;
о ходе подготовки к ГИА в школе, в городе;
2) Включение в планы работы школьных методических объединений
(ШМО) следующих вопросов:
проведение и обсуждение результатов пробных ГИА;
творческая презентация опыта по подготовке учащихся к ГИА (на
методической или научной конференции в рамках школы);
выработка совместных рекомендаций учителюпредметнику по
стратегиям подготовки учащихся к ГИА (с учетом психологических
особенностей учащихся);
психологические особенности 9классников.
3) Педагогический совет " ГИА – методические подходы к подготовке
учащихся".
4) Направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам
ГИА.
Содержание информационной работы с учащимися.
1) Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
правила поведения на экзамене;
правила заполнения бланков;
2) Информационный стенд для учащихся: нормативные документы,
бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.
3) Тренировочные занятия по заполнению бланков.
4) Пробные внутришкольные ГИА по предмету. Содержание информационной работы с родителями учащихся.
1) Родительские собрания:
информирование родителей о процедуре проведения ГИА,
особенностях подготовки к сдаче экзаменов в тестовой форме;
информирование о ресурсах Интернет;
информирование о результатах пробного внутришкольного ГИА;
проведение пробного ГИА для родителей.
2) Индивидуальное консультирование родителей.
III. Мониторинг качества образования.
Мы работаем в общеобразовательной школе, наши ученики имеют
средние учебные возможности и понятно, что без прочного усвоения
базовых знаний детьми невозможно дальнейшее обучение, а уровень
усвоения знаний можно увидеть с помощью проведения комплексной
проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к
ГИА занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые
учащихся будут сдавать в форме и по материалам ГИА. Мониторинг – это
отслеживание, диагностика, прогнозирование результатов деятельности.
Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он должен
включать следующие параметры: контроль текущих оценок по предметам,
выбираемыми учащимися в форме ГИА, оценок по контрольным работам,
оценок по самостоятельным работам,
результаты пробного
внутришкольного экзамена. Учитель анализирует их, выносит на
обсуждение на административные и производственные совещания, доводит
до сведения родителей.
Мониторинг обеспечивает возможность
прогнозирования оценок на выпускной ГИА.
IV. Психологическая подготовка к ГИА.
Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем:
отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену;
обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности
в себе, в своих силах.
Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся
разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные
техники, анкетирование, минилекции, творческая работа, устные или
письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий
должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, как противостоять стрессу, каковы правила поведения на
экзамене, как снять нервнопсихическое напряжение.
Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом
или выборочно.
V. Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся
к ГИА по математике.
В методике математики различают устные и письменные приемы
вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и
беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения
учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов
устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В
начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за
ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах
содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет
введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет
большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.
Важность и необходимость устных упражнений велика как в
формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по
нумерации, так и в развитии личностных качеств ученика. Создание
определённой системы повторения ранее изученного материала дает
учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического
навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а
должны находиться в методической связи с основной темой и носить
проблемный характер.
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность
учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их
выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.
Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:
1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся,
необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или
осознанного восприятия объяснения учителя;
2) контроль состояния знаний учащихся;
3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и
помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного
материала.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно
совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно:
вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.
VI. Применение ИКТ на уроках математики при подготовке к ГИА.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть
услышанного материала, 1/3часть увиденного, 1/2часть увиденного и
услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные
действия в процессе обучения.
Возможности компьютера могут быть использованы в предметном
обучении в следующих вариантах:
использование диагностических и контролирующих материалов;
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
использование компьютера для вычислений, построения графиков;
создание уроков с помощью программы “Notebook”, “PowerPoint”
При применении компьютера и внедрении ИКТ на уроках учитываются
возрастные возможности и образовательные потребности учащихся,
специфика развития мышления и другие психические процессы в условиях
информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача – закладка
основ рационального и эффективного общения учащегося с компьютером,
как главного инструмента нового информационного общества.
Презентация"Подготовка к ГИА по математике"
Презентация"Подготовка к ГИА по математике"
Презентация"Подготовка к ГИА по математике"
Презентация"Подготовка к ГИА по математике"
Презентация"Подготовка к ГИА по математике"
Презентация"Подготовка к ГИА по математике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.