Оценка и отметка в современной школе.
«Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными, а с другой — насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот это — та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок»
(Ш. А. Амонашвили)
Функции оценки:
обучающая или развивающая (при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания);
воспитывающая (учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе);
ориентирующая (ориентация учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения ).
Педагогическая оценка.
это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.
это знания ученика, его опыт, его потенциальные возможности, его отношение к учебе.
Виды оценки
текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой четверти;
годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
выпускные и переводные экзамены.
ОТМЕТКА как количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся
это своеобразный ориентир отражающий социальные требования к содержанию и уровню овладения знаниями, умениями, навыками, к учебному поведению в целом;
это то, что в журнале, нечто формализованное, объективное.
Минусы «отметочной» системы
контролирующая (на каком уровне усвоен материал);
стимулирующая;
констатирующая (занимается ли ученик по этому предмету);
уведомляющая (балл, полученный за изученный материал);
карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).
Не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности;
Малоинформативна;
Затрудняет индивидуализацию обучения;
В отметках вся власть взрослых;
Способ соревнования детей.
Функции отметки
Для понимания сущности контроля и оценки знаний, их места в учебном процессе давайте проанализируем функции оценивания:
1. Обучающая:
дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;
способствует прибавлению, расширению фонда знаний;
2. Воспитательная:
обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;
способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
4. Стимулирующая:
оказывает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, оценка воздействует на личность в целом;
под ее непосредственным влиянием ускоряются, либо замедляются темпы умственной работы;
3. Ориентирующая:
воздействует на умственную работу с целью осознания процесса этой работы и понимания собственных знаний;
формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;
5. Диагностическая:
фиксирует общий уровень подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности
предполагает непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения,
позволяет выявить причины отклонения от заданных целей и задач
6. Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя:
позволяет учителю получить информацию о качестве учебного процесса;
7. Личностно-ориентированная — формирование адекватной самооценки:
формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников
8. Социальная
изменение межличностных отношений в классном коллективе;
Новое видение системы оценки
Оценивается процесс движения к результату;
Оценивается широта и глубина жизненных знаний;
Учитель – адвокат и консультант;
Поощрение взаимооценки и самооценки учащихся;
Принятие во внимание приложенных усилий к достижению учебного материала;
Поощрение выхода за пределы учебной программы и стандарта;
Поощрение взаимодействия учителя и ученика в процессе оценки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.